Позициями для наблюдения являются признаки интолерантности
Наблюдение за толерантностью воспитанника
Цель: выявить наличие/отсутствие симптомов нетерпимости в поведении воспитанника (дошкольника, школьника)
Позициями для наблюдения являются признаки интолерантности
1. Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный расовый или национальный оттенок?
2. Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?
3. Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим ми чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?
4. Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?
5. Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?
6. Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают и пару, не зовут в команду)?
7. Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
8. Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда вовремя построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Исппользуют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?
9. Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?
10. Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?
11. Изгнание. Был ли кто-либо из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?
12. Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не приглашают в клубы?
13. Сегрегация. Прослеживается или у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?
14. Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?
15. Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?
16. Имеют ли место Обнадеживающие знаки толерантности
1) уважение права других («иных») быть такими, какие они есть;
2) не допущение причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому;
3) способность внимательно слушать и слышать;
4) стремление разобраться, расспрашивание;
5) совет и предложение;
6) похвала, согласие;
7) подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка.
Варианты обработки: ….?
При составлении программы педагогического наблюдения использовались идеи из книги: Риэрдон Б. Э. Толерантность — путь к миру. М. 2001. 304 с. С. 94 — 95.
Цель: Выявить наличие/отсутствие симптомов интолерантности.
Учет возможных ошибок:
1. Субъективизм в оценке поведения детей.
2. Некорректно составленная программа наблюдения (не соответствует поставленным целям).
3. Собранная информация не подвергается анализу.
Рекомендации педагогу по преодолению недостатков в данной методике:
1. Для исключения субъективизма рекомендуется провести наблюдение по той же методике другому педагогу, данные сравнить.
2. Провести диагностирование с этой же целью и по другой методике (например, интервью, опрос).
3. В процессе проведения наблюдения учитывать физическое и эмоциональное состояние наблюдаемых.