Звук "с" и тренаж дыхательного аппарата
Процесс нормализации произношения усложняется тем, что в работе речевого аппарата наряду с произвольно управляемыми органам! принимают участие многие мышечные группы, не поддающиеся сознательному воздействию.
Всевозможные движения при одновременном произнесении звука "с" создают чрезвычайно положительное воздействие на работу дыхательного аппарата, на всю его дыхательную мускулатуру. Дыхательная мускулатура, произвольно управляемая и не управляемая, начинает функционировать в комплексе, и благодаря этому создаются наилучшие условия для произнесения согласного "с".
Изменяя условия выполнения упражнения, добиваемся:
а) различной интенсивности звука, а следовательно, и различной скорости выхода - сильный или слабый удар по мячу, маленький или большой камень, бросаемый из-за головы:
б) различной длительности произнесения звука - лассо бросается дальше или ближе, и т.д.
Научившись менять интенсивность звука и длительность его произнесения в упражнениях с физическими действиями, мы сможем использовать приобретенные навыки управления дыхательным аппаратом в речевых упражнениях, а затем и в живой речи.
Тренаж слухового внимания при дефектном "с"
Тренировать слухо-речевое внимание, воспитывать способность различать всевозможные звуковые признаки очень полезно на групповых занятиях. Можно порекомендовать следующие упражнения:
Упражнение 14.
1). Звук "с" - это летящий к партнеру "мяч". Один студент - пасущий, все остальные являются одновременно судьями и игроками (любому из них может быть дан "пас"). Если "с" произнесено неверно, то все судьи, замечающие это, дают сигнал - "штрафной свисток судьи": студентами произносится два коротких звука "с". Студенты, не слышащие нарушения звука и не дающие штрафного свистка, наблюдая коллективный протест против произнесенного звука, быстрее ощущают, что их слуховое восприятие необходимо активно воспитывать.
2) "Игра в волейбол" может быть организована несколько иначе: правильность звука оценивает тот студент, которому дается "пас". Если звук произносится верно, то "пас" принимается и "мяч" передается следующему учащемуся. Если же "с" дефектное, то штрафной свисток должен дать студент, которому бал адресован "мяч".
Может случится, что принимающий "мяч" не слышит искажения звука, принимает его и передает другому. Тогда "штрафной свисток" должна дать вся группа. Данный вариант упражнения повышает персональное чувство ответственности и за произнесение звука, и за оценку его качества (при "принятии паса"). Это упражнение полезно и для) тренажа слухового внимания, и для воспитания речедвигателъных навыков. "Человек не только пассивно воспринимает ухом звуки речи, но еще... активно их совоспроизводит, хотя и в очень уменьшенном масштабе". (В.П.Морозов. "Тайны вокальной речи') Хорошее произнесение звука, таким образрм, способствует улучшению звучания этого согласного у других студентов.
На дефектное же произнесение вырабатывается, благодаря "штрафным свисткам", отрицательная, тормозящая реакция.
Упражнение 15.
Для тренажа слухового восприятия и речевых навыков полезно, меняя положение органов артикуляции, "выискивать" различные варианты звучания согласного "с". Созданные вами дефектные "с" необходимо сопоставлять с правильным произнесением этого звука. В каждом случае следует обязательно разобраться, в результате каких мышечных движений возникло искажение согласного. Выискивая разнообразные варианты звука "с", мы тренируем и слуховой, и произносительный аппарат. Одновременно мы вырабатываем навыки сознательного управления артикуляционными мышцами. Со временем студент сам начинает слышать различные оттенки интересующего его звука. В этот период нередко учащийся жалуется преподавателю на то, что в результате работы над дефектным звуком он стал хуже произносить этот звук, чем раньше.
В таких случаях студенту объясняется, что в процессе работы над дефектным звуком у него постепенно воспитывается слух, затем наступает момент, когда он слышит несовершенство своего произнесения. В действительности "больной" звук у него улучшился. Преподаватель это слышит. Но недовольство студента справедливо. Оно вызвано тем, что студент начал сравнивать свою еще несовершенную речь с правильной речью товарищей.
Воспитание слуха носит наиболее длительный и сложный характер при наличии "тупого" "с". При свистящих и шипящих "с" притупленность слухового восприятия значительно меньше, студенты этот дефект начинают улавливать довольно быстро.
В трудных случаях, когда у студента пассивность артикулярных мышц дополнялась и органическим дефектом (слишком выдвинута вперед верхняя или нижняя челюсть, большой язык и другие), при двух в неделю встречах с преподавателем в результате тренажа речевого и слухового аппаратов студенты стали слышать дефектность своего произнесения через пять-шесть месяцев. Разумеется, во время занятий с педагогом только часть времени уделялась работе по исправлению недостатков речи. Чистый звук в изолированном виде стал у этих студентов получаться в конце второго семестра. Довольно удачные -попытки включения исправленного звука в речь стали появляться в начале третьего семестра, после летнего перерыва. Во время летних каникул студенты продолжали заниматься самостоятельно.
Звуку "с" нами уделено так много внимания в связи с тем, что:
1) Искажение этого звука в самых различных вариантах чрезвычайно распространено.
