К циклу лекций лля рабочих гётеанума 6 страница
Я уже рассказывал вам, что на примере такого органа, каким является печень, можно наблюдать, как по ходу жизни изменяется человеческое тело. Я сказал вам на последнем занятии, что если у младенца печень воспринимает неправильным образом — имеется в виду функция печени как воспринимающего органа: печень воспринимает пищеварительный процесс и упорядочивает его, — если, следовательно, воспринимающая функция печени нарушена и она неправильным образом реагирует на процесс пищеварения в младенческом возрасте, то следствия этого обнаруживаются зачастую лишь в гораздо более поздний период жизни — как я говорил вам, у сорокапятилетних, пятидесятилетних людей. В человеческом организме может задерживаться (проходить в латентном состоянии) многое. Следовательно, если нарушения в работе печени происходят в младенческом возрасте, они могут скрытым образом удерживаться вплоть до сорока пяти — пятидесятилетнего возраста. Затем обнаруживаются внутренние уплотнения, возникают заболевания печени, которые свойственны человеку именно в пожилом возрасте и которые являются следствием нарушений, имевших место в младенческий период.
Вот почему лучше всего вскармливать младенца материнским молоком. Ведь ребенок появляется на свет из тела матери, не так ли? Можно понять, что весь его организм, все его тело обладает родством с матерью. Поэтому наилучшим образом он будет развиваться, если, появившись на свет, он не будет сразу же получать ничего кроме того, что происходит из родственного ему тела матери.
Может произойти и так, что материнское молоко не подходит по своему составу. Молоко человека может быть, например, горьким, может быть слишком соленым. Тогда необходимо применять другое питание, лучше всего — молоко другой женщины.
Тут может возникнуть вопрос: разве нельзя с самого начала вскармливать ребенка коровьим молоком?
Надо сказать так: в первоначальный период младенчества питание коровьим молоком не очень благоприятно. Но не следует, однако, думать, что мы совершаем страшный грех по отношению к человеческому организму, если мы питаем ребенка коровьим молоком, которое соответствующим образом разбавлено и так далее. Ведь, конечно, молоко у разных существ различно, но эти различия не столь сильны, чтобы отказываться от применения коровьего молока вместо материнского молока при выкармливании.
Подобного рода питание осуществляется так, что ребенку, который пьет одно молоко, не приходится жевать. Вследствие этого некоторые органы тела функционируют более интенсивно, чем в дальнейший период, когда по необходимости используется твердая пища. Молоко имеет одно существенное свойство; оно, я мог бы с некоторой натяжкой сказать, еще живет, когда его получает ребенок. Оно почти является неким жидким жизненным началом, текучей жизнью, которую принимает в себя ребенок.
Вы знаете, что в кишечнике происходит исключительно важный для человеческого организма процесс, он чрезвычайно важен. Эта исключительно важная вещь состоит в том, что все, поступающее через желудок в кишечник, должно умерщвляться; когда же все это переходит сквозь стенки кишечника в лимфу и кровь, оно должно оживать снова. Наиболее важное из необходимого для понимания состоит в том, что человек должен сперва умертвить принимаемую им пищу, а затем снова оживить ее. Живущее вне человека, будучи принято им как пища, не может непосредственно использоваться внутри человеческого тела. Принятое в себя человек своей собственной деятельностью должен сперва умертвить, а затем снова оживить. Необходимо знать хотя бы это. Обычная наука этого не знает, она не знает и, что человек имеет в себе силу жизни. Точно так же, как он имеет в себе мускулы, кости и нервы, он имеет в себе оживляющую силу, он имеет в себе жизненное тело.
