Законы и закономерности развития антропогенных систем.
Следует отметить, что формулировки Г.С. Альтшуллера, данные им до Н.П. Балашова и А.И. Половинкина, носят более конкретный, практический характер, близки к проводимой им изобретательской деятельности. У других авторов они имеют еще более общий вид и применены "вообще" к техническим системам. Какой-либо законченности и полноты нет ни у кого из них.
В ряде законов используются термины "гармоническое соотношение", "минимальная работоспособность" и т.д., которые не связаны с какими-либо количественными показателями и указывают лишь на общие тенденции в процессах и соотношениях.
Все законы развития техники действуют не обособленно, а, по-видимому, взаимосвязанно. Связи между ними не оговорены. Можно полагать, что в ряде случаев пренебрежение взаимосвязанностью законов неправомерно и недопуст
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Постановка задачи | Вскрытие противоречий (внутренних) | Преодоление противоречий. | Осмысление результата. | |
В терминах философии | Теория познания: «Чувственное познание – абстрактное мышление - практика» | |||
В терминах принятия решений | Обоснование постановки задачи: - анализ процессов породивших данную задачу, вскрытие внутренних противоречий этих процессах; - актуальность задачи; - общественная потребность (важность) решения задачи.; - правомерность с позиций законов природы, осуществимость на современном уровне развития; выбор и обоснование критериев оценки результата (лицо, принимающее решение). | Определения трудности, выделить главные трудности (противоречия); - построение модели задачи; выявить: - управляемые переменные (изменяемые параметры) - ограничения к ним; - неуправляемые переменные (неизменяемые параметры); - нельзя ли снять ограничения? Перевести некоторые неуправляемые переменные в управляемые? Возможности других выходов (целей). | Инверсология; Логика; Эвристика; Интуиция; Творчество, наука, искусство; Математическое программирование; Оптимизация; Деловые игры, ТРИЗ, АРИЗ и др. | Определить причинные связи между переменными и конечными результатами, оценить последствия принятого решения. Нахождение диалектической взаимосвязи с исходной задачей. Возможность постановки новой задачи (качественно новый замысел задачи) |
В терминах системного подхода | Исследование потребности; Уяснение задачи; Постановка цели; Анализ структуры системы; Целостность, Элементы, Связи; Взаимодействие со средой; Функциональность; Выбор и обоснование критериев оценки результата; Анализ с позиций надсистемы. | Построение и анализ дерева противоречий. Анализ структуры системы по принципу иерархичности: - управляющие и управляемые элементы и подсистемы. Анализ влияния окружающей среды на систему. | Поиск концепций системы. Построение и анализ дерева функций системы. Функциональные и конструктивные модули системы. Системотехника. | Оценка решения. Обратные связи. Воздействие выхода на вход. |
окончательное решение будет человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Представляя процесс инженерного творчества как связь трех неразрывных составляющих: системный подход - законы развития - принятие решений в соответствии с положениями материалистической диалектики и, рассмотрев каждую их составляющих, мы убедились в эффективности и необходимости их применения в инженерном творчестве.
В соответствии с этим раскроем смысл вкладываемый в концепцию современного взгляда на научную инженерную и учебную деятельности.
1. Во-первых, мировоззренческая позиция, основанная на диалектическом материализме. И находит эта позиция свое отражение в системном (функционально структурном) подходе.
2. Во-вторых, применяя системный подход к техническим системам, мы базируемся на законах и закономерностях их развития.
3. В третьих результатом системного подхода к задачам развития техники является принятие решения, которое выражает процесс вскрытия и преодоления противоречий. Здесь весьма важно владеть разнообразными методами активизации творческого мышления и использовать накопленные в различных отраслях техники опыт, банки данных.
Таким образом, ученый, инженер, педагог на основе системного подхода опираясь на законы развития техники может принимать эффективные решения в своей научной инженерной и учебной деятельности.
Что же необходимо делать?
Сейчас необходимо осознать, что действующая испокон веков система образования носит не творческий, а информационный характер. Да, так было всегда, но так не может оставаться дальше.
Принимающему решение не легко расстаться с возвышающей мыслью о себе, о том, что только его "гении", а не сознательная системная творческая деятельность в союзе с наукой, опираясь на законы природы и законы развития техники, ведет дело кратчайшим путем к успеху.
Нужно перешагнуть высокий барьер предубежденности, чтобы практически осознать, что диалектический материализм это не то, что находится за дверьми кафедры философии, а мировоззрение, которое определяет деятельность человека в технике и в обществе.
В последнее время начались успешные исследования в области философского осмысления технических наук инженерной деятельности и проектирования. Время меняет подход к изучению философских и социальных проблем научно технического прогресса.
Нам с вами нужны конкретные знания о системности мира, о человеке, о законах развития техники и методах принятия решении. Необходимо овладеть методологией научно технического творчества, осмыслить с этих позиции "свою" научную, инженерную, учебную деятельность. Актуальной задачей нашего времени является дальнейшее развитие и конкретизация в различных областях изложенной выше современной концепции.
Для этого необходима активная творческая работа (содружество) философов и представителей конкретных специальностей (инженеров, ученых, педагогов) Таким путем мы будем успешно содействовать научно-техническому прогрессу, эффективному развитию нашего общества.