Ii. учебно-методические рекомендации для студентов дневной формы обучения всех нефилософских специальностей 1 страница

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ СРС

(самостоятельной работы студентов за семестр)


Виды и формы заданий Ф о р м ы и г р а ф и к к о н т р о л я з а в ы п о л н е н и е м з а д а н и й в т е ч е н и е с е м е с т р а
 
Практи- ческие задания по базовым темам   РЦ   АЛО   КО   ПК КР     КО   КСР КО ПК КР ТЗ
                                   
                                   
Задания к семинарам Д       Р       Д ТЗ   Р   Д   Р   ТЗ
                                   
                                   
Задания к тестиро- ванию ИЗ   РПК   ИЗ     РПК   КТ       ИЗ РПК   КТ З
                                   
                                   

Условные обозначения форм контроля:

Д– доклад

РЦ – рецензия

АЛО – аналитический литературный обзор

КО – контрольный опрос (устно)

ТЗ – текущий зачет

КР – контрольная работа (письменно)

ИЗ – индивидуальные задания

ПК – проверка конспектов

КТ – компьютерное тестирование

З – зачет (если предусмотрен учебным планом)

РПК-развернутый план-конспект (темы, вопросы курса)

Р – рефераты

КСР – курсовая работа (если рекомендована преподавателем)

Самостоятельная работа студентов по курсу «философия» включает:

- изучение теоретического материала;

- выполнение творческих заданий по философии с целью выработки навыков абстрактного, логичного (корректного) мышления;

- умений работать с тестами;

- написание рефератов, докладов, курсовых работ;

- написание проверочной 1 или 2-х контрольных работ (на усмотрение преподавателя по уровню усвояемости учебного материала).

В ходе учебного процесса преподавателем постоянно осуществляется контроль за деятельностью студента в соответствии с требованиями ГС по данному курсу дисциплины.

Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях (возможно тестирование);

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса (возможно тестирование);

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины (тестирование).

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(выполняется одна или две проверочные контрольные работы в течение уч. года, в зависимости от учебного плана)

Предмет философии, её функции и роль в развитии человека и общества. Сущность современного антропоцентризма. Философия и частные науки. Философия как мировоззрение. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философия древности. Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Философия Нового и Новейшего времени. Русская философия. Философия в развитии русской духовности. Становление русской философии (XIV –XVII вв.). Обособление философии от религии и становление её как самостоятельной системы знания. Западники и славянофилы. Философия революционно-демократического движения. Религиозно-идеалистическая философия. Русская религиозная философия ХХ века. Марксистская философия в России. Современная философия. Прагматизм. Феноменология.Психоанализ.Экзистенциализм.Философская антропология.Неотомизм.Структурализм и постструктурализм.Постмодерн. Бытие и материя как основные философские понятия. Бытие как реальность. Понятие субстанции. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум. Проблемы единства мира. Эпистемология: философское учение о знании. Теоретическое «конструирование» знания. Научное и вненаучное знание. Религиозная картина мира. Философская картина мира. Научная картина мира. Синергетика – как реальное видение. Жизнь как специфическая форма движения материи. Предпосылки возникновения жизни. Современные представления о происхождении жизни. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Философское учение о развитии мира: история и сущность. Объективное и субъективное в диалектике. Основные законы и категории диалектики. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни. Проблема эволюции Вселенной. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Антропология о происхождении и эволюции человека. Человек и природа. Природа как объект философского познания. Единство природы и человека. Естественная и искусственная среда. Этногенез и проблема единства человечества (русский космизм). Глобальный характер экологических проблем. Природа человека и смысл его жизни. Смысл жизни и деятельности человека. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Проблема смерти и бессмертия. Проблема сознания в науке и философии. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания. Интегративная структура сознания. Концептуальное структурирование сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного. Виды познания. Отражение мира в сознании как познание. Субъект и объект познания. Познание как процесс идеального отражения мира. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Методология научного познания. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). Логическая система диагностического познания. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Истина и её критерии. Познание и практика. Научные революции и смена типов рациональности. Общество как объект философского анализа. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Теоретические модели общества как развивающейся системы. Общество и его структура. Общество в отличие от социума. Системный взгляд на общество: исходные определения. Аспекты системного рассмотрения общества. Уровни системного рассмотрения общества. Материальная жизнь общества. Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве. Труд – главное условие преобразования действительности в новое бытие. Производство, его роль в жизни человека. Техника и технология в социальном измерении и историческом процессе. Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации. Понятие политической системы. Политика и общество. Личность и политика. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества. Социальная дифференциация в информационном обществе. Социальная природа и содержание духовной жизни. Наука как система знаний и вид духовного производства. Искусство. Мораль как регулятор социального поведения. Религия. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Общественное сознание – его бытийственный смысл (индивидуальное и общественное сознание). Закономерное развитие общественного сознания, его зависимость от общественного бытия и относительная самостоятельность. Культура и природа. Проблема понимания культуры. Человек как творец и творение культуры. Культура и цивилизация. Личность и общество как проблема социальной философии (индивид, индивидуальность, личность). Теории личности. Человек и исторический процесс. Свобода и ответственность – атрибутивные характеристики человеческого бытия. Свобода и необходимость. Коллективность как форма совместимости человеческого бытия. Личность и массы. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Цивилизация как форма существования и развития общества. Типы цивилизаций: содержание и основные признаки информационной цивилизации. Многобразие форм цивилизаций. Россия в мировом цивилизационном процессе. Сущность антропологического детерминизма. Гуманизм в судьбах современных цивилизаций. Человечество перед лицом глобальных проблем. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

