Рограммно-нормативные основы организации педагогического процесса на этапе спортивной специализации.
Учебно-тренировочные (УТ) группыформируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к водному поло, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 5 лет (Табл.13). Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке (Табл. 14-16). Основными задачами подготовки являются:
· укрепление здоровья, закаливание;
· устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
· изучение и совершенствование техники спортивных способов плавания, способов передвижения ватерполистов и техники специальных приемов игрового плавания;
· изучение и совершенствование всего арсенала ватерпольной техники владения мячом, техники наступления и обороны;
· планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств;
· изучение и совершенствование индивидуальных тактических действий наступления и обороны, групповых и командных тактических взаимодействий в наступлении и обороне;
· формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
· воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений;
· овладение теоретическими знаниями, навыками и умениями судейства соревнований по водному поло.
Таблица 13
Примерный учебный план для учебно-тренировочных групп
Разделы подготовки | Годы обучения | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Возраст | |||||
Количество часов в неделю | |||||
Количество занятий в неделю | 6-7 | 6-9 | 9-12 | 9-12 | |
ОФП | |||||
СФП (в т.ч. плавательная подготовка) | |||||
Техническая подготовка | |||||
Тактическая подготовка | |||||
Теоретическая подготовка | |||||
Соревнования и контрольные испытания | |||||
Инструкторская и судейская практика | |||||
Общее количество часов |
Таблица 14
Приемные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы
Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
Общая физическая подготовка | ||
Бег 30 м, с | 5,6 | 5,3 |
Прыжок в длину с места, см | ||
Метание теннисного мяча с места, м | ||
Наклон вперед, стоя на возвышении | Выполнить упражнение технически правильно | |
Выполнение специальных приемов игрового плавания и приемов техники владения мячом по заданию комиссии | Экспертная оценка техники | |
Техническая и плавательная подготовка | ||
Комплексное плавание 200 м | Экспертная оценка техники плавания, стартов и поворотов | |
Проплывание дистанции 400 м способом по выбору | Проплыть всю дистанцию технически правильно | |
Основной бросок мяча с места на дальность в «коридоре» шириной 2,5 м, м | ||
Ведение мяча 15 м, ватерпольным кролем, с | 14,0 | 12,6 |
Выполнение броска в заданный сектор ворот с расстояния 7 м, (кол-во попаданий из 6 бросков) |
Таблица 15
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для учебно-тренировочных групп (девочки)
Контрольные упражнения | Годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Общая физическая подготовка | |||||
Челночный бег 3х10 м, с | 9,4 | 9,2 | 8,9 | 8,7 | 8,5 |
Прыжок в длину с места, см | |||||
Сидя на полу ноги врозь, бросок мяча массой 800 г, двумя руками из-за головы, м | + | + | + | + | + |
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз | |||||
Стоя на возвышении, ноги вместе, руки вверх ладонями вперед и вместе, голова между руками: наклониться вперед, не сгибая ног в коленях (фиксация рук ниже возвышения) | + | + | + | + | + |
Сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены в коленях, стопы зафиксированы на полу, руки за головой: наклониться вперед до касания лбом коленей – прогнуться назад до уровня высоты скамейки (кол-во раз за 30 сек.) | + | + | + | + | + |
Техническая и плавательная подготовка | |||||
Комплексное плавание 100 (200*) м, с суммарной оценкой техники 4-х способов плавания, техники выполнения стартов и поворотов | + | + | +* | +* | +* |
50 м кроль, с | 40,0 | 36,5 | 33,0 | 30,5 | 29,8 |
100 м кроль, мин, с | 1.25,0 | 1.15,0 | 1.09,0 | 1.06,0 | 1.03,0 |
400 м кроль, мин, с | + | + | + | + | + |
5х3 м в створе ворот, с | 13,5 | 11,0 | 10,0 | 9,5 | 8,6 |
10 выпрыгиваний, с | 17,5 | 16,0 | 15,0 | 14,5 | 13,5 |
Выполнение специальных приемов игрового плавания и приемов техники владения мячом по заданию комиссии | + | + | + | + | + |
Основной бросок мяча с места в «коридоре» 2,5 м, на дальность м | |||||
Ведение мяча 15 м, ватерпольным кролем, с | 13,0 | 12,0 | 11,5 | 10,7 | 9,6 |
Выполнение броска в заданный сектор ворот с расстояния 7 м (кол-во попаданий из 6 бросков) | |||||
Стоя на расстоянии 2 м, лицом к щиту (стене): броски мяча в щит и прием одной рукой (кол-во за 60 с) | + | + | + | + | + |
Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей
Таблица 16
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для учебно-тренировочных групп (мальчики)
Контрольные упражнения | Годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Общая физическая подготовка | |||||
Челночный бег 3х10 м, с | 8,9 | 8,7 | 8,3 | 8,1 | 7,9 |
Прыжок в длину с места, см | |||||
Сидя на полу ноги врозь, бросок мяча массой 800 г, двумя руками из-за головы, м | + | + | + | + | + |
Подтягивание на перекладине, кол-во раз | |||||
Стоя на возвышении, ноги вместе, руки вверх ладонями вперед и вместе, голова между руками: наклониться вперед, не сгибая ног в коленях (фиксация рук ниже возвышения) | + | + | + | + | + |
Сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены в коленях, стопы зафиксированы на полу, руки за головой: наклониться вперед до касания лбом коленей – прогнуться назад до уровня высоты скамейки (кол-во раз за 30 сек.) | + | + | + | + | + |
Техническая и плавательная подготовка | |||||
Комплексное плавание 100 (200*) м, с суммарной оценкой техники 4-х способов плавания, техники выполнения стартов и поворотов | + | + | +* | +* | +* |
50 м кроль, с | 36,0 | 33,0 | 30,0 | 29,5 | 28,9 |
100 м кроль, мин, с | 1.15,0 | 1.09,0 | 1.05,0 | 1.02,0 | 1.00,0 |
400 м кроль, мин, с | + | + | + | + | + |
5х3 м в створе ворот, с | 13,2 | 11,7 | 10,7 | 8,5 | 7,8 |
10 выпрыгиваний, с | 17,0 | 15,5 | 14,5 | 14,0 | 13,0 |
Выполнение специальных приемов игрового плавания и приемов техники владения мячом по заданию комиссии | + | + | + | + | + |
Основной бросок мяча с места в «коридоре» 2,5 м, на дальность м | |||||
Ведение мяча 15 м, ватерпольным кролем, с | 12,6 | 11,6 | 11,1 | 10,3 | 9,2 |
Выполнение броска в заданный сектор ворот с расстояния 7 м, (кол-во попаданий из 6 бросков) | |||||
Стоя на расстоянии 2 м, лицом к щиту (стене): броски мяча в щит и прием одной рукой (кол-во за 60 с) | + | + | + | + | + |
Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей