Работа над постановкой техники нападающего игрока в баскетболе
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ
ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для студентов факультета физической культуры, учителей, тренеров-преподавателей по баскетболу
Пермь 2003
МИНИСТЕРСТВО ОЮРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский государственный педагогический университет
Кафедра лёгкой атлетики и спортивных игр
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ
ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для студентов факультета физической культуры, учителей, тренеров-преподавателей по баскетболу
Специальность 033100 – «Физическая культура»
022300 – «Физическая культура и спорт»
Пермь 2003
УДК 796.323
ББК 4 515.66
О-267
Р е ц е н з е н т:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лёгкой атлетики
и спортивных игр
Пермского государственного педагогического университета
Л.В. Лихачёв
Составители: кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тихонов, старший преподаватель В.В. Владыкин
О-267 Обучение элементам техники игры в баскетбол: Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры, тренеров-преподавателей по баскетболу. Специальность 033100 «Физическая культура», 022300 – «Физическая культура и спорт» / сост. В.В. Владыкин, А.М. Тихонов; Перм. гос. пед. ун-т Пермь, 2003. – 34 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей «Физическая культура» и «Физическая культура и спорт». Они содержат представленный в табличной форме учебный материал по работе над элементами, лежащими в основе игры нападающего в баскетболе. Материалы сопровождены критериями контроля правильности выполнения каждого элемента, специальными упражнениями для отработки этих элементов с указанием цели и подробными инструкциями по их выполнению. Даны и критерии правильности выполнения каждого специального упражнения. Всё это даёт возможность проводить тренировочные занятия более качественно за счёт вовлечения учащихся в процесс оценивания своих действий. Методические рекомендации адресованы студентам факультета физической культуры, обучающимся по специальностям 022300 – «Физическая культура и спорт» и 033100 «Физическая культура», учителям физической культуры и учащимся общеобразовательных школ, они могут быть полезны всем, кто стремится овладеть азами игры в баскетбол самостоятельно.
УДК 796.323
ББК 4 515.66
Печатается по решению кафедры лёгкой атлетики и спортивных игр
Пермского государственного педагогического университета
© Владыкин В.В., Тихонов А.М., составление, 2003
Пояснительная записка
Проблема рационализации способов обучения в физическом воспитании постоянно находится в сфере внимания специалистов. Авторы данной работы попытались внести свой вклад в разработку этой проблемы: каким образом построить учебно-тренировочный процесс, какие упражнения и в какой последовательности применять, чтобы сформировать те навыки, которые предопределяют успешность соревновательной деятельности баскетболистов. Авторы преследовали цель поспособствовать тому, чтобы как обучающие, так и обучающиеся могли осознанно: одни – обучать, другие – обучаться двигательным действиям. Осознанно – значит, понимая, что я делаю, для чего я делаю, правильно ли делаю, добился ли результата, который планировался; что нужно сделать для того, чтобы всё-таки достичь его, если он по каким-либо причинам (естественно, выявив это причины) не достигнут. Именно в этих умениях кроется большой потенциал для улучшения качества не только физических, но и умственных действий. Наши опросы учителей физической культуры и студентов факультета физической культуры показали, что с осознанием-то двигательных действий они как раз и испытывают значительные затруднения. Например, на вопрос: как ставится стопа на опору в спринтерском беге, из 18 учителей физкультуры (средний возраст – 46 лет, педагогический стаж – 16 лет) 12 человек ответили правильно (но 6 человек (!) – 33,3 % - ответили неверно), а на вопрос, почему стопа ставится именно так, правильно ответил лишь один человек (5,6 %).
Чтобы облегчить понимание участниками педагогического процесса сути изучаемого движения, авторы составили методические указания таким образом, чтобы в них давалось самое исчерпывающее представление о двигательном действии и конкретные критерии контроля над правильностью его выполнения. Причём эти критерии подобраны таким образом, чтобы занимающийся сам мог контролировать свои действия зрительно (визуальный контроль), с помощью звука (аудиальный контроль) и ощущений, соответствующих правильному движению (кинестетический контроль).
Нами предложено выделить в игровых действиях баскетболиста отдельные элементы, определить основные критерии контроля правильного выполнения этого элемента; подобрать специальные упражнения для отработки с указанием цели упражнения и конкретной инструкцией по его выполнению. Необходимо также определить опорные точки правильного выполнения упражнения, которые контролируются визуально, аудиально или кинестетически (они и становятся контрольными точками).
Каждый элемент оценивается в баллах относительно простые – одним баллом (например, держание мяча), более сложные – двумя-четырьмя (например, бросок по кольцу одной рукой сверху в движении оценивается четырьмя баллами). В конце таблицы дано комплексное упражнение, в котором присутствуют все отработанные элементы. Оно может использоваться как для отработки элементов в их сочетании, так и для комплексного контроля и самоконтроля.
На эффективность овладения двигательными действиями влияют различные факторы. Не претендуя на полный охват, назовём некоторые, как нам кажется, наиболее важные из них.
1. Образование навыка идёт быстрее, он становится более гибким, а тем самым подлинно произвольным тогда, когда ученик является подлинным субъектом деятельности (субъект деятельности – это человек, который сам в состоянии поставить цель, замотивировать себя на её достижение, подбирать средства, действовать (контролируя правильность выполнения действий), получать результат и оценивать его, рефлексировать) [7, 10, 11].
2. Отмечается связь самоконтроля с квалификацией спортсмена. У более квалифицированных спортсменов выше способность к самоконтролю [1, 14, 15, 19].
3. Действие, сформированное по словесной инструкции, более обобщённо, гибко, т.е. может изменяться в зависимости от ситуации [2, 5, 6, 7, 17]. Уже в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) овладение движением требует меньших затрат, оно вырабатывается быстрее, если при обучении применяются словесные инструкции, а не показ (А.В. Запорожец [7] с сотрудниками).