(для студентов, которым предусмотрена по учебному плану данная форма контроля)

1. Предмет философии, её место и роль в культуре.

2. Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке.

3. Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

4. Античная философия. Становление натурфилософии и диалектики.

5. Философские учения Аристотеля и Платона.

6. Философия средневековья. Природа и человек как творение бога.

7. Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

8. Проблема метода познания в философии Нового времени. ( Ф.Бэкон, Р.Декарт).

9. Проблема человека в философии Просвещения. (Вольтер, Руссо).

10. Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический императив.

11. Философская концепция Гегеля. Объективный идеализм и идеалистическая диалектика.

12. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии христианства и утверждение религии любви.

13. Русская философия (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники).

14. Русская философия (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство).

15. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев).

16. Марксистская философия в России.

17. Бытие как реальность (понятие субстанции).

18. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум (проблемы единства мира).

19. Эпистемология. Научное и вненаучное знание.

20. Жизнь как специфическая форма движения материи.

21. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.

22. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.

23. Человек и природа (естественная и искусственная среда).

24. Проблемы взаимодействия общества и природы. Русский космизм (учение В. И. Вернадского о ноосфере). Этногенез.

25. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке.

26. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

27. Проблема смерти и бессмертия.

28. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания.

29. Интегративная структура сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного.

30. Концептуальное структурирование сознания.

31. Познание как процесс (соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания).

32. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).

33. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.

34. Общество и его структура (общество в отличие от социума).

35. Системный взгляд на общество (аспекты и уровни системного рассмотрения общества).

36. Материальная жизнь общества (производство, его роль в жизни человека).

37. Техника и технология в становлении информационной цивилизации.

38. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика).

39. Духовная жизнь общества (наука как система знаний и вид духовного производства; искусство, мораль, религия).

40. Духовная жизнь общества (любовь и творчество в жизнедеятельности человека).

41. Культура и цивилизация (человек как творец и творение культуры; сущность культурной деятельности).

42. Личность и общество. Проблемы свободы.

43. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации (Россия в мировом цивилизационном процессе).

44. Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.

45. Основные направления современной философии (прагматизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, философская антропология, неотомизм, структурализм и постструктурализм, постмодерн).

46. Социально-критическое направление в философии (Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас).

47. Антропологическое направление в философии (Ницше, Шопенгауэр).

48. Сциентистское направление в философии (позитивизм, его основные этапы).

49. Смысл жизни человека как философская проблема.

50. Человек как предмет познания. Роль различных наук в формировании представлений о человеке, его месте в мире.

51. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.

52. Религиозная картина мира (РКМ), философская картина мира (ФКМ), научная картина мира (НКМ), синергетика – как реальное видение.

53. Социальная структура общества.

54. Индивид, индивидуальность, личность. Теории личности.

55. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.

56. Проблема сознательного и бессознательного (З. Фрейд).

