Анализ лекционного занятия
Компонен-ты лекции | Характери-стики | Проявления в ходе лекции | Оценка выражен-ности от 1 до 10 | Примеры из лекции |
Содержание | Научность | Освещение истории вопроса, выявление основных актуальных проблем в исследовании изучаемой темы | ||
Анализ работ авторов-исследователей, теоретических концепций по изучаемой теме (в том числе зарубежных) | ||||
Изложение результатов экспериментальных исследований по изучаемой теме | ||||
Выявление противоречий в изучаемом материале, постановка проблем и их разрешение | ||||
Наличие собственной научной позиции по изучаемой проблематике, ее доказательность | ||||
Широта охвата материала | Всесторонность охвата различных аспектов темы | |||
Изложение материала, которого нет в учебниках и учебных пособиях | ||||
Информативность и аргументированность | Степень насыщенности информацией | |||
Аргументированность и доказательность основных положений | ||||
Анализ связей изучаемого материала | Наличие внутридисциплинарных связей | |||
Наличие междисциплинарных связей | ||||
Наличие связей с практикой | ||||
Наличие связей с мировой культурой | ||||
Мировоззренческий аспект | Выявление мировоззренческой стороны изучаемой проблематики и своей личностной позиции | |||
Методика изложения | Планирование лекции | Наличие плана и следование ему | ||
Оптимальность плана | ||||
Методическое обеспечение | Представление студентам литературы к лекции | |||
Использование ТСО, аудиовизуальных средств | ||||
Расширение тезауруса | Введение и разъяснение новых понятий | |||
Структура лекции | Четкость структуры и логика изложения | |||
Выделение главных мыслей и выводов | ||||
Аргументированность и доказательность основных положений | ||||
Активизация мышления студентов | Постановка проблемных вопросов аудитории | |||
Анализ различных подходов к формулировке понятий | ||||
Включение студентов в обсуждение анализируемых проблем | ||||
Руководство работой студентов | Акцентированное изложение материала (выделение важной информации темпом, интонацией, тембром, паузами, жестами) | |||
Использование записей на доске | ||||
Использование краткого изложения наиболее важной информации в слайдах | ||||
Использование таблиц и схем | ||||
Руководство записями студентов | ||||
Использование способов поддержания внимания студентов (вопросов, неожиданных поворотов в обсуждении, юмора и т.д.) | ||||
Закрепление материала | Вопросы, нацеленные на повторение наиболее важной информации | |||
Подведение итогов | ||||
Лекторское мастерство | Знание предмета | Широта эрудиции по данной теме | ||
Свобода владения материалом | ||||
Культура речи | Грамотное использование терминов | |||
Правильность грамматической структуры речи | ||||
Отсутствие профессиональных жаргонизмов | ||||
Качество дикции | ||||
Использование возможностей владения голосом (изменение интонации, тембра, громкости) | ||||
Эмоциональность | Яркость и адекватность эмоций в ходе изложения | |||
Контакт с аудиторией | Поддержание внимания аудитории в течение лекции | |||
Доброжелательность | ||||
Общение с аудиторией (вовлечение студентов в обсуждение, подведение итогов) | ||||
Внешний вид | Деловой стиль, аккуратность | |||
Результативность лекции | Достижение дидактических целей | Освещение всех вопросов плана | ||
Полнота и глубина представленной информации | ||||
Четкость подведения итогов | ||||
Достижение воспитательных целей | Воспитательный аспект (наличие значимых для мировоззрения студентов выводов) |
Приложение 2