2) В русской речи звуки "с", "з" встречаются чаще многих других звуков. Со звука "с" и "з" или со звукового сочетания, в которые входят звуки "с" и "з" ("зн", "зд""св", "ск", "сп", "ст", "фс"), начинается 16,7% русских слов: почти каждое шестое слово имеет в своем начале этот звук. Только 0,8% слов начинается со звука "ж", 0,3% - со звука "Ц". 1,3% - со звука "ч", 1,1% со звука "ш", 0,3% - со звука "щ". Взятые все вместе звуки "ж","ц","ч","ш, щ стоят в начале лишь в 3,6% слов, т.е. примерно каждое двадцать восьмое слово начинается с одного из этих звуков, 8,1% слов имеет звук "с" или звукосочетания "ев", "зм",знь,"ск","ст", "сть", в конце и только 4,4% приходится на вместе взятые конечные звуки "ц", "ч", "ш", "щ".
Даже просто вслушиваясь в устную речь, можно почувствовать, насколько часто звук "с" встречается в речевом потоке. Поэтому дефектное "с" вызывает чрезвычайное загрязнение и искажение речи.
3) Звук "с" относится к наиболее длительным звукам нашей речи, поэтому его несовершенность особенно заметна и "режет" слух. Длительнее звука "с" только согласный "ф" и мягкое "ш".
4) Воспитание этого звука, требующего тонкой и сложной работы речевого аппарата, облегчает устранение .других речевых дефектов. Аппарат оказывается уже хорошо подготовленным, способным ощущать и осуществлять мельчайшие речедвижения.
РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ «Ш» и "Ж"
При правильном произнесении этих согласных органы артикуляции работают следующим образом: Губы раскрыты, верхние и нижние зубы почти целиком обнажены. Губы не лежат на зубах, они слегка выпячены. Форма их напоминает небольшой квадрат с закругленными углами. Губы мягкие, не напряженные. Челюсти не сомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами - 1-1,5 мм. Кончик языка широкий, округленный. Он приподнят в верхним альвеолам и располагается перед ними. В том месте, где альвеолы переходят в твердое небо, кончик языка образует с твердым нёбом сужение, но не касается нёба. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним боковым зубам. Задняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу и возникает второе сужение. Между загнутым вверх кончиком языка и приподнятой задней частью спинки языка создается небольшое углубление округлой формы.
Во время прохождения воздушной струи через эти два сужения образуется определенный шум, квалифицируемый нами как звук "ш".
При произнесении звука "ж" язык несколько расслабляется.
Менее интенсивна выдыхаемая звукообразующая струя. Голосовые связки издают звук. Кончик языка приподнимается несколько выше, чем при произнесении согласного "ш". Под воздействием выходящей звучащей струи кончик языка слегка вибрирует.
Искажение согласных "ш" и "ж" наиболее часто обусловлено следующими причинами:
I. Смягченные "ш" и "ж".
дефект этот обусловлен речевой небрежностью учащихся. За последние годы он получает все более широкое распространение. При этом речевом недостатке кончик языка недостаточно загнут вверх. В результате звуки "ш" и "ж" становятся мягкими, в то время как в русском языке по законам орфоэпии они звучат смягченно крайне редко. Отсутствие необходимого загиба кончика языка может привести к тому, что согласные "ш" и "ж" становятся похожими по звучанию на "с" и "з". (Последнее происходит в том случае, когда кончик языка оказывается не у твердого нё'ба, а почти у передних верхних зубов!
2. Углубленные "ш" и "ж".
При этом дефекте кончик языка обычно удален от верхних альвеол несколько больше, чем это нужно для верного произнесения. Округлая впадина, возникающая между поднятым кончиком языка и приподнявшейся задней частью спинки языка, слишком глубока. В этом случае звук резонирует наиболее интенсивно в нижней части ротовой полости, под языком, между основанием уздечки и нижними передними зубами. Звуки "ш" и "ж" как бы "провисают" вниз по сравнению с правильно произнесенным согласным.
3.Расширенные "ш" и "ж"
Углубление, образуемое языком, шире, чем необходимо для нормального "ш". При верном произнесении звука "ш" струя воздуха довольно узкая, она не шире двух центральных верхних резцов. При рассматриваемом "ш" выдыхаемая струя идет не по средней продольной лиши языка, а распространяется значительно шире, приближаясь к боковым зубам. Произносимый звук в результате излишнего расширения звучащей струи искажается.
4. Губно-зубные "ш" и "ж".
Звук "ш" образуется перед зубами в результате образования щелевого сужения между нижней губой и верхними резцами. Звучание согласного значительно видоизменяется, он напоминает одновременное произнесение звуков "ш" и "ф".
Работа по воспитанию правильного произнесения шипящих звуков идет в той же последовательности, что и ш освоению верного звучания свистящих "с" и "з": всестороннее развитие речевого слуха; артикуляционная гимнастика; освоение артикуляционной установки без произнесения звука; изолированное произнесение звука (желательно механическое произнесение без ассоциации его со звуком речи). Пристальное внимание должно быть обращено на тренаж языка и губ.