Психолого-педагогическая подготовка родителей и открытый образовательный процесс.

Месяц Тема
Май Система подхода к детям учителя первого класса
Август Сущность отметки и оценки
Сентябрь Природа ребенка
Октябрь Новые образовательные курсы: письменноречевая деятельность, шахматы
Ноябрь Организация совместной деятельности ребенка и взрослого дома
Декабрь Как работать с «секретными пакетами» ребенка
Январь Сущность воспитания
Февраль Уроки физической культуры как развитие смелости, ловкости и выносливости
Март Построение государства в классе: цели, формы и содержание
Апрель Принципы развивающего обучения
Май Анкетирование родителей, итоги экспериментальной работы первого года обучения

Цель этой работы: донесение до родителей идей Гуманной педагогики, дать образец общения с детьми, построения совместной деятельности. На собраниях речь об отметках не идет, не идет речь об успехах и неудачах детей или конкретного ребенка. На собраниях рассказывается о гуманном подходе к ребенку, его природных страстях, способах их удовлетворения, рассказывается о возможностях совместного провождения времени, воспитании духовности. Идет речь о школе, ее значении в жизни ребенка, ее задачах, проблемах, успехах. Примерный план встреч в первом классе:

Рассказывается о принципах построения урока, отбора материала. Некоторые фрагменты уроков проводятся на родителях. На собраниях родителям торжественно вручаются «секретные» пакеты, о которых речь пойдет ниже. Взрослые получают разъяснения, как с ними работать.

Родители приглашаются на любой урок в течение года. Причины приглашений разные (формы работы с учениками, у которых трудности в обучении, или у которых высокая способность воспринимать материал).

Устраиваются открытые уроки, празднуются юбилейные уроки, родители приходят на выставки детей, утренники.

Таким образом, родители получают представление и о формах организации образовательного процесса, его содержании и о своем ребенке в нем. Родители сами проводят уроки в классе: уроки чтения, технологии, окружающего мира.

Папки для родителей.

Это новая форма работы с родителями, опробованная мною. Автором идеи был родительский коллектив. Взрослые видят и понимают, что дети ходят с интересом в школу, выполняют задания, но перестают понимать, а что ребенок получает из знаний, то есть, каково содержание обучающей программы. Поэтому в такую папку заложены знания программного материала. Вместе с тем, хотелось, чтобы она служила наблюдением за собой каждым ребенком, являлась средством развития самооценки, где каждый прослеживал бы свой рост в знаниях. Также такая папка явилась инструментом постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач каждым ребенком для анализа причин успехов и неудач в учении и способов своего совершенствования.

Папки заполняются детьми с помощью самоанализов контрольных работ (Ступени развития самоанализа работ: сначала учитель определяет ЗУНы, которые проверялись, дает лишние (самоконтроль), затем через некоторое время ученики сами определяют ЗУНы, записывают их, анализируют работу). Самоанализы приклеиваются в дневники (чтобы не потерять), намечается план самосовершенствования (осуществляется с родителями), показывается выполнения плана в виде отчета перед товарищами, учителем, родителями, собой.

Секретный» пакет.

Такой пакет готовится 2 раза в год. В нем можно увидеть развитие личности ребенка, присвоенные им знания, умения и навыки, письма как «светильники души» и раскрытие своего «Я». Родители «попадают» во внутренний мир ребенка, что помогает лучше понять самого ребенка, сблизиться с ним. Дети настраиваются на то, что они должны показать родителям, какими они стали, чему научились, что умеют, чем усиливается мотивация ребенка. Тем самым воспитываю чувство заботы, ответственности. Главное – выделить положительное, на основе которого будет происходить стимулирование дальнейшего совершенствования ребенка. В каждом пакете лежит характеристика, подписанная завучем и классным руководителем. Она – как ориентир для родителей, в какую сторону двигаться в воспитании личности и совершенствовании знаний, как помочь ребенку в развитии характера и познавательных интересов. Характеристики составляются с помощью класса, обсуждаются и правятся одноклассниками. В 4 классе я попробовал написание характеристик самими детьми. Мы вместе составили план, ученики приступили к работе. Самое сложное было, по их словам, писать о себе как личности. Характеристики получились объективными, на их основе были написаны характеристики учителем.

Родители при получении «секретных пакетов» удивляются, радуются, гордятся содержанием. Он показывается родственникам, соседям, друзьям, знакомым, коллегам по работе. Дома выкладываются предыдущие пакеты, и родители вместе с ребенком прослеживают путь роста, отмечая успехи и неудачи, намечая план самосовершенствования. «Секретный пакет» для ребенка становится стимулом к взрослению. Дети при таком обращении со своими пакетами чувствуют собственную значимость, значимость своей деятельности, что является дополнительной мотивацией учения. Это чувство позволяет родителям обращаться к ребенку как к взрослому, разговаривать с ним «на равных», сглаживая «трагедию воспитания» (непринятие воспитательных целей взрослых детьми).

Пакеты-сюрпризы.

Такие пакеты опять же новая форма, впервые опробованная в моем классе. Пакеты предлагаются детям на каникулы с первого класса. Идея возникла с решения познавательных трудных задач на уроках. Дети мотивируются на решение таких задач дома. Они вкладываются в эти пакеты, а дети, выполняя их, делают сюрприз родителям и учителю. В течение года детям несколько раз даются специальные задания, которые необходимо выполнить вместе с взрослыми. На собраниях учитель советует родителям, как их выполнять: заинтересоваться темой, поискать материал в разных источниках, определить способ исполнения, распределить обязанности по выполнению. Это могут быть книжки-малышки, страницы учебников, сочинения рассказов, басен. Тем самым в процессе поиска возникает и укрепляется духовная общность, удовлетворяются потребности ребенка в свободе выбора, во взрослении и познании. Дети видят лучший образец этих качеств у своих родителей. У этих пакетов есть и другая задача: повторение и обобщение материала на более высоком уровне.

При таком общении между школой и родителями возникает духовная общность, которая помогает преодолевать трудности, принимать школу как свой дом, создает единую образовательную среду, в которой ребенок живет и успешно развивается как личность.

Литература

Наши рекомендации