4. При осмысленном выполнении упражнения (на первом этапе обучения) движение выполняется точнее, тоньше, дифференцированнее [4].
5. На качество двигательного навыка оказывает влияние осознание ошибок [8].
6. Движение, прежде чем превратиться в произвольно управляемое, должно стать ощущаемым [7, 13, 15].
7. На качество навыка влияет то, насколько чётко сформирован его образ. Разработаны теории по созданию ориентировочной основы деятельности, в состав которой входят основные опорные точки [2, 7].
8. Отмечается большая эффективность при обучении спортивным действиям при создании условий для проявления творческих способностей обучающихся [18, 22].
Эти положения учитывались и применялись нами при обучении легкоатлетическим упражнениям [3, 9, 16, 20, 21]. Их же мы постарались учесть при разработке данных методических рекомендаций.
Таблица
РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО ИГРОКА В БАСКЕТБОЛЕ
Элементы техники | Критерии контроля правильности выполнения элемента | Специальные упражнения | Критерии контроля правильности выполнения специального упражнения | Шкала оценки правильности исполнения действий | ||
1. Держание мяча | Мяч удерживается пальцами, и ладони не касаются мяча, кисти максимально (свободно) двигаются в лучезапястном суставе. Большой палец полностью лежит на мяче. | 1.1. Сделать попытку поднять мяч одной рукой. Цель. Ощутить захват мяча пальцами и их правильное расположение. Инструкция. На лежащий на полу мяч наложить сверху руку с широко расставленными пальцами так, чтобы средний палец лежал на средней линии мяча («экваторе»). Большой палец полностью лежит на мяче. Сделать попытку поднять мяч. Не всегда это удаётся, главное ощутить захват мяча пальцами. 1.2. Положить руки на лежащий на полу мяч. Цель.Ощутить захват мяча пальцами обеих рук и их правильное расположение. Инструкция. На лежащий на полу мяч положить обе руки так, чтобы средние пальцы находились на «экваторе» и были направлены в пол, остальные пальцы максимально широко разведены. 1.3. Наложить руки на мяч, убрать руки с мяча. Цель. Мышечно запомнить положение рук при держании мяча. Инструкция. Наложить руки на мяч как в упр. 1.2, убрать руки с мяча и остаться в этом положении. 1.4. Положить руки на мяч – поднять – положить, снять руки с мяча, не изменяя положения рук. Цель. Отработка правильности держания мяча. | 1.1. Визуальный. Рука лежит на мяче сверху, средний палец на «экваторе». Большой палец полностью лежит на мяче. Кинестетический. Чувствуется захват мяча только пальцами, ощущение напряжения концевых фаланг пальцев. Нет возможности расставить пальцы шире 1.2.Визуальный. Средние пальцы лежат на «экваторе», большие пальцы направлены друг к другу и образуют прямой угол, остальные направлены к полу. Кинестетический. Чувствуется напряжение от максимально расставленных пальцев. 1.3.Визуальный контроль как в упражнении 1.2. При снятии рук с мяча сохраняется положение воронки. Кинестетический контроль. Чувствуется напряжение от максимально расставленных пальцев. 1.4.Кинестетический контроль. После снятия рук с мяча остаётся ощущение мяча в руках при правильном положении пальцев. Кисти максимально подвижны в лучезапястных суставах. При этом мяч удерживается цепко (его трудно выбить и вырвать) | 1 балл: мяч удерживается цепко, суставы подвижны | ||
2. Стойка нападающего с мячом | Ощущение устойчивости и возможности быстрого начала перемещения в любом направлении | 2.1.На месте принять положение ног в стойке баскетболиста (СБ). Цель. Прочувствовать ощущение устойчивости (тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги) и готовности начать перемещение в любом направлении (вперёд, назад, в стороны, вверх). Инструкция. Ноги на ширине плеч (между стопами расстояние – 1 стопа). Правая нога на полстопы впереди левой (для бросающих правой рукой). Ноги согнуты так, что колено левой ноги закрывает носок. Пятки могут быть приподняты от пола, или игрок может стоять на всей стопе, но тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы. Туловище наклонено до такой степени, что, опустив руки, можно достать колени. 2.2. Выполнить 3 прыжка на месте, 4-м принять стойку баскетболиста. 2.3. Бег на месте, по сигналу принять стойку. 2.4. Бег вперёд, на определённой отметке принять стойку. 2.5. Бег, остановка в стойке по сигналу. 2.6. Бег с изменением направления, с прыжками и т.д., по сигналу принять стойку. Цель упражнений 2-6. Уметь из различных передвижений приходить в стойку баскетболиста. 2.7.Принять положение рук с мячом в стойке баскетболиста. Цель. Прочувствовать ощущение устойчивости и готовности начать перемещение в любом направлении с мячом. «Стойка тройной угрозы» - из стойки возможен бросок по кольцу, передача партнёру, ведение мяча. Инструкция. Локти у туловища (между локтем и туловищем – кулак). Мяч находится между подбородком и поясом. Расстояние между мячом и туловищем – длина предплечья. | 2.1. Визуальный. При сгибании ног колено левой ноги прикрывает её носок. При наклоне туловища руки достают колени. Кинестетический. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги и на переднюю часть стоп или пятки могут быть оторваны от пола (в момент готовности игрока к перемещению) Контроль в упражнениях 2-6 такой же, как в 2.1. 2.7.Визуальный. Локти у туловища (между локтем и туловищем – кулак). Мяч находится между подбородком и поясом. Расстояние между мячом и туловищем – длина предплечья. Кинестетический.Ощущение готовности быстро начать действия с мячом. | 1 балл: возможность быстрого перемещения в любом направлении | ||
3. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди. | Перед ловлей мяча руки выпрямлены вперёд, мяч захватывается пальцами, в момент соприкосновения с мячом руки начинают сгибаться. Пойманный мяч подносится к груди. | 3.1.Упор с мячом у стены. Цель: прочувствовать полное выпрямление рук. Инструкция. Мяч находится на уровне груди. Встать на расстоянии вытянутых рук от стены и упереться им в стену. Не теряя контакта мяча со стеной, отойти как можно дальше от неё и остаться в этом положении некоторое время. 3.2.Доставание мяча, предмета, отметки на стене. Цель. Прочувствовать полное выпрямление рук. Инструкция. Встать у стены на расстоянии выпрямленных кистей, локти слегка касаются туловища. Поднявшись на носки, одной рукой сделать на стене отметку как можно выше. Опуститься, встать лицом к стене. Поднимаясь на носки, постараться двумя руками достать до отметки. Во время выполнения упражнения, локти движутся вдоль туловища (направлены вниз). 3.3.Доставание отметки в прыжке. Цель. Прочувствовать полное выпрямление рук в прыжке. Инструкция. Встать у стены на расстоянии выпрямленных кистей, локти слегка касаются туловища. Подпрыгнув, одной рукой сделать на стене отметку как можно выше. Опуститься, встать лицом к стене. Оттолкнувшись, постараться двумя руками достать до отметки. Во время выполнения упражнения, локти движутся вдоль туловища (направлены вниз). 3.4. Ловля мяча, подброшенного вверх. Цель: Прочувствовать полное выпрямление рук при ловле мяча. Инструкция. Ноги на ширине плеч, мяч в руках внизу. Подбросить его вверх и поймать на прямые руки. 3.5. Имитация погашения скорости мяча (амортизация).Цель. Прочувствовать движение рук при ловле мяча. Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Первый партнёр с мячом на уровне груди стоит у стены, упираясь в неё спиной и локтями. Второй встаёт от него на расстоянии вытянутых рук и делает ещё шаг назад на расстояние стопы. Из этого положения он с прямыми руками, направленными на мяч, падает вперёд и в момент касания руками мяча, начинает их сгибать до принятия устойчивого положения. 3.6. Имитация погашения скорости мяча до его полной остановки. Цель. Медленно прочувствовать движение рук при ловле мяча. Инструкция. Игроки стоят друг напротив друга. Первый держит мяч, у груди, как в стойке баскетболиста, но одну руку расположив на нём сверху, другую снизу. Другой игрок размещается на расстоянии вытянутых рук от первого. Он принимает стойку баскетболиста, вытягивает руки вперёд и захватывает мяч. В это время первый игрок начинает давить на него (мяч) в сторону партнёра, а тот, сопротивляясь, уступает до тех пор, пока мяч не придёт до положения тройной угрозы. 3.7. Ловля мяча двумя руками, отскочившего от стены. Цель.Получить ощущения постепенного сопровождения мяча до его полной остановки. Инструкция. Ноги на ширине плеч, мяч внизу. Бросить мяч в стену на уровне груди. Руки подаются вперёд и полностью выпрямляются. В момент соприкосновения с мячом, руки сгибаются до тех пор, пока он не примет положения как в стойке баскетболиста. 3.8.Ловля мяча двумя руками на уровне груди. Цель. Та же. Инструкция.И.П.– две шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метров. У игроков одной шеренги – мячи. По команде выполнить передачу от груди партнёру, стоящему напротив. Игрокам второй шеренги поймать мяч и принять стойку нападающего с мячом. Игроки без мяча принимают стойку готовности к ловле и т.д. 3.9. Ловля мяча на уровне груди, одна нога впереди с последующим шагом назад Цель.Прочувствовать движения рук и ног при ловле мяча на уровне груди. Инструкция. И.П. – то же. Игроки одной шеренги выполняют передачу мяча партнёру с шагом вперёд. После выпуска мяча принимают исходное положение. Игроки второй шеренги ловят его в положении одна нога впереди, другая сзади. После соприкосновения мяча с руками одновременно начинают сгибаться руки, и делается шаг назад. 3.10. То же, делая шаг другой ногой. | 3.1. Визуальный. Руки прямые Кинестетический. Чувствуется устойчивое, ненапряженное положение. 3.2. Визуальный.Руки прямые и совсем немного не достают до отметки. Кинестетический. Тело как бы растягивается в длину, чувствуется натяжение мышц спины, напряжение в локтевых суставах. Ощущение, что плечи прикрывают уши. 3.3. Визуальный.Руки прямые и совсем немного не достают до отметки. Кинестетический. Тело как бы растягивается в длину, чувствуется натяжение мышц спины, напряжение в локтевых суставах. Ощущение, что плечи прикрывают уши. 3.4. Визуальный: руки полностью выпрямлены. Кинестетический. Чувствуется напряжение в локтевых суставах, ощущение, что плечи прикрывают уши. 3.5. Визуальный. В момент касания мяча руки начинают сгибаться. Кинестетический. Плавное (медленное) сгибание рук. 3.6. Визуальный. Руки второго игрока при захвате мяча полностью выпрямлены. Упражнение прекращается, когда мяч у него придёт в положение тройной угрозы. Кинестетический. Ощущение медленного сопровождения мяча. 3.7. Визуальный. После выпуска мяча руки выставлены вперёд и полностью выпрямлены. В момент соприкосновения с мячом руки начинают сгибаться. Мяч после ловли занимает положение как в стойке баскетболиста. Кинестетический. Ощущение сопровождения мяча. Аудиальный. Ловля осуществляется беззвучно, мяч как бы прилипает к пальцам. 3.8. Визуальный. При соприкосновении рук с мячом, они начинают сгибаться. Кинестетический. Ощущается перенос тяжести тела на сзади стоящую ногу. 3.9. Визуальный. Нога впереди, кисти образуют воронку, направленную на мяч. Кинестетический. Ощущение слитности амортизации руками и шага назад ногой и переноса тяжести тела на сзади стоящую ногу. | 1 балл: после ловли мяч удерживается цепко, суставы подвижны. | ||