2.4. ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

(для студентов, которым предусмотрена по учебному плану данная форма контроля)

1. Предмет философии, её место и роль в культуре.

2. Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке.

3. Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

4. Античная философия. Становление натурфилософии и диалектики.

5. Философские учения Аристотеля и Платона.

6. Философия средневековья. Природа и человек как творение бога.

7. Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

8. Проблема метода познания в философии Нового времени. ( Ф.Бэкон, Р.Декарт).

9. Проблема человека в философии Просвещения. (Вольтер, Руссо).

10. Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический императив.

11. Философская концепция Гегеля. Объективный идеализм и идеалистическая диалектика.

12. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии христианства и утверждение религии любви.

13. Русская философия (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники).

14. Русская философия (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство).

15. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев).

16. Марксистская философия в России.

17. Бытие как реальность (понятие субстанции).

18. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум (проблемы единства мира).

19. Эпистемология. Научное и вненаучное знание.

20. Жизнь как специфическая форма движения материи.

21. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.

22. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.

23. Человек и природа (естественная и искусственная среда).

24. Проблемы взаимодействия общества и природы. Русский космизм (учение В. И. Вернадского о ноосфере). Этногенез.

25. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке.

26. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

27. Проблема смерти и бессмертия.

28. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания.

29. Интегративная структура сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного.

30. Концептуальное структурирование сознания.

31. Познание как процесс (соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания).

32. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).

33. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.

34. Общество и его структура (общество в отличие от социума).

35. Системный взгляд на общество (аспекты и уровни системного рассмотрения общества).

36. Материальная жизнь общества (производство, его роль в жизни человека).

37. Техника и технология в становлении информационной цивилизации.

38. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика).

39. Духовная жизнь общества (наука как система знаний и вид духовного производства; искусство, мораль, религия).

40. Духовная жизнь общества (любовь и творчество в жизнедеятельности человека).

41. Культура и цивилизация (человек как творец и творение культуры; сущность культурной деятельности).

42. Личность и общество. Проблемы свободы.

43. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации (Россия в мировом цивилизационном процессе).

44. Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.

45. Основные направления современной философии (прагматизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, философская антропология, неотомизм, структурализм и постструктурализм, постмодерн).

46. Социально-критическое направление в философии (Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас).

47. Антропологическое направление в философии (Ницше, Шопенгауэр).

48. Сциентистское направление в философии (позитивизм, его основные этапы).

49. Смысл жизни человека как философская проблема.

50. Человек как предмет познания. Роль различных наук в формировании представлений о человеке, его месте в мире.

51. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.

52. Религиозная картина мира (РКМ), философская картина мира (ФКМ), научная картина мира (НКМ), синергетика – как реальное видение.

53. Социальная структура общества.

54. Индивид, индивидуальность, личность. Теории личности.

55. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.

56. Проблема сознательного и бессознательного (З. Фрейд).

Ii. учебно-методические рекомендации для студентов дневной формы обучения всех нефилософских специальностей 1 страница - student2.ru

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

3. Антология мировой философии в 4-х т. Мысль. 1969.

4. Антология средневековой мысли Т. 1,2 /Под ред. С.С.Неретиной –С-Пб., 2002.

5. Асмус В.Ф. Античная философии. М. 1976.

6. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, № 1.

7. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь справочник, 2000.

8. Введение в философию. Учебник. В 2-х Т. – М. – 1990.

9. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.

10.Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 1 и 2, Т. 2, ч. 1 и 2. - Л., 1991.

11.Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1991, № 12.

12.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: В 2-х т. - М., 1994.

13.Зуй М.И. Социология – мифология – философия // Социс, 1996, № 12.

14.История современной зарубежной философии. Санкт-Петербург. – 1997.

15.История философии в кратком изложении. - М., 1995.

16.История философии: Запад–Россия–Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. В 4-х Т. – М., 1995-1996.

17.Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.

18.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.

19.Караваев Э.Ф., Шилков Ю.М. Философия. – СПб, 2004.

20.Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – Кемеров. 2001.

21.Кохановский В.П. Современная философия. – Ростов-на-Дону, 1998.

22.Краткая история философии (Под общей ред. В.Г. Голобокова). - М. 1996.

23.Краткая история философии. - М., 1996.

24.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

25.Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону – 1997.

