Цели и задачи освоения дисциплины. Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника
Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника
Цель: формирование готовности к использованию теоретических и практических психологических знаний и умений будущими педагогами начального образования о закономерностях и динамики психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, преемственности воспитания, обучения, социализации детей дошкольного и младшего школьного возрастов и методах исследования психики и оказания психологической помощи с учетом специфики возрастного этапа, которые позволяют решить комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей в начальной школе.
Задачи:
1. Систематизация и обобщение знаний студентов о психологических особенностях, закономерностях психического развития дошкольника и младшего школьника, о влиянии социальной ситуации развития и взаимодействия с воспитывающими взрослыми на динамику психического развития;
2. Формирование представлений о процессах адаптации и социализации учащихся начальной школы и психологическом сопровождении психического развитии младшего школьника.
3. формирование у студентов умений психологического анализа и прогнозирования возрастных изменений личности младшего школьника в процессе обучения в начальной школе;
4. формирование у студентов компетенций, позволяющих простраивать эффективное, позитивное общение с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и моделировать стратегию взаимодействия для решения конкретных педагогических задач;
5. формирование профессионального мышления будущих педагогов.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
ПК-4 - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета
ПК-6 - готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
Индивидуальные особенности детей, проявляющиеся в учебно-воспитательном процессе и способы их изучения;
трудности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок на разных этапах обучения в начальной школе;
основные методы и методики педагогической диагностики младших школьников (ПК-2).
Понятие образовательная среда; развивающую функцию образовательной среды (ПК-4).
Сущность, содержание и основные технологии, способы и методы взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками и младшими школьниками (ПК-6).
Уметь:
Подбирать необходимый диагностический инструментарий и проводить комплексную психолого-педагогическую диагностику в соответствии с возрастно-психологическими особенностями младших школьников;
-реализовывать методики и приемы в зависимости от возникших образовательных задач (ПК-2).
Проектировать образовательную среду в соответствии особенностями образовательного учреждения и класса;
анализировать, оценивать и использовать опыт образовательных организаций по разработке развивающей образовательной среды;
проектировать и оценивать достижение личностных, метапредметных результатов обучающихся;
проектировать и оценивать влияние образовательной среды класса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся (ПК-4).
Включаться во взаимодействие с родителями, коллегами социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-6).
Владеть:
Способами организации и проведения системной комплексной работы по сбору данных о личностных достижениях и индивидуальных особенностях обучающихся;
способами гибкой перестройки используемых методик, приемов при изменении задач обучения (ПК-2).
Способами комплексной диагностики, измерения и оценки метапредметных и личностных результатов;
гибкой перестройки образовательной среды, технологий в зависимости от уровня личностных, метапредметных результатов;
способами оценивания достижений обучающихся (ПК-4).
Базовыми навыками общения с различными субъектами учебно-воспитательного процесса; способами педагогического взаимодействия (ПК-6).
Объем дисциплины и виды учебной работ:
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц Очн/заочн | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) Разработка тестовых заданий, решение проблемных задач, подготовка докладов, заполнение таблиц. | ||
В том числе: | - | - |
Составление синквейна, кластера, РАФТа, таблиц и др. | ||
Составление банка методик и упражнений | ||
Составление тестовых заданий | ||
Подготовка докладов | ||
Решение задач | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой |
Контактная работа (всего) | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Краткая характеристика содержания учебной дисциплины:
Раздел 1. Общие вопросы детской психологии. Виды деятельности в развитии дошкольников.
Тема 1. Основы психологии развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Тема 2. Социальная ситуация развития, игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Тема 3. Различные виды деятельности в развитии дошкольника