Анализ лекционного занятия

Компонен-ты лекции Характери-стики Проявления в ходе лекции Оценка выражен-ности от 1 до 10 Примеры из лекции
Содержание Научность Освещение истории вопроса, выявление основных актуальных проблем в исследовании изучаемой темы    
Анализ работ авторов-исследователей, теоретических концепций по изучаемой теме (в том числе зарубежных)    
Изложение результатов экспериментальных исследований по изучаемой теме    
Выявление противоречий в изучаемом материале, постановка проблем и их разрешение    
Наличие собственной научной позиции по изучаемой проблематике, ее доказательность    
Широта охвата материала Всесторонность охвата различных аспектов темы    
Изложение материала, которого нет в учебниках и учебных пособиях    
Информативность и аргументированность Степень насыщенности информацией    
Аргументированность и доказательность основных положений    
Анализ связей изучаемого материала Наличие внутридисциплинарных связей      
Наличие междисциплинарных связей    
Наличие связей с практикой    
Наличие связей с мировой культурой    
Мировоззренческий аспект Выявление мировоззренческой стороны изучаемой проблематики и своей личностной позиции    
Методика изложения Планирование лекции Наличие плана и следование ему    
Оптимальность плана    
Методическое обеспечение Представление студентам литературы к лекции    
Использование ТСО, аудиовизуальных средств    
Расширение тезауруса Введение и разъяснение новых понятий    
Структура лекции Четкость структуры и логика изложения    
Выделение главных мыслей и выводов    
Аргументированность и доказательность основных положений    
Активизация мышления студентов Постановка проблемных вопросов аудитории    
Анализ различных подходов к формулировке понятий    
Включение студентов в обсуждение анализируемых проблем    
Руководство работой студентов Акцентированное изложение материала (выделение важной информации темпом, интонацией, тембром, паузами, жестами)    
Использование записей на доске    
Использование краткого изложения наиболее важной информации в слайдах    
Использование таблиц и схем    
Руководство записями студентов    
Использование способов поддержания внимания студентов (вопросов, неожиданных поворотов в обсуждении, юмора и т.д.)    
Закрепление материала Вопросы, нацеленные на повторение наиболее важной информации    
Подведение итогов    
Лекторское мастерство Знание предмета Широта эрудиции по данной теме    
Свобода владения материалом    
Культура речи Грамотное использование терминов    
Правильность грамматической структуры речи    
Отсутствие профессиональных жаргонизмов    
Качество дикции    
Использование возможностей владения голосом (изменение интонации, тембра, громкости)    
Эмоциональность Яркость и адекватность эмоций в ходе изложения    
Контакт с аудиторией Поддержание внимания аудитории в течение лекции    
Доброжелательность    
Общение с аудиторией (вовлечение студентов в обсуждение, подведение итогов)    
Внешний вид Деловой стиль, аккуратность    
Результативность лекции Достижение дидактических целей Освещение всех вопросов плана    
Полнота и глубина представленной информации    
Четкость подведения итогов    
Достижение воспитательных целей Воспитательный аспект (наличие значимых для мировоззрения студентов выводов)    

Приложение 2

Наши рекомендации