Общая информация об организации
Наименование организации (по уставу) | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» |
Фактический адрес | 23806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28 |
Ф.И.О. руководителя организации | Мустафина Файруза Зуфаровна |
Ф.И.О. научного руководителя (при наличии) | Репина Ольга Константиновна |
Контактное лицо по вопросам представления заявки | Репина Ольга Константиновна |
Контактный телефон (рабочий, домашний, сотовый) | 8(8552)466776 |
Телефон/факс организации | 8(8552)466216 |
E-mail: | [email protected] |
Реквизиты решения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, о согласии на реализацию образовательной организацией инновационного проекта (программы) в статусе региональной инновационной площадки <1> | Решение Ученого совета от 23.09.2015 |
Ректор ФГБОУ ВПО «НИСПТР»_________________________ _Ф.З. Мустафина
2. Краткое описание инновационного проекта (программы)
Направление инновационной деятельности в сфере образования | Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора. |
Наименование инновационного проекта (программы) | Разработка апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста. |
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы) | Умение понимать тексты является одной из базовых способностей, которая обеспечивает успешность как в школе при изучении любых предметных областей, так и в коммуникации. Это значит, что отдельной важнейшей задачей учителя является целенаправленное развитие способности понимать. Решать данную задачу невозможно без соответствующего психолого - педагогического инструментария: - диагностических средств; - методических материалов. В рамках проекта будут разработаны и апробированы - диагностические материалы, - сценарии развивающих занятий, - методические материалы для педагогов. Участие в проекте квалифицированных экспертов обеспечит удержание высокого качества разрабатываемых материалов. |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) | Анализ ключевых показателей способности понимания текста производился в ходе решения задач по разработке средств диагностики способности понимания. Широко известен опыт тестового измерения ключевых когнитивных компетенций, накопленный в рамках регулярных международных мониторинговых исследований PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy) и PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). Когнитивный аспект понимания представлен в таксономии образовательных целей Б. Блума. С его точки зрения способность понимания устроена иерархически (от простого к сложному) и она отдельна от процессов анализа и синтеза. Учитывая опыт международных мониторинговых исследований, отечественные исследовательские группы под руководством П.Г. Нежнова создали свой тестовый инструмент для диагностики учебной успешности в начальной школе. Важность способности понимания текста в достижении общего образовательного результата подчеркнута требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В примерной основной образовательной программе начального общего образования зафиксированы отдельные требования к достижению такого образовательного результата, как понимание текста. В универсальном умении работать с текстом выделены такие аспекты, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан | Сформированная способность понимания текстов является одним из важнейших образовательных результатов. Эффективные навыки работы с текстом являются базовыми условиями для получения качественного образования. В образовательных стандартах нового поколения способность понимания текста отнесена к метапредметным умениям, которые, несомненно, носят универсальный характер, а также способствуют успешному обучению в школе и социализации в обществе. Необходимость понять текст присутствует на протяжении всех ступеней школьного образования и является неотъемлемой частью успешного обучения. Несформированная способность понимания текста у учащихся может привести к учебной неуспешности по многим предметам. |
Цели и задачи инновационного проекта (программы) | Цель: Разработать, апробировать и внедрить в образовательную практику средства диагностики и развития понимания текста. Задачи: 1. Создать сообщество педагогов по разработке заданий для диагностики и развития способности понимания текста. 2. Создать условия для системного взаимодействия между педагогами, студентами и экспертами по разработке и оценке эффективности разрабатываемых заданий. 3. Организовать апробацию заданий в школах - участниках проекта. 4. Провести республиканский Турнир способностей для учеников 2 - 8 классов с использований лучших вариантов разработанных заданий. 5. Обеспечить распространение созданных в рамках проекта диагностических, развивающих заданий и других методических материалов. |
Сроки реализации инновационного проекта (программы) | 2015-2018 годы |
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) | 414000 рублей. Источники финансирования: · внебюджетные источники ФГБОУ ВПО "НИСПТР"; · организационные взносы участников площадки; · средства МОиН РТ; · средства грантовых фондов. |
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) | Методический результат 1. Банк диагностических заданий для оценки способности понимания текста на разном предметном материале для учеников начальной и основной школы. 2. Банк сценариев занятий по формированию у школьников эффективных способов работы по пониманию текста. 3. Методические разработки для педагогов по формированию способностей понимания текста. Организационный результат: 1. Создание эффективной среды по реализации новых ФГОС за счет формирования у педагогов опыта работы со способностями как новым образовательным результатом. 2. Создание неформальных групп педагогов по работе с технологиями достижения метапредметного результата. 3. Создание в Республике Татарстан традиции проведения республиканского турнира способностей «Мыслю, знаю, действую» для учащихся 2 – 6 классов. Результат содержательный: 1. Формирование и поддержка нового педагогического профессионализма, направленного на получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка). 2. Создание полипрофессионального общения для педагогов и новаторов (в том числе, по формированию объективных способов оценивания образовательных результатов). |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) | Семинары, конференция, публикации в сети и в СМИ |
Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии) |