Подобно тому, как глаз созерцает внешние вещи, печень созерцает пищеварительную деятельность в целом, в ходе которой нечто умерщвляется и вновь оживляется, в ходе которой умерщвленное, пробуждается внутренне к новой жизни и поступает в кровь. Подобно тому, как в старости глаз может быть поражен катарактой, то есть уплотнением и помутнением того, что раньше было прозрачным, так и печень может подвергнуться уплотнению. Уплотнение, цирроз печени, является, в сущности, тем же, чем является в глазу катаракта, бельмо (помутнение хрусталика и роговицы — примеч. перев.). Бельмо может образоваться и в печени. Тогда в конце жизни возникает заболевание печени. Это означает, что печень больше не созерцает, что происходит внутри человека. Это поистине так: с помощью глаза вы созерцаете внешний мир, с помощью уха вы слышите, что звучит во внешнем мире, а с помощью печени вы одновременно созерцаете собственное пищеварение и то, что включено в этот пищеварительный процесс. Печень является внутренним органом чувственного восприятия, внутренним органом чувств. Только тот, кто познал печень как внутренний орган чувств, понимает то, что происходит в человеке. Следовательно, печень можно сравнить с глазом. В каком-то смысле человек внутри себя, в своем животе имеет некую голову. Только эта голова смотрит не вовне, она смотрит внутрь. Поэтому она является тем, посредством чего человек работает внутри себя, он осуществляет эту деятельность, не доводя до своего сознания.
Но ребенок ощущает эту деятельность. У ребенка все это происходит по-другому. Ребенок еще мало смотрит на внешний мир, а если он и смотрит во внешний мир, то еще не распознает его. Но тем больше направляет он внимание вовнутрь, используя чувства. Ребенок очень точно чувствует, если в молоке содержится чужеродное, что должно быть выброшено в кишечник и выведено наружу. И если с молоком что-то не в порядке, печень приобретает предрасположенность к заболеваниям, проявляющимся в самый поздний период жизни.
Видите ли, вы могли бы подумать и о том, что к глазу, направленному на внешний мир, имеет отношение также и мозг. Простое глядение на внешний мир не могло бы быть полезным для человека. Мы могли бы таращить глаза на внешний мир, глазеть по сторонам, но мы не могли бы мыслить об этом внешнем мире. Он был бы своего рода панорамой, перед которой мы сидим с пустой головой. Мы мыслим с помощью мозга. С помощью нашего мозга мы думаем о том, что находится вовне, во внешнем мире.
Но, господа, если печень является своеобразным внутренним глазом, который ощупывает всю пищеварительную деятельность в целом, то печень должна иметь и своего рода мозг, подобно тому, как имеет его в своем распоряжении глаз. Видите ли, печень может разглядывать все, что происходит в желудке, как пищевая кашеобразная смесь перемешивается с пепсином. Когда пищевая кашеобразная смесь поступает из желудка в кишечник через так называемый привратник, печень может видеть, как эта пищевая смесь проталкивается в кишечнике дальше, как кишечник все больше и больше выделяет через свои стенки части этой пищевой смеси, пригодные к употреблению, как затем эти пригодные к употреблению части переходят в лимфатические сосуды, а затем из них проникают в кровь. Но начиная отсюда печень уже ничего не может сделать. Сколь мало может мыслить глаз, столь же мало и печень может производить деятельность за указанными пределами. Здесь к печени должен подключаться другой орган, подобно тому, как к глазу подключен мозг.
И точно так же, как вы имеете печень, постоянно наблюдающую за пищеварительной деятельностью, вы имеете в себе еще и некую мыслительную деятельность, о которой в обычной жизни совсем ничего не знаете. Эта мыслительная деятельность — о ней самой вы пока еще не знаете, вы знаете только об органе — эта мыслительная деятельность точно так же дополняет воспринимающую, ощупывающую деятельность печени, как мозг дополняет мышлением воспринимающую деятельность глаза; каким бы странным вам это не показалось, указанная мыслительная деятельность осуществляется посредством почек, посредством системы почек.
