Педагогические кадры регионального дополнительного образования. Проектно-педагогическая команда.

Проектно-педагогическая команда - многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. В нашем случае, в состав проектно-педагогической команды (в рамках Программы «Поколение XXI: Развитие Человеческого Потенциала») входят: проектировщик, менеджер, тьютор, педагог (педагог ДО). Проектно-педагогическая команда разрабатывает и реализует модульные образовательные программы, обучение по которым построено интенсивным, модульным образом, на основе сетевого взаимодействия и с учетом современных образовательных потребностей старшеклассников.

Проектно-педагогическая команда может формироваться двумя способами: 1. собираются люди разных профессий, которых интересует определенная тема; 2. Чаще всего проектно-педагогическая команда собирается на базе ДОД.

41. Содержание деятельности позиций в проектно-педагогической команде: проектировщик.

1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.

2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

Педагогическая команда - группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученный результаты.

Проектная команда – многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, тесно сотрудничая друг с другом

Проектировщик – специалист по проектированию.

Проектно-исследовательский центр. Цель:

Осуществление анализа процессов разворачивания программных направлений.

Задачи:

Корректировка содержания педагогической деятельности;

Обеспечение разработки программных исследований согласно годовому планированию.

42. Содержание деятельности позиций в проектно-педагогической команде: менеджер.

Менеджер – 1)профессиональный управляющий предприятия, наёмный руководитель производства, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере, администратор; 2)член руководящего состава компании, банка, финансового учреждения, их структурных подразделений; 3)предприниматель в профессиональном спорте, организующий тренировку и выступление спортсменов.

Три группы менеджеров образования:

1) Административный персонал образовательных учреждений и органов управления образование.

2) Руководители методических, юридических, финансово-экономических и др. служб системы образования.

3) Учитель как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Менеджерский центр. Цель: обеспечивать условия для реализации программных мероприятий согласно плану годовых работ.

43. Содержание деятельности позиций в проектно-педагогической команде: тьютор.

Тьютор – 1)Педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающих; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение предается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) Индивидуальный научный руководитель студента.

Тьюторский центр осуществляет инновационную организацию набора школьников в программу развития. Задачи: Реализует собственные образовательные модули образовательные модули, связанные с сопровождением индивидуальных образовательных траекторий, а также участвует в педагогическом обеспечении программных направлений.

44. Содержание деятельности позиций в проектно-педагогической команде: педагог.

Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитательной деятельности, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

Педагог воздействует на учащихся, сообщает им знания, формирует личность, является руководящей и управляющей стороной отношений «педагог-обучаемый». В то же время педагог подвергается воспитательным воздействиям и стремиться к самосовершенствованию.

45. Потенциал проектно-педагогических команд: принципы кадровой политики, кадровые школы, подготовка и переподготовка кадров для разработки и реализации модульных образовательных программ.

Кадровая школа - это система подготовки специалистов по профессиональному обучению усвоения информации при помощи научно-обоснованных мнемотехнических методов и приемов для индивидуального использования в социальной сфере, а также для преподавания в школах, институтах, ВУЗах, при подготовке к экзаменам, ВНО и т.д.

опыт ведущих предприятий, особенно активно внедряющих инновационные разработки, показывает, что для эффективной работы в постоянно развивающейся конкурентной среде работники проходят повышение квалификации один-два раза в год по модульным образовательным программам. Для этого организацию повышения квалификации необходимо перевести на модульно-кредитные принципы и персонифицированные финансовые механизмы. Новые модели повышения квалификации отрабатываются в настоящий момент в рамках Федеральной целевой программы развития образования (проект «Проведение эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации»). Модульные программы позволяют оперативно вводить новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечивают опережающий характер профессионального образования и гибкий диапазон возможностей для профессионального роста, адаптацию к изменяющимся условиям и переобучение в случае устаревания каких-либо профессий или специальностей.