26.Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М. 1996.

27.Лешкевич Т.Г. Философия. Курс лекций. М., 2000.

28.Лившиц М. Мифология древняя и современная. – М., 1982.

29.Лосский Н.О. История русской философии.- М. 1991.

30.Мануйлов И.М. Античная философия. Конспект лекций. Пенза. 1999.

31.Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланова В.Г. Философия 20 века. – М., 2001.

32.Мартынов М.И. Философия: вопросы и ответы. - Мн., 2001.

33.Мир философии. Книга для чтения. В 2-х Ч. – М., 1991.

34.Новиков А.И. История русской философии. Санкт - Петербург, 1998.

35.Основы современной философии. – Отв. ред. М.Н.Росенко. – М., 1997.

36.Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.

37.Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

38.Пролеев С.В. История античной философии. - М.. 2001.

39.Рассел Б. История западной философии Ч. 1-2. - М. 1993.

40.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. в 4-х Т. – СПб., 1997.

41.Русская философия. Антология. Ч. 1-2. М., 1993.

42.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995.

43.Русская философия. Словарь.- М. 1999.

44.Русские философы (Конец ХIХ – середина ХХ века). Антология. М. 1993.

45.Рычков А.К. Философия. М., 2002.

46.Современная буржуазная философия. Словарь. – М., 1994.

47.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

48.Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

49.Современный философский словарь. – М., 1996.

50.Солнцев В.Н. Русская философия: имена, учения, тексты. М., 2001.

51.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М. 1998, 2000.

52.Таранов П.С. Философия изнутри. Анатомия мудрости. Ч. 1-2. - М. 1996.

53.Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

54.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М. 1997.

55.Фараджев К. Русская религиозная философия. – М., 2002.

56.Федорова М. Классическая политическая философия. – М., 2001.

57.Феномен человека. Антология. – М. 1993.

58.Философия (конспект лекций). - М., 2002.

59.Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.

60.Философия / Под ред. Харина Ю.А. - Мн., 1999.

61.Философия природы в Античности и Средние века /Под ред. Гайденко П.П., Петрова В.В. – М., 2002.

62.Философия. / Под ред. Л.А. Никитина. – М., 2002.

63.Философия. Справочник студента. / Под ред. Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцова. – М., 1999.

64.Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П.Ратникова., М., 2005.

65.Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв.ред. В.П. Кохановский. Ростов - на - Дону, 2002.

66.Философия. Учебник. Санкт-Петербург, 1996.

67.Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М. 2002.

68.Философия. Человек и жизнь. /Под ред. Н.С.Кажеурова. – М., 2002.

69.Философский энциклопедический словарь М. 1983.

70.Философский энциклопедический словарь. - М., 1994.

71.Философский энциклопедический словарь. – М. 2002.

72.Философский энциклопедический словарь. – М., 1998.

73.Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3-х частях. - Ч. 2 /Отв. Ред. Микешина Л.А. М. 2001.

74.Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. – М., 1997.

75.Хрестоматия по истории философии от Нестора до Лосева. Ч.3. – М., 1997.

76.Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. Ч.2. – М., 1997.

77.Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. 2001.

78.Чикин А.П. Врачи-философы. – М., 1994.

79.Шевченко Ю.П. Философия медицины. – М., 2004.

Дополнительная

1. «Круглый стол», посвященный обсуждению книги Н.Н. Моисеева «Быть или не быть человечеству?» // Вопросы философии, 2000, №4.

2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

4. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. -Новый мир, 1988, № 7,9.

5. Авраменко Р.Ф., Николаева В.И. Голографические свойства гиперсферы // Проблемы голографии. – М., 1975. – Вып. № 6.

6. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. . – М., 1988.

7. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

8. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. – 1991. - № 1. С. 3-8.

9. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. – Минск, 1991.

10.Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. // Философские науки, 1985, № 3.

11.Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М., 1989.

12.Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М., 1981.

13.Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001.

14.Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. - № 2.

15.Арлычёв А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. – СПб, 1992.

16.Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности – М., 2001.

17.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

18.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

19.Ахиезер А.С. Об особенностях современного философст­вования. // Вопросы философии, 1995, № 12.

20.Баландин Р. Поиски истины. Жизнь и творчество В.И. Вернадского. – М., 1983.

Наши рекомендации