Система почек, которая согласно обычным представлениям служит лишь для выделения мочи, вовсе не является таким неблагородным органом, каким принято ее считать; почки, в обычном случае служащие лишь для выделения жидкости, в совокупности с печенью развивают некую внутреннюю активность, внутреннее мышление. Почки тесно связаны и с мышлением мозга, так что при нарушениях мозговой деятельности оказывается нарушенной и деятельность почек. Допустим, что мы начинаем способствовать неправильной работе мозга у ребенка. Мозг работает неправильно, если мы побуждаем ребенка слишком много учиться — я в последний раз уже указывал на это, — если мы побуждаем его слишком много работать на запоминание, работать с памятью, слишком много заставляем учить наизусть. Кое-что следует заучивать наизусть, чтобы мозг становился подвижнее; но если мы заставляем учить наизусть слишком многое, мозг напрягается так, что в нем развивается чрезмерная активность, вызывающая уплотнения в мозгу. Если мы заставляем ребенка слишком многое заучивать наизусть, из-за этого возникает уплотнение мозга. Но если в мозгу возникают уплотнения, может оказаться, что в течение всей жизни мозг будет работать неправильно. Он становится слишком жестким.
Но мозг связан с почками. И благодаря этой связи между мозгом и почками почки в подобном случае тоже больше не работают правильным образом. Человек способен перенести очень многое; последствия обнаруживаются только позже: все тело в целом начинает работать неправильно, происходят нарушения в работе почек, и в моче вы обнаруживаете сахар, который, собственно, должен был бы быть переработан. Тело становится слишком слабым, чтобы использовать этот сахар, так как работа мозга нарушена. В моче появляется сахар. Тело не в порядке, человек страдает от сахарной болезни.
Видите ли, я бы хотел сделать для вас особенно ясным, что от духовной деятельности, например, от чрезмерного заучивания наизусть, зависит, что будет с человеком позднее. Вам не приходилось слышать, что сахарной болезнью часто страдают богатые люди? Они могут очень хорошо обеспечивать своих детей в том, что касается материальной физической области, однако они не знают, что они должны подобным же образом позаботиться и о нормальных школьных преподавателях, которые не будут заставлять ребенка слишком многое заучивать наизусть. Они думают: это дело государства, тут все хорошо и об этом нечего печалиться. Ребенок слишком много учит наизусть, а позднее заболевает диабетом, сахарной болезнью! Человека можно сделать здоровым не только с помощью физического выкармливания, с помощью того, что доставляется человеку продуктами питания. Надо обращать внимание и на то, как обстоит дело с его душевным началом. Тогда постепенно начинают чувствовать, что и душевное начало является чем-то важным, что не одно только тело имеет значение для человека, что тело даже может быть разрушено по вине души. Ведь как бы много в детстве и после него мы не ели то, что химики изучают в своих лабораториях, то есть продуктов питания, если душевное начало не в порядке, если душевному не уделяется внимания, то весь человеческий организм придет в упадок. Благодаря науке, но не той современной, чисто материалистической науке, а науке настоящей постепенно можно научиться вживаться в то, что существует как человек еще до зачатия и продолжает существовать после смерти, поскольку человек познает, чем же является его душевное начало. При рассмотрении подобных вопросов именно это надо принимать во внимание.
Задумайтесь над тем, отчего люди сегодня не хотят ничего знать о том, что я рассказывал вам? Если сегодня вы захотите подступиться к так называемым образованным людям, они посчитают проявлением «необразованности», если будешь говорить им о печени или даже о почках. Это проявление необразованности. Почему же такие вещи считаются проявлением «необразованности»?
Видите ли, древние евреи в период еврейской древности — ведь Ветхий Завет мы получили от евреев — древние евреи еще не рассматривали разговор о почках в качестве признака страшной необразованности. Евреи не сказали бы, например, если человека ночью мучили сновидения, что мучается душа, подтверждение можно найти в Ветхом Завете, однако современные евреи настолько образованы, что они теперь, находясь в приличном обществе, не ссылаются на то, что содержится в Ветхом Завете, хотя он говорит об этом, — итак, если человеку ночью приснился недобрый сон, древние евреи не сказали бы «моя душа мучилась». Да, господа, такое легко можно сказать, если не имеешь о душе никакого представления; тогда душа — не более чем слово, то есть ничто. Но в Ветхом Завете говорится, и говорится в соответствии с той мудростью, которой когда-то обладало человечество, о случае, когда человек ночью приснился недобрый сон: его мучила почка. К тому, что осознавалось в Ветхом Завете, приходят благодаря теперешней антропософии, новому научному знанию: человек видит недобрый сон, так как функция почек у него нарушена.