4. Передача мяча двумя руками от груди | Делая шаг с правой, выпустить мяч. В момент постановки ноги мяч выпускается. Правильный выпуск: руки прямые. В момент выпуска мяча большие пальцы направлены в пол. Указательные пальцы закручивают мяч, после выпуска мяча они направлены на цель. | 4.1. Поднимание и опускание мяча на выпрямленных руках движениями в лучезапястных суставах. Цель. Почувствовать работу кистей при их «взводе». Инструкция. Правильно взять мяч в руки и вытянуть их вперёд. Опустить и поднять мяч движением кистей в лучезапястных суставах. 4.2. Поднимание и опускание мяча на полусогнутых руках движениями в лучезапястном суставе. Цель. Почувствовать работу кистей при их «взводе». Инструкция. Руки с мячом расположены как в стойке баскетболиста. Опустить и поднять мяч движением в лучезапястном суставе. 4.3. Проведение мяча по стене вниз. Цель. Прочувствовать момент выпуска мяча (закручивание мяча). Инструкция. Руки наполовину согнуты в локтях, которые направлены в пол. Мяч обеими руками прижат к стене. Надавливая указательными пальцами на мяч, провести его вниз по стене до падения. 4.4. Выпуск мяча в пол перед собой. Цель. Почувствовать движение рук при закручивании мяча. Инструкция. Ноги прямые на ширине плеч, руки с мячом как в стойке баскетболиста. Движением кистей поднять мяч и резким движением рук, подкручивая его указательными пальцами, выпустить в пол на три шага от себя (упражнение можно выполнять у стенки или в шеренгах друг напротив друга). 4.5. Выпуск мяча в пол перед собой. Цель. Почувствовать полное выпрямление рук при передаче. Инструкция. Из стойки баскетболиста выпустить мяч в пол на три шага от себя. 4.6. Имитация передачи мяча. Цель. Почувствовать согласованность работы ног и рук. Инструкция. Из стойки баскетболиста без мяча сделать шаг с впереди стоящей ноги, одновременно выпрямляя руки. В момент постановки ноги на опору руки полностью выпрямляются. Потянуться вслед за руками. То же самое с другой ноги. 4.7. Передачи мяча в парах. Цель. Прочувствовать передачу мяча с наименьшей затратой времени. Инструкция.Две шеренги стоят лицом друг к другу. Из стойки баскетболиста сделать передачу от груди партнёру. Тот ловит мяч и передаёт его обратно этим же способом. 4.8. Далее идут разновидности: передачи в колоннах; передачи в стену, двигаясь приставными шагами вправо, влево | 4.1. Визуальный.Работают только кисти, мяч поднимается вверх-вниз. Кинестетический. Чувствуется натяжение связок в лучезапястных суставах, болевые ощущения. 4.2. Визуальный. Работают только кисти. При поднимании мяча вверх из поля зрения исчезают большие пальцы Кинестетический. При поднимании мяча вверх чувствуются болевые ощущения в лучезапястных суставах 4.3. Визуальный. Мяч падает с указательных пальцев. Кинестетический. Чувствуется давление указательных пальцев на мяч. 4.4. Визуальный. По линиям на мяче видно, что он вращается в сторону передающего (обратное вращение). После выпуска мяча ладони направлены наружу (тыльные поверхности – друг к другу). Указательные пальцы направлены вслед мячу, пальцы максимально расставлены (пальцы веером). Большой палец и мизинец направлены в разные стороны. Кинестетический. Ощущение, что раскручиваешь мяч указательными пальцами. 4.5. Визуальный. Руки после выпуска мяча полностью выпрямлены. Кинестетический. Ощущение резкого выпрямления рук до отказа. Чувствуется напряжение мышц выше локтя, болевые ощущения в локтевых суставах. 4.6. Визуальный. В момент постановки ноги на опору руки прямые. Выпрямлена и сзади находящаяся нога. Кинестетический.Ощущение согласованности и слитности работы ног и рук. Ощущение тяги вперёд, хочется сделать шаг вперёд. 4.7. Визуальный. Указательные пальцы направлены в сторону партнёра, большие – в пол. Ладони развёрнуты наружу. Мяч достигает партнёра на уровне груди. Кинестетический. Ощущение, что готов улететь вместе с мячом, хочется сделать шаг вперёд. | 1 балл: точность и быстрота передачи, руки выпрямлены | ||
5. Передача одной рукой от плеча | Мяч летит с обратным вращением, рука выпрямлена в направлении передачи и тянет за собой туловище | 5.1. Держание мяча. Цель. Почувствовать правильное держание мяча при передаче одной рукой от плеча. Инструкция. Ноги на ширине плеч, одна на полстопы впереди другой. Мяч лежит на полу перед впереди стоящей ногой. Положить одноимённую впереди стоящей ноге руку сверху на мяч так, чтобы указательный палец находился на «экваторе». Вторая рука накладывается на мяч сбоку спереди так, чтобы кончик большого пальца находящейся сверху руки смотрел бы на основание большого пальца другой. Поднять мяч до уровня плеча, одноимённого с впереди стоящей ногой, руки полусогнуты, указательный палец на уровне плеча. Локоть направлен в пол. 5.2. Проведение мяча указательным пальцем по стене. Цель. Прочувствовать момент вылета мяча с указательного пальца. Инструкция. Рука в локте выпрямлена, локоть направлен в пол. Кисть максимально разогнута (взята на себя). Мяч прижимается к стене указательным пальцем, который лежит на «экваторе» и, если его выпрямить, то он будет направлен в потолок. Движением указательного пальца вниз провести мяч по стене до его падения. 