Средства и формы воспитания
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.
К объектам материальной и духовной культуры относятся:
· знаковые символы (речь, книги, живопись),
· материальные средства (игрушки, одежда, посуда),
· способы коммуникации (речь, письменность, средства связи),
· коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания,
· технические средства,
· культурные ценности (произведения искусства)
· Природа (живая и неживая).
· и мир жизнедеятельности ребенка - виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд (физический, интеллектуальный, труд души), игра.
Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:
1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией привлечен к общению и совместной деятельности воспитателя и воспитанников.
Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, существует множество возможностей, в частности:
• постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска;
• введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;
• привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;
• подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;
• побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;
• ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
• наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.
• обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;
• обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
• ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;
• создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;
• одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса.
Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
По количеству охватываемых:
Массовые
Групповые (коллективные)
Микрогрупповые
Индивидуальные
К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, обмен мнениями, консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы и др.
К групповым формам работы можно отнести: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки, этические и эстетические занятия, беседы, диспуты, игры, викторины, конкурсы, разные формы трудовой деятельности и др.
К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслёты, спортивные соревнования, клубы и др.
По классификации Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы:
мероприятия,
дела,
игры.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Кроме того, различают (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) формы воспитательной работы:
а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);
г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;
д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и её организаторами выступают сами воспитанники;
е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.
Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.
Педагогами (Л.И. Маленкова и др.) предложен алгоритм (технология) подготовки и проведения любой формы воспитательной работы. Он состоит из следующих компонентов:
- определение цели и задач как предметных (для воспитанника), так и воспитательных (для педагога);
- выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия (дела);
- создание психологического настроя, предварительные ритуальные действия (написание объявления, выпуск стенгазеты и т.п.);
- предварительная подготовка:
подбор содержательного материала,
определение средств,
приглашение гостей,
распределение ролей и поручений,
определение места, времени, роли каждого участника,
изготовление атрибутики, костюмов,
оформления и т.п.;
- проведение воспитательного мероприятия (дела): начало; содержательная часть как предметная деятельность педагога и воспитанников; финальная часть (принятие решения);
- педагогический анализ на двух уровнях: 1) обсуждение успешности предметного результата вместе с учащимися, проектирование предстоящей деятельности и т.д.; 2) собственно педагогический анализ воспитательного результата мероприятия (мера достижения воспитательных целей и задач; эффективность избранных средств, методов и приемов воспитания; степень активности участников; логика и структура воспитательного мероприятия; характер педагогического мастерства воспитателя; место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом и т.д.).
Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими очень важными особенностями, которые отражают внутри-коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких особенностей — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.