Затем наступило средневековье и в период средневековья постоянно возникало то, что актуально до сих пор. В средние века была тенденция только хвалить все, что нельзя было воспринять, что тем или иным образом находилось вне мира. Людям дозволялось тогда только голову оставлять неприкрытой; все остальное надо было прикрывать. Мы тоже смеем говорить только о том, что неприкрыто. Впрочем, именно в образованном мире некоторые дамы разгуливают сегодня едва прикрытыми —так, что даже об оставленном без покрова еще долгое время едва ли кто посмеет говорить. Во всяком случае, то, что находилось внутри человека, было запретной темой для той своеобразной формы христианства, которая была свойственна средневековью, — в Англии это несколько позднее назвали пуританизмом. Чисто материальной, основанной на чувственном восприятии науке тоже не дозволяется об этом говорить. Духовное — это такая безделица, что нечего об этом говорить. Поэтому постепенно дух как единое целое был утерян. И не так-то легко поймать его, если говорить только о том духе, который сидит в голове. Однако если ловят его не только в голове, но во всем человеческом теле, то уловить его можно.
Именно почки добавляют мыслительную деятельность к воспринимающей деятельности печени. Печень смотрит, а почки думают; они также могут думать о деятельности сердца и обо всем том, чего не может разглядеть печень. Печень наблюдает за всем процессом пищеварения, за тем, как пищевые соки переходят в кровь. Но после, когда пищевые соки начинают кружить по крови, об этом надо мыслить. И это осуществляют почки. Так что фактически человек имеет в себе нечто вроде второго человека.
Но господа, вы, естественно, не должны верить в то, что те почки, которые вы извлекаете из мертвого тела и выкладываете на патологоанатомический стол — или, если это коровьи почки, даже едите их; их очень удобно разглядывать перед тем, как вы их сварите и съедите, — что этот кусок мяса, обладающий свойствами, о которых говорит анатом, что этот кусок мяса мыслит! Мясо, естественно, не мыслит, мыслит то, что присутствует внутри почки, принадлежа душевному началу. Поэтому дело тут обстоит так, как я говорил об этом в последний раз; вещество, находящееся в почке, в детском возрасте полностью заменяется в течение семи-восьми лет. Там, внутри находится другое вещество. Точно так же, как ваш ноготь на пальце в течение семи-восьми лет не остается тем же самым, но вы все время срезаете его переднюю часть, так же и из почек, и из печени удаляется все, что там было и заново создается вами.
Тут вы должны спросить: если здесь совсем нет вещества, которое находилось тут, в почках и в печени семь лет назад, и тем не менее, печень спустя десятилетия может стать больной оттого, что в младенческом возрасте что-то в ней было повреждено, то это указывает на какую-то деятельность, которая остается невидимой. Ведь вещество не способно воспроизводить себя. Жизнь же воспроизводит себя от младенческого возраста до сорока пяти лет. Вещество не может заболеть — оно выделяется — однако воспроизводит себя та невидимая деятельность, которая находится внутри и которая у человека протекает на протяжении всей его жизни. Итак, вы видите, что человеческое тело является сложным, исключительно сложным организмом.
Мне хотелось бы сказать вам еще и кое-что другое. Я говорил вам: древние евреи еще знали кое-что о том, что деятельность почек наделена также и функцией смутного, сумеречного мышления, которое проявляется в сновидениях ночью. Ночью наши представления отсутствуют; и тогда мы воспринимаем то, как мыслят почки. Днем голова наполнена мыслями, которые приходят извне. В случае одновременного присутствия сильного света и слабого света свечи мы видим сильный свет, а находящийся рядом слабый свет свечи как бы исчезает; так и у человека, когда он бодрствует: его голова заполнена представлениями, приходящими из внешнего мира, тогда как деятельность почек внизу подобна малому свету; он ее не воспринимает. Если же голова перестает мыслить, тогда он воспринимает то, что мыслят почки, и видит печень внутри него, он воспринимает это как сновидение. Поэтому сновидения выглядят именно так, как мы их иногда видим.