Принципы:

1) определение общей стратегии, целей управления персоналом, формирование идеологии и принципов кадровой работы, построение системы мотивации в организации. Идеология кадровой работы может быть отражена в виде документа, содержащего моральные нормы в работе с кадрами организации, и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений организации, включая руководителя организации [...];

2) планирование потребности организации в персонале с учетом существующего кадрового состава ;

3) привлечение, отбор и руководство персоналом. Для этого необходимо разработать критерии отбора персонала и оптимизировать соотношение внутреннего (перемещения внутри организации) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;

4) повышение квалификации персонала и его переподготовка. Для этого рекомендуется определить формы обучения работников при повышении квалификации;

5) построение и организация рабочего процесса, в том числе определение рабочих мест, условий труда, содержания и последовательности выполнения работ и др.

Кадровое развитие, направленное на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований международного качества, а также на обновление научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности

1.Создание эффективной системы мотивации профессионального развития и достижения высоких результатов научно-педагогических работников, включая поддержку высокой академической продуктивности, а также стимулирование руководства образовательными программами, стимулирование внедрения новых технологий и внедрение антикоррупционных механизмов,

формирование системы стимулов профессионального развития сотрудников; ориентирование всех сотрудников университета на продуктивную, инициативную работу и достижение высоких результатов, введение принципа дифференцированной оплаты труда в зависимости от индивидуальных достижений

2010 - 2012 годы

2.Интенсивная языковая переподготовка профессорско-преподавательского состава, содействие обеспечению профессионального уровня владения английским языком профессорско-преподавательским составом, а также сохранение и развитие компетенций в области восточных языков и распространение практики освоения восточных языков специалистами других областей

качественное обновление языковых компетенций научно-педагогических работников университета;

формирование профессионального знания английского языка в академической среде и освоение профессорско-преподавательским составом восточных языков, необходимых для тесного взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

овладение к 2014 году 25 процентами профессорско-преподавательского состава английским языком на уровне, необходимом для преподавания и написания статей в англоязычные журналы

2010 - 2019 годы

3.Привлечение талантливых преподавателей и молодых ученых для работы в университете, в том числе путем приглашения на работу российских граждан, получивших образование и опыт работы в ведущих зарубежных университетах, как на профессорские должности, так и на создаваемые должности научных сотрудников для выпускников аспирантуры

эффективная реализация политики кадрового обновления;

привлечение талантливых специалистов;

исследовательских команд под руководством ученых, имеющих опыт работы в ведущих научных центрах мира;

обеспечение высокого уровня входящей академической мобильности и укрепление партнерских отношений с российскими и зарубежными университетами

2011 - 2019 годы

4.Повышение квалификации кадров (прежде всего в форме стажировок) в ведущих образовательных, научных и предпринимательских центрах России и других стран, поддержка временной (до одного семестра) работы преподавателей университета в лучших университетах стран Азиатско-Тихоокеанского региона и на инновационных предприятиях Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона

реализация комплексной программы повышения квалификации научно-педагогических кадров;

изучение передового опыта и постоянное обновление профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава;

формирование кадрового резерва университета;

развитие академической мобильности;

прохождение стажировок к 2014 году каждого 4-го преподавателя в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах

2011 - 2019 годы

5.Реализация в новом кампусе возможности для преподавателя заниматься учебной и научной работой в течение всего рабочего дня, включающей обеспечение каждого преподавателя современным рабочим местом и создание среды для профессионального общения

формирование принципиально новой среды для профессионального общения научно-педагогических работников, обеспечивающей циркуляцию идей и генерацию инноваций;

обеспечение в кампусе к 2014 году каждого преподавателя собственным рабочим местом, позволяющим ему плодотворно заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью

46. Мониторинг образовательных результатов в Программе «Поколение»

Мониторинг – это непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или опасных ситуаций.

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг системы ДО Красноярского края обеспечивает Красноярский краевой менеждерский центр развития ДО. Одна из его задач - мониторинг состояния и перспектив развития системы дополнительного образования детей в рамках краевой Программы «Поколение-ХХI».

На примере Кежемского районного ЦДТ рассмотрим мониторинг результатов:

 В каждой программе на этапе проектирования должен быть заложен механизм развития через мониторинг, анализ результатов и эффективности, рефлексию деятельности, содержания и формы, возникающих изменений и их последствий, а также возможность корректировки или кардинальных изменений, как формы, так и содержания программы.

 На стадии реализации проекта создается рабочая группа, работающая по целевым программам проекта. В состав рабочей группы также входит и разработчики программы, осуществляющие авторский контроль над реализацией программы, консультирование, организацию мониторинга, анализа и корректировки программы.