5.3. Броски мяча кистью. Цель. Прочувствовать работу кисти при передаче одной рукой. Инструкция. Правильно взятый мяч держать на уровне груди перед собой на вытянутых руках, кисть максимально разогнута. Резким захлёстывающим движением кисти послать мяч вперёд. 5.4. Броски мяча вверх от плеча. Цель. Прочувствовать работу руки при передаче. Инструкция. Ноги на ширине плеч, мяч над плечом, локоть направлен вперёд вниз. Из этого положения выпустить его вверх. 5.5. Передача мяча с шагом одноимённой ногой. Цель. Прочувствовать слитность работы рук и ног при передаче. Инструкция. Стойка баскетболиста, мяч у плеча. Выполнить передачу, делая шаг ногой, одноимённой с рукой, выполняющей передачу. 5.6. Передачи мяча одной рукой от плеча в парах. Цель. Прочувствовать передачу мяча партнёру с наименьшей затратой времени. Инструкция. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-4-х метров. Из стойки баскетболиста, мяч у плеча, сделать передачу одной рукой от плеча с шагом одноимённой ногой партнёру. Мяч летит параллельно полу. Партнёр ловит мяч и передаёт его обратно этим же способом. Игры для отработки передач. «Зайчики по кругу». «Зайчики на линиях». «Перестрелка» (варианты с 2-умя, 3-емя мячами). «Гонка мяча по кругу» («Звёздочка»). «Попади в мяч». «Защита укрепления». «Мяч капитану» (с вариантами). «Мяч ловцу». | 5.1. Визуальный. Указательный палец лежит на «экваторе», кончик большого пальца сверху находящейся руки направлен на основание большого пальца другой. Кисть у плеча максимально разогнута в его сторону (взведена) Кинестетический. Локоть касается тазобедренной кости. Болевые ощущения в кисти. 5.2. Визуальный. Указательный палец находится на «экваторе». Мяч движется вниз по стене и падает вертикально вниз. Кинестетический. Чувство, что указательный палец как бы размазывает мяч по стене 5.3. Визуальный. Пальцы максимально расставлены, после выпуска мяча указательный палец направлен в сторону движения мяча, большой и мизинец занимают положение параллельно полу. Мяч летит с обратным вращением. Кинестетический. Чувствуется резкое движение кистью, сильное натяжение тыльной стороны кисти после выпуска мяча. 5.4. Визуальный. Мяч летит с обратным вращением, указательный палец направлен в потолок. Кинестетический. Чувство, что рука тянется за мячом, а туловище за рукой. Натяжение мышц по линии: рука, туловище, нога. 5.5. Визуальный. Тот же, указательный палец направлен вперёд. Кинестетический. Чувство, что движение начинается с ног. Одноимённая нога выполняет шаг, одновременно начинает выпрямляться рука. 5.6. Визуальный. Мяч летит с обратным вращением и достигает партнёра на уровне его груди. Рука после выпуска мяча полностью выпрямлена. Кинестетический.Ощущение, что рука тянет за собой туловище. Хочется или делается шаг вперёд. | 1 балл: точность и быстрота передачи, рука выпрямлена | ||
6. Ведение мяча по прямой | Рука как можно дольше сопровождает мяч и как можно раньше встречает. Мяч удаляется от туловища так, что появляется ощущение, что приходится догонять его. | 6.1. Толчки мяча в пол. Цель. Прочувствовать длительное сопровождение мяча при толчке в пол и раннюю его встречу при отскоке. Инструкция. Из стойки баскетболиста выпустить мяч в пол сбоку со стороны ведущей руки, сопровождая его рукой как можно дольше. Рука после выпуска остаётся на месте и встречает отскочивший мяч. Кисть при встрече мяча занимает положение параллельно полу. Упражнение выполняется на правую и левую руки. 6.2.Ведение мяча на месте. Цель.Почувствовать непрерывность толчков мяча в пол. Инструкция. И.п. – стойка баскетболиста. Бросить мяч в пол, встретить его рукой как можно ближе к полу, сопроводить до уровня пояса и тут же повторить не сколько раз. 6.3. Ведение мяча сидя. Цель. Прочувствовать работу кисти при ведении. Инструкция.Сед на полу, рука полусогнута, локоть направлен вниз. Ведение производится на уровне бедра. Ведение мяча на месте движениями в локтевом и плечевом суставах. Кисть напряжена. 6.4. Ведение мяча, стоя на коленях. Цель. Та же. Инструкция. То же самое, только удлиняется длина пути мяча. Встать на колени, ведущая рука находится на мяче сверху, мяч на уровне груди. Другая рука поддерживает мяч спереди-снизу. Выпрямляя локоть и кисть, послать мяч в пол. После отскока встретить мяч рукой как можно ниже и проводить его до исходного положения и повторить движения. 6.5. Ведение мяча на месте у стены. Цель. Прочувствовать прямое положение туловища при ведении. Инструкция. Встать боком у стены так, чтобы плечо и тыльная сторона кисти соприкасалась с ней, рука прижата к туловищу. В этом положении ближняя к стене нога находится от неё на расстоянии примерно ширины стопы, так, чтобы тяжесть тела была распределена равномерно на обе ноги. Ближняя к стене нога – впереди, другая сзади на уровне пятки передней. Ноги врозь на ширине плеч. Мяч находится с другого бока на уровне пояса. Кисть ведущей руки располагается на мяче сверху так, что большой палец направлен в сторону туловища, а остальные – вперёд. Другая рука поддерживает мяч сбоку. Удары мяча одной рукой в пол на уровне носка сзади стоящей ноги. 6.6. Ведение мяча на месте у стены. Цель. Прочувствовать, что мяч укрывается от стены туловищем. Инструкция та же, что и 6.5. 6.7. Ведение мяча на месте с передачей партнёру. Цель. Прочувствовать одновременный контроль мяча и партнёра. Инструкция. Стоя в две шеренги лицом друг к другу попеременно выполнить десять ударов мячом в пол, поймать мяч и передать мяч партнёру. 