Представьте себе, что в кишечнике что-то не в порядке; печень это видит. Днем человек не обращает на это внимания, поскольку ему мешает наличие более сильных представлений. Но ночью при засыпании или при пробуждении он обращает внимание на то, как печень воспринимает нарушения в деятельности кишечника, его неупорядоченное бытие. Однако печень не так хитра и почки не так хитры и ловки, как человеческая голова. И поскольку они не так догадливы и ловки, они не могут заявить прямо: тут дело в кишечнике, который я вижу. Они же создают образ, и человек видит сон вместо того, чтобы видеть реальность. Если бы печень видела эту реальность, то она видела бы, что кишечник горит. Но она не видит действительности, она создает образ, соответствующий этой действительности. Она видит при этом шевелящихся змей. Если человеку снятся извивающиеся змеи, что бывает довольно часто, это значит, печень видит кишечник и поэтому она представляет его в виде змей. Иногда голова поступает точно так же, как печень и почки. Если человек видит вблизи себя, например, изогнутый сучок, и это происходит в местности, где могут быть змеи, то голова может принять этот изогнутый сучок дерева за змею, если он находится шагов за пять впереди. Подобным же образом внутреннее зрение и мышление печени и почек интерпретируют кишечные нарушения в образе змеи.
Иногда вам снится сон о печке, которую очень сильно натопили. Вы просыпаетесь и обнаруживаете сердцебиение. Что тут произошло? Тут почки размышляют по поводу сильного сердцебиения, но они думают об этом так, как если бы это была натопленная печка, и вам снится кухонная плита в действии. Это то, что думают почки о работе вашего сердца.
Следовательно, тут, внутри, в животе у человека — и пускай считают проявлением необразованности, если говоришь об этом — тут внутри сидит некое душевное существо. Эта душа представляет собой маленького мышонка, который где-то проскользнул в человеческое тело и сидит там внутри. Не правда ли, люди в прошлые века занимались тем, что размышляли на тему: где находится местопребывание души? Но о душе вообще уже больше ничего не знают, а иначе не спрашивали бы: где находится местопребывание души. Она точно так же и в мочке уха, как и в большом пальце ноги, но только душа нуждается в органах, с помощью которых она мыслит, представляет и создает образы. Хорошо знакомую вам деятельность она совершает с помощью головы, а действуя тем способом, который я вам описывал, когда созерцается внутреннее, она использует печень и почки. Можно видеть повсюду, как душа в человеческом теле проявляет активность. И это надо видеть.
Этим и занимается та наука, которая не просто потрошит мертвое человеческое тело, лежащее на патологоанатомическом столе, извлекая оттуда органы и разглядывая их материальным образом. Этим занимается тот, кто действительно активизирует всю свою внутреннюю душевную жизнь как в мышлении, так и во всем остальным, он делает ее более активной, чем хотели бы люди, довольствующиеся одним разглядыванием. Естественно, это удобнее: разрезать человеческое тело, вырезать оттуда печень и потом записывать, что при этом обнаружится. При этом не приходится слишком перенапрягать свои умственные способности. Для этого у человека есть глаза и нужно приложить совсем немного мысли, чтобы резать печень во всех направлениях, сделать небольшой срез, положить под микроскоп и так далее. Это легкая наука. Но почти вся наука сегодня и является такой легкой наукой. Надо в гораздо большей степени активизировать внутреннее мышление, надо в первую очередь расстаться с мыслью о том, что достаточно лишь уложить человека на патологоанатомический стол, вырезать его органы и описать их, чтобы в тот же момент мы смогли получить достоверные сведения о человеке. Ибо, вскрывая печень пятидесятилетней женщины или пятидесятилетнего мужчины и разглядывая ее, не знают, что происходило в младенческом возрасте. Необходима именно целостная наука. Именно к этому должна стремиться настоящая наука. В этом и состоит стремление антропософии — иметь настоящую науку. И эта настоящая, действенная наука приводит не только к телесному, она приводит, как я показал вам, к душевному и духовному.