 В программе Кежемского ЦДТ есть технологические карты, например, технологическая карта работы координатора по программе «Чудо-шашки» (см. ниже). Технологические карты позволяют систематизировать работу и осуществлять контроль. Это важно, так как каждый участник рабочей группы может работать одновременно в 2-х и более программах. Координаторы Сферного проекта включены в 5—7 целевых программ одновременно. Кроме того, технологические карты позволяют организовать мониторинг, как отдельных составляющих программы, так и всей программы в целом в рамках всего проекта.

На 2008 год

Стратегия развития человеческого потенциала как механизм модернизации дополнительного образования региона. Ключевым направлением является: Система оценки качества образования и система мониторинга.

Появляются новые структурные единицы, среди которых есть и менеджерский центр.

Система оценки качества образования и системы мониторинга

 региональные требования к содержанию и результату дополнительных образовательных программ (закрепление норм-лицензирование, аттестация)

 мониторинг результатов образования. Оценка качества образования и инструменты его измерения (сопоставимая ежегодная оценка прогресса уч-ся в освоении универсальных способностей)

 отработка системы поддержки индивидуальных достижений школьников в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»в части поддержки талантливой и социально активной молодежи и многоуровневой системы массовых мероприятий со школьниками

 общественное участие и стандарты публичной отчетности.

 отработка системы зачета в ОШ результатов школьников в дополнительном образовании

2010 г.

Менеджерский центр Программы развития ДО

Первая ключевая задача - Создание региональной системы оценки качества дополнительного образования;

47. Результаты Открытого дополнительного образования: понятие и виды.

Значимые эффекты 2010:

Механизмы изменения содержания

открытый конкурс программ дополнительного образования: 1,5 тысяч проектно-педагогических команд, более 560 программ дополнительного образования;

региональные требования к программам дополнительного образования;

кадровая школа для проектно-педагогических команд-участников конкурса: свыше 1040 проектно-педагогических команд;

грантовая поддержка проектно-педагогических команд, педагогов, УДО

Переустройство инфраструктуры

186 УДО - 162 тыс. детей, в т.ч.

7 краевых УДО как структурные подразделений Программы открытого образования, как центры роста в сети УДО;

объединения в ОШ-185 тыс. школьников;

22 краевые круглогодичные интенсивные школы;

45 летних образовательных программ - более 5 тысяч старшеклассников и старших подростков;

507 клубов -65 тыс.детей;

7 загородных круглогодичных баз, 2 гостиницы;

Менеджерский центр Программы развития ДО

Результат:

Увеличение занятых в ДО с 56% до 79%, в дополнительном образовании спортивной направленности с 13% до 47%.

(ожидаемый показатель 2010 года в РФ - 50%).

Изменение экономики дополнительного образования

увеличение финансирования системы ДО на 17% (2007 год- 1 686 437,0 тыс.рублей; 2009 г- 2 153 063,0 тыс.рублей)

финансирование интенсивных школ- строка в бюджете;

Финансирование проектов, программ -более 75 млн.рублей.

норматив бюджетного финансирования на одного учащегося 2007 год- в городе 11 096 рублей; в селе -12 704 рублей

2009 год- в городе 17 245 рублей, в селе - 19 851 рублей;

316 грантов пдо - 12 640,0 тыс.рублей;

208 грантов государственным и муниципальным УДО - 111,3 млн.рублей;

средняя заработная плата педагогических работников УДО- 9,5 тыс.руб., остальных работников-6,5 тыс. руб., в ОШ -16,0 тыс.руб., и 8,3 тыс. руб.

Переход на НСОТ.

Показатели 2008:

 доля школьников, занятых ДО

2007-60%, 2008-65%, 2009-70%, 2010-70%

 доля старшеклассников занятых в ДО-35%

 доля одаренных сельских школьников, включенных в дистанционные, интенсивные формы ДО

2007-15% 2008-18% 2009-20% 2010-20%

 доля школьников, занимающихся физической культурой, спортом и туризмом

2007-22% 2008-26% 2009-30%

 Ежегодная пропускная способность спорт.дворов ОШ

2007-40380 чел. 2008-61880 чел. 2009-85080 чел.