6.8. Ведение мяча в движении. Всё как в упражнении 6.7., только мяч выпускается под углом. Цель. Прочувствовать ведение мяча в движении. Инструкция. Толкнуть мяч в пол вперёд и догнать его ногами Упражнение выполняется на скорости. | 6.1. Визуальный. Рука после выпуска мяча – прямая. Мяч ударяется сбоку со стороны ведущей руки рядом с передней частью стопы. Кинестетический. Мяч ощущается только пальцами. 6.2. Визуальный. Мяч приземляется сбоку со стороны ведущей руки, вблизи передней части стопы. Кинестетическийй. Ощущение мягкой встречи мяча пальцами после отскока. Мяч при контакте с мячом ощущается только пальцами. Аудиальный. Не слышно шлепков при выполнении упражнения. 6.3. Визуальный. Кисть параллельна полу. Кинестетический. Мяч ощущается только пальцами. Кисть напряжена. 6.4. Визуальный. Мяч ударяется сбоку со стороны ведущей руки. Кинестетический. Чувствуются движения в локтевом и лучезапястном суставах, мяч ощущается только пальцами. Аудиальный. Не слышно шлепков ладоней о мяч при выполнении упражнения. 6.5. Визуальный.Плечо и тыльная поверхность кисти касаются стены. Удары мяча производятся на уровне носка сзади стоящей ноги. Кинестетический.Плечо и тыльная поверхность кисти чувствует контакт со стеной. Чувствуется прямолинейное положение туловища. 6.6. Визуальный.Между мячом и стеной находится туловище. Кинестетический. Ощущение, что туловище укрывает мяч от стены. 6.7. Визуальный. Попеременно контролировать мяч и партнёра, переводя взгляд с одного на другого. Кинестетический. При переводе взгляда на партнёра, мяч ощущается только пальцами. 6.8. Визуальный. Указательный палец направлен вперёд, рука всё время сверху мяча. Мяч всё время впереди сбоку Кинестетический. Мяч не мешается, не тормозит движения, чувство, что мяч приходится догонять. | 1 балл: рука на мяче сверху и направляет мяч вперёд | ||
7. Бросок одной рукой сверху | Мяч лежит на одной руке над головой, другая поддерживает. Локоть бросающей руки направлен вперёд, указательный палец смотрит на лоб. Локоть поддерживающей руки свободно опущен. Взгляд на кольцо из-под мяча. Удержание мяча на ладони бросающей руки. | 7.1. Удержание мяча на ладони бросающей руки. Цель.Почувствовать положение кисти с мячом перед броском. Инструкция. Встать в стойку баскетболиста. Повернуться на пол поворота, впереди находится нога, одноимённая бросающей руке. Мяч перед собой внизу на ладони бросающей руки. Другая рука свободно опущена. Вынести мяч над головой, повернув кисть. 7.2. Удержание мяча на ладони бросающей руки, с согнутыми в коленях ногами. Цель. Почувствовать положение кисти с мячом перед броском при согнутых в коленях ногах. Инструкция.Стоя как в упражнении 7.1, ноги прямые. В момент выноса мяча над головой согнуть ноги в коленях до положения полуприседа. Вернуться в исходное положение. Повторить не один раз. Лучше перед зеркалом. 7.3. Имитация выпуска мяча с указательного пальца. Цель. Почувствовать выпуск мяча с указательного пальца. Инструкция.Стойка в полповорота к кольцу. Ноги прямые, мяч на одной руке над головой. Выпрямляя руку вверх вперёд движением кистью вниз через указательный палец перекатить мяч на тыльную сторону кисти, рука прямая. Мяч остаётся на кисти или падает вперёд. 7.4. Бросок одной рукой сверху. Цель. Прочувствовать положение частей тела после выпуска мяча. Инструкция.Стоя в полповорота к кольцу, ноги прямые. В момент выноса мяча над головой согнуть ноги в коленях до положения полуприседа. Выполнить бросок в сторону кольца. Остаться в положении после выпуска мяча до касания мячом пола. 7.5. Бросок одной рукой сверху. Цель. Прочувствовать бросок одной рукой сверху. Инструкция. То же, что и в упр. 7.4, но мяч держать двумя руками. Рука, поддерживающая мяч отпускается в момент выпуска мяча. Упражнения выполняются поочерёдно обеими руками. Упражнения для отработки: принятие исходного положения. Для броска после ловли (после удара в пол, после ловли передачи, после поворота, после ловли передачи и поворота). | 7.1. Визуальный.Мяч над головой. Кисть максимально развёрнута (разогнута), указательный палец направлен на центр лба, локоть вперёд . Кинестетический. Чувствуется сильное напряжение в лучезапястном суставе. 7.2. Визуальный.Мяч над головой. Кисть максимально развёрнута (разогнута), указательный палец направлен на центр лба, локоть вперёд Кинестетический. Чувствуется сильное напряжение в лучезапястном суставе. Ноги заряжены, как для прыжка. 7.3. Визуальный. Мяч на тыльную сторону кисти перекатывается через указательный палец. Кисть параллельна полу, пальцы в стороны, указательный палец направлен на кольцо, большой и указательный пальцы максимально удалены друг от друга. Кинестетический. Мяч касается тыльной поверхности кисти, хочется сделать шаг вперёд. 7.4. Визуальный. После выпуска остаться в положении: рука вверх вперёд, указательный палец направлен на кольцо, большой и указательный пальцы максимально удалены друг от друга. Кинестетический.Чувство, что ноги вытолкнули тебя, а ты вытолкнул мяч при помощи ног. После выпуска мяча остаться в положении на носках, ноги выпрямлены, хочется сделать шаг вперёд. Чувство, что тянешься за мячом. 7.5. Визуальный. Локоть поддерживающей руки свободно опущен. Взгляд на кольцо из-под мяча (прицел при броске сбоку от кольца: верхний ближний угол прямоугольника; при броске без отскока – на переднюю дужку). Кинестетический.Чувство, что ноги вытолкнули тебя, а ты вытолкнул мяч при помощи ног. Чувство, что тянешься за мячом. | 1 балл: точность попадания. 1 балл: рука прямая, движение заканчивается кистью | ||