В последний раз я говорил вам: в печени дело обстоит так, что «синие», темные кровеносные сосуды — то есть сосуды, в которых течет не красная (окисленная, или т.н. артериальная — примеч. перев.) кровь, но темная (неокисленная, или т.н. венозная — примеч. перев.), кровь, несущая в себе углекислоту, — что такие особенные кровеносные сосуды входят в печень. В случае всех остальных органов этого не происходит (это замечание справедливо лишь относительно большого круга кровообращения; в малом круге кровообращения, как известно, темная, венозная кровь поступает из сердца через артерии легочного ствола в правое и левое легкое, где и происходит окисление и выделение углекислоты, распадающейся на воду и углекислый газ. Окисленная, алая, «артериальная» кровь снова подается в сердце через вены и оттуда направляется в артерии большого круга кровообращения — примеч. перев.). Печень в этом отношение является отличным от других органом. Она принимает темную совершенно неокисленную кровь и дает ей возможность распространяться у себя внутри.
Это нечто в высшей степени значительное, важное. Если мы представим себе печень, то, конечно, в нее тоже входят обычные артерии, сосуды алой крови. А сосуды, несущие синюю кровь, вены, выходят из нее. Но кроме них в печень входит один особый сосуд, несущий темную неокисленную кровь, одна вена — воротная вена (vena portae), она несет кровь, насыщенную углекислотой (см. рисунок на стр. 81). Печень принимает этот сосуд в себя, причем он не имеет выхода; таким образом, через этот сосуд в печень поступает темная не-окисленная кровь. (В печени имеются две системы вен: портальная и кавальная. Первая образована разветвлениями вышеуказанной воротной вены, по которой кровь притекает в печень через ее ворота. Воротная вена разделяется на две ветви, которые уходят в паренхиму печени. В паренхиме эти ветви распадаются на множество мелких веточек, которые оплетают печеночные дольки. Их капилляры проникают в самые дольки и слагаются затем в v.v. centrales, которые собираются в печеночные вены, впадающие в нижнюю полую вену, по которой неокисленная кровь поднимается к сердцу. Вторая система вен — кавальная — обеспечивает обычное кровоснабжение тканей; кавальная система состоит из печеночных вен, впадающих в нижнюю полую вену vena cava interior. Портальная система снабжает печень неокисленной насыщенной углеродом венозной кровью, поступающей из непарных органов брюшной полости — примеч. перев.)
Да, конечно, когда вырезают печень, обычная наука видит эту так называемую воротную вену, но не размышляет над этим дальше. Однако тот, кто может прийти к подлинной науке, ищет сравнения.
В человеческом теле имеется еще один орган, который обладает похожими свойствами. Это глаза. Хотя в глазах это выражено очень незначительно, но, тем не менее, в случае глаза не вся кровь, не вся темная, неокисленная кровь, поступающая в глаз, уходит обратно. Одни сосуды, входящие, несут алую кровь, выходящие сосуды несут темную, синеватую. Но не вся темная неокисленная кровь, которая находится в глазу, уходит назад; она подразделяется так же, как в печени. Только в печени это проявляется сильно, а в глазу очень слабо. (Возможно, имеется в виду канал, проходящий по склере, в sinus venosus sclerae, который также сообщается и с лимфатическим руслом и имеет отток в v.v. ciliares auteriores — примеч. перев.)
Разве это не доказывает, что я все-таки имею право проводить сравнение между печенью и глазом? Человек имеет право указывать на все, что находится в человеческом организме. Так мы приходим к тому, что печень является внутренним глазом.
Однако глаз направлен вовне. Он смотрит вовне и использует при этом темную неокисленную кровь, которую он получает, чтобы созерцать вовне. Печень использует ее внутри. Поэтому она дает возможность этой темной крови исчезнуть внутри себя и использует ее иначе. Только иногда глаз проявляет тенденцию немного использовать свои сосуды с темной (так называемой венозной) кровью. Это происходит в том случае, если человек опечален, если он плачет: тогда горьковатый на вкус, слезный сок вытекает из глаза, из слезной железы (glaudula lacrimalis). Это происходит от того незначительного количества темной крови, которая остается в глазу. Если человек огорчен и особенно сильно переживает, слезы появляются в качестве выделения.