 доля охваченных отдыхом и оздоровлением-70%

 доля состоящих на учете в ПДН, занятых в летний период-100%

 % снижения числа школьников, состоящих на учете в ПДН 5% ежегодно

Закреплены Программой социально-экономического развития Красноярского края, отраслевой программой общего образования, Законами края.

Название (или тип социо-культурной реальности) Цель, задачи и результат направления Способ оценки результата деятельности детей
Социальные технологии Цель: включение школьников в практики создания новых социальных форм организации жизни.   Задачи: формирование основ проектной и предпри­нимательской культуры, управленческого мышления.   Результаты: 1. Школьники включены в практики создания новых социальных форм организации жизни. 2. Сформированы основы проектной и предпри­нимательской культуры, управленческого мышления. Проект.
Технологии культурной политики Цель: включение школьников в практики создания новых культурных форм организации жизни, а также в практики принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности.   Результат: школьники включены в практики создания новых культурных форм организации жизни, а также в практики принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности. 1. Созданные школьниками культурно-образовательные события и другие гуманитарные проекты на территории Сибири. 2. Проверка результатов исследований механизмов смены культурных представлений, традиций и норм.
Технологии регионального развития Цель: включение школьников в практики пространственного мышления и деятельности.   Задачи: формирование у школьников поля возможностей в вопросе анализа и выбора школьниками региона проживания и жизнедеятельности.   Результаты: 1.Школьники включены в практики пространственного мышления и деятельности. 2. У школьников сформировано поле возможностей в вопросе анализа и выбора ими региона проживания и жизнедеятельности.   Разработанные детьми программы антикризисного управления и планирования развития регионов.
Антропологические технологии Цель: Включение школьников в освоение практик развития человека в его эмоциональном, физическом, волевом, духовном и интеллектуальном аспектах.   Задачи: 1. Освоение учащимися представлений о человеке как гуманитарном объекте, а также основ современных антропотехник, таких как арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия и др. 2. Освоение логики анализа антропологического развития, методы гуманитарно-антропологического проектирования. Результаты: 1. Школьники включены в освоение практик развития человека в его эмоциональном, физическом, волевом, духовном и интеллектуальном аспектах. 2. Учащимися освоены представления о человеке как гуманитарном объекте, а также основы современных антропотехник. 3. Учащимися освоены логика анализа антропологического развития, методы гуманитарно-антропологического проектирования. Анализ применения учащимися современных антропотехник и методов гуманитарно-антропологического проектирования.
Технологии научного познания Цель: включение школьников в практики эпистемологической работы.   Задачи: 1. Освоение школьниками методов теоретического мышления и способов работы с современными системами знания. 2. Формирование у школьников осознанного аналитического отношения к знаниям как к модельным представлениям об окружаю­щем мире. 3. Освоение школьниками мыслительных процедур, таких как систематизация, типологизация, классификация и др. Результаты: 1. Школьники включены в практики эпистемологической работы. 2. Школьниками освоены методы теоретического мышления и способы работы с современными системами знания. 3. У школьников сформировано осознанное аналитическое отношение к знаниям как к модельным представлениям об окружаю­щем мире.   Анализ применения учащимися методов теоретического мышления и способов работы с современными системами знания.
Инженерные технологии Цель: включение школьников в практики создания искусственно-технических объектов (миров), построенных по зако­нам природы.   Результат: школьники включены в практики создания искусственно-технических объектов (миров), построенных по законам природы. Сконструированное и/или смоделированное воплощение идеи ученика.
Экранные технологии Цель: включение школьников в современные визуально-эстетические практики.   Задачи: 1. Освоение школьниками таких элементов современных экранных технологий, как видео-арт, кино- и телетехнологии, web-дизайн и др. 2. Формирование у школьников знаковых, образно-симво­лических форм мышления и представления. 3. Изучение места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов. Результаты: 1. Школьники включены в современные визуально-эстетические практики. 2. Школьниками освоены элементы современных экранных технологий. 3. У школьников сформированы знаковые, образно-символические формы мышления и представления. 4. Школьниками изучено место визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов. 1. Фильмы школьников 2. Оформленный с помощью web-дизайна web-интерфейс или сайт.

Наши рекомендации