Бросок по кольцу одной рукой сверху в движении. | Последний удар при ведении выполняется одновременно с шагом ногой противоположной ведущей руке. Со следующим шагом мяч выносится над головой в положение броска. На втором шаге выполняется стопорящее движение с последующим отталкиванием ею вверх. В момент прыжка выполняется бросок. | 8.1. Ходьба перекатом с пятки на носок. Цель.Почувствовать работу стопы. 8.2. Ходьба с выносом маховой ноги и одноимённой с ней руки. Цель. Почувствовать правильную координацию работы рук и ног. 8.3. Ходьба с подпрыжкой (в профессиональных кругах это упражнение называют «роллинг»). Цель.Почувствовать движения ног при отталкивании вверх на скорости. Инструкция. И.п. Одна нога впереди на пятке. Другая сзади на всей стопе, но вес тела на передней части стопы. Устойчивое положение. Руки отведены назад, полусогнуты (свободно согнуты). Впереди стоящая нога (толчковая): перекатом с пятки на носок, сгибаясь в коленном суставе до положения, удобного для быстрого отталкивания, отталкивается вверх. Одновременно с началом движения толчковой ноги, маховая нога совершает быстрое движение вверх. Во время отрыва от опоры бедро маховой ноги занимает параллельное положение относительно пола, стопа на себя. Руки: маховое подхватывающее движение вверх до уровня подбородка. Приземление осуществляется на толчковую ногу с передней части стопы, маховая нога выносится вперёд и ставится на опору с пятки. Руки отводятся назад для замаха – исходное положение для выполнения движения с другой ноги. Отталкивание одной и другой ногами составляет цикл движения. Переход с толчковой ноги на маховую после приземлениея совершается плавно («качение» - не от слова качаться, а от слова катиться - rolling). Выполняется несколько циклов, дозирование осуществляется в метрах. Метраж зависит от подготовленности занимающихся. 8.4. Роллинг с выносом вверх руки, противоположной отталкивающейся ноге. Цель. Почувствовать в прыжке, как движутся руки относительно ног. Инструкция. Та же, что в упр. 8.3., только противоположная толчковой ноге рука выносится вверх. 8.5. Доставание высоко подвешенных предметов. Цель. Почувствовать как движется рука относительно толчковой ноги. Инструкция.В беге оттолкнуться одной ногой, доставая сетку (любой подвешенный предмет) разноимённой рукой. Во время отталкивания вверх выносится разноимённая толчковой ноге рука. 8.6. Вышагивание с выносом мяча вверх. Цель. Прочувствовать вынос мяча одновременно с первым шагом. Инструкция. Одна нога впереди, другая сзади. Из этого положения сделать шаг вперёд, одновременно вынося мяч вверх на одноимённую руку (в положение броска). Упражнение выполняется на каждую ногу. Это же упражнение можно выполнять циклично: сделать описанное упражнение, опустить мяч, не меняя положения ног, повторить то же самое с другой ноги. Можно выполнять на одну ногу. На первый шаг мяч поднять, на второй – опустить, на третий поднять и т.д. 8.7. Вышагивание с последующим шагом в роллинг. Цель. Получить опыт слитного выполнения шага с выносом мяча с переходом в роллинг и последующим броском. Инструкция. Одна нога впереди, другая сзади. Из этого положения сделать шаг вперёд, одновременно вынося мяч вверх на одноимённую руку (в положение броска). Перейти в роллинг с последующим выполнением броска. 8.8. Бросок после одного удара мяча. Цель. Прочувствовать окончание ведения и начало броска в движении. Инструкция.Из положения одна нога впереди, другая сзади, сделать шаг вперёд сзади стоящей ногой с одновременным ударом мяча разноимённой рукой.Из этого положения сделать шаг вперёд, одновременно вынося мяч вверх на одноимённую руку (в положение броска). Перейти в роллинг с последующим выполнением броска. 8.9. Бросок мяча сверху в движении после ведения. Цель.Получить опыт слитного выполнения упражнения в целом. Инструкция. Выполнить ведение. Закончить его ударом под шаг разноимённой ногой. Из этого положения сделать шаг вперёд, одновременно вынося мяч вверх на одноимённую руку (в положение броска). Перейти в роллинг с последующим выполнением броска. 8.10. Бросок по кольцу сверху в движении после ведения. Цель. Получить опыт прицельного броска. Инструкция. Упражнение выполняется под углом в 45 градусов к щиту. Точка прицела – верхний ближний угол маленького прямоугольника. | 8.1. Визуальный.Постановка ноги с пятки и перекат с пятки на носок Кинестетический.Ощущается постановка ноги с пятки и плавный перекат на носок 8.2. Визуальный. Мах ногой выполняется до параллели с опорой. Вверху рука, одноимённая маховой ноге. Кинестетический.Ощущение, что колено маховой ноги подпинывает локоть идущей вверх одноимённой руки 8.3. Визуальный. Нога выносится вперёд и ставится с пятки. Бедро маховой ноги после отталкивания занимает параллельное опоре положение. Кинестетический.Слитность выполнения. Быстрое отталкивание вверх. 8.4. Визуальный. Вверху рука, разноимённая толчковой ноге. Кинестетический. Ощущается постановка ноги с пятки и плавный перекат. 8.5. Визуальный. Вверху рука, разноимённая толчковой ноге. Кинестетический. Ощущается постановка ноги с пятки и плавный перекат стопы с пятки на носок. 8.6. Визуальный. Положение рук как в броске. Впереди нога одноимённая бросающей руке. Кинестетический. Ощущение готовности к броску. 8.7. Визуальный. Вверху рука, разноимённая толчковой ноге. Рука вверх вперёд, указательный палец направлен на кольцо, большой и указательный пальцы максимально удалены друг от друга. Кинестетический.Ощущение слитности выполняемого действия (без остановок) и максимального выталкивания вверх. 8.8. Визуальный. Удар выполняется одновременно с постановкой ноги. После отскока мяч ловится двумя руками. Кинестетический. Ощущение цепкого удержания мяча. 8.9. Визуальный.Последний удар мячом производится под шаг разноимённой ведущей руке ногой. Кинестетический. Ощущение слитности выполняемого действия (без остановок) и максимального выталкивания вверх. 8.10. Визуальный. Бросок выполняется не в кольцо, а в верхний ближний угол маленького прямоугольника на щите. Кинестетический. Ощущение мягкого выпуска мяча (без максимального усилия). Ощущение, что бросок выполняется только кистью. | 1 балл: последний удар под разноимённую ногу. 1 балл: отсутствие пробежки. 1 балл: вынос мяча на первом шаге. 1 балл: точность попадания | ||