А вот в печени аналогичная история происходит постоянно! Печень постоянно огорчена, как может быть огорчен человек, который наблюдает изнутри живущий на Земле организм; этот организм пред назначен быть в наилучшем состоянии, но выглядит далеко не лучшим образом. Вот печень и печалится все время. Поэтому она все время выделяет горькое вещество, желчь. Так же, как функцией глаза является выделение слез, так функцией печени, служащей всему организму, является выделение желчи. Только слезы изливаются наружу, и как только они пролились из глаза, они исчезают, а желчь не исчезает во всем организме человека, поскольку печень смотрит не вовне, она смотрит внутрь. Тут взгляд возвращается назад, и выступают выделения, которые можно сравнить с выделением слез.
Но, господа, если действительно правда, что я вам говорю, тогда это должно иметь подтверждения еще в какой-либо другой области. Необходимо показать, что земные существа, больше живущие во внутреннем, в большей степени реализуют внутреннюю мыслительную деятельность: надо показать, что животные мыслят не меньше, чем человек, а даже больше. Головой они мыслят меньше, чем человек, так как их мозг несовершенен. Но зато у них должна большую роль играть жизнь печени и почек, они должны больше смотреть внутрь с помощью печени и больше мыслить внутри с помощью почек. Это и имеет место у животных. И есть этому одно внешнее подтверждение. Наши человеческие глаза устроены таким образом, что темная неокисленная кровь поступает в них в столь незначительном количестве, ее так мало, что современная наука даже не говорит об этом. Раньше наука об этом говорила. Но у животных, которые больше живут во внутреннем, глаза не только видят; у них глаза еще и думают.
Если мы можем сказать, что глаза являются своеобразной печенью, то можно сказать и то, что у животных глаза в большей степени подобны печени, чем у человека. У человека глаз стал более совершенным, он меньше похож на печень. Сам глаз обнаруживает это. В случае животного можно проследить, что содержимое глаза у него не такое, как у человека. У человека есть стекловидное водянистое тело, затем хрусталик, снова стекловидное водянистое тело — тогда как у некоторых животных кровеносные сосуды входят в глаз и образуют в глазу вот такое тело (см. рисунок 11).
Рисунок 11
Кровеносные сосуды проходят вплоть до этого стекловидного тела и образуют тут внутри вот такое тело, которое называют веером, глазным веером. У этих животных они (пропуск в стенограмме). Почему? Потому что у этих животных глаз в большей степени подобен печени. И точно так же, как воротная вена входит в печень, так и этот веер входит в глаз. Поэтому у животных дело обстоит так: если животное смотрит на что-то, глаз при этом мыслит; у человека глаз только смотрит, а мыслит человек посредством мозга. У животного мозг мал и несовершенен. Оно не так много думает с помощью мозга, развивает мышление внутри глаза, и оно может мыслить с помощью глаза потому, что оно имеет этот серповидный отросток, потому что оно может использовать находящуюся внутри глаза отработанную кровь, кровь, насыщенную углекислотой.
Я могу сказать вам кое-что, что не должно ошеломить вас. Вы ведь не будете предполагать, что коршуну, парящему высоко в воздухе и имеющему чертовски маленький мозг, удалось бы, приняв исключительно хитрое и удачное решение, свалиться именно туда, где сидит барашек! Если бы коршун использовал мозг, он бы умер с голоду. Однако у коршуна мышление имеет свое местопребывание уже в самом глазу, что является лишь продолжением его почечного мышления, и благодаря этому он решается стремительно упасть вниз и схватить барашка. Коршун никогда не говорит себе: там, внизу находится барашек, сейчас я должен занять исходную позицию, сейчас я буду падать вниз по прямой, тогда я столкнусь с барашком, — подобные рассуждения совершает мозг. Если бы человек был там, наверху, он стал бы размышлять таким образом; разве что он не смог бы осуществить свое намерение. Но у коршуна уже сам глаз думает. Тут душа находится внутри глаза. Глаз не становится сознательным, но он все же думает.