Комплексное упражнение (зачётное)
Игрок находится за средней линией на половине условного противника справа от кольца. Партнёр располагается между центральным кругом и кругом штрафного броска, напротив кольца. Игрок выполняет передачу, получает мяч обратно, выполняет ведение правой рукой и бросок сверху в движении справа. То же самое выполняется с левой стороны. Критерии оценки указаны в таблице. Оценивается:
1. Держание – (в момент передачи,
после ловли обратной передачи,
ловли перед выносом на бросок,
т.е. за правильную ловлю в каждом элементе)……..3 балла
2. Передача – 1 балл
3. Ведение - 1 балл
4. Бросок в движении – 4 балла.
Итого: 9 баллов
Упражнение выполняется 2 раза: вправо и влево.
«отлично» ………………………………………16-18 баллов
«хорошо»………………………………………..13-15 баллов
«удовлетворительно»…………………………...10-12 баллов
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1966. - 349 с.
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт. - 1985. – 192 с.
3. Владыкин В.В. Самоконтроль, самооценка двигательных действий и самостоятельная работа студентов / В.В. Владыкин, А.М. Тихонов // Физкультурное образование: новые идеи, технологии и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции (г. Чайковский, 21-23 мая 2003 г.). Ч. 1. – Чайковский: ЧГИФК, 2003. – С. 22-25.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 262-510.
5. Гальперин П.Я. Доклад, обобщающий исследования, представленные на соискание учёной степени доктора педагогических наук / П.Я. Гальперин – М.: Изд-во МГУ, 1965.
6. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения / П.Я. Гальперин // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1965. - Вып. 4.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
8. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
9. Кадыков Б.Ф. Влияние разумной физкультуры на мотивы учебной деятельности / Б.Ф. Кадыков, А.М. Тихонов // Там же - С. 186-187.
10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособ. / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1981. –584 с.
12. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 359 с.
13. Лисина М.И. О некоторых условиях превращения реакции из непроизвольных в произвольные / М.И. Лисина // Докл. АПН РСФСР. -1957. - № 1.
14. Ломов Б.Ф. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельности / Б.Ф. Ломов, Б.Б. Косов, О.А. Конопкин // Познавательные процессы у спортсменов / под ред. Косова Б.Б.; ВНИИФК. – М.: 1976.
15. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с.
16. Ощепков И.И. Эффективность исследовательского метода при обучении двигательному действию / И.И. Ощепков, А.М. Тихонов // Физкультурное образование: новые идеи, технологии и пермпективы: сб. матер. Всерос. науч.-метод. конф. (г. Чайковский, 21-23 мая 2003 г.). Ч I. – Чайковский, 2002 – С. 88-92.
17. Пуни А.Ц. Об осознаваемости и неосознаваемости движений в заученных действиях / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии и спорта. – М.: ФиС, 1955.
18. Самсонадзе Г.А. Некоторые психологические факторы педагогического воздействия при формировании навыков у фехтовальщиков / Г.А. Самсонадзе // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: Физкультура и спорт, 1969. – С. 167-170.
19. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков. – М.: ФиС, 1984. – 210 с.
20. Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физкультуры в начальных классах в системе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / А.М. Тихонов, В.И. Чащухин, Ю.В. Чудинов // Совершенствование и развитие вариативных систем развивающего обучения в образовании г. Перми / матер. 4-й город. науч.-практ. конф. – Пермь, 2000. – С 33-48.
21. Тихонов А.М. Проблемы контроля и оценки в преподавании физкультуры в системе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / А.М. Тихонов, В.И. Чащухин, Ю.В. Чудинов // Развивающее обучение – путь к научно-гуманистической системе образования г. Перми / матер. 5-й город. науч.-практ. конф. – Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 2001. – С 58-72.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Содержание работы над постановкой техники нападающего
игрока в баскетболе………………………………………………………6
1. Держание мяча………………………………………………………………..6
2. Стойка нападающего с мячом………………………………………………..7
3. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди……………………...9
4. Передача мяча двумя руками от груди……………………………………...13
5. Передача одной рукой от плеча……………………………………………...16
6. Ведение мяча по прямой……………………………………………………..19
7. Бросок мяча одной рукой сверху…………………………………………….22
Комплексное упражнение (зачётное)…………………………………………..20
Библиографический список……………………………………………………..31
Методическое издание
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ
ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