Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Инновационные технологии в ДОУ» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ДВ.4.1). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Организация дошкольного образования», «Теория и технологии физического воспитания детей», «Теория и технологии развития речи детей», «Теория и технологии экологического образования детей», «Теория и технологии развития математических представлений у детей». Освоение дисциплины «Теории и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогический практикум» и прохождения педагогической практики.
Объем дисциплины
Таблица 1
Выписка из учебного плана
Содержание дисциплины
Структура учебной дисциплины
Таблица 2
№ п/.п | Разделы курса, темы | Всего часов | Всего аудит часов | Из них | СРС | ||
Лек. | Прак-тич | Лаб. | |||||
Раздел 1. Теоретические основы реализации технологического подхода в дошкольном образовании | |||||||
Понятие "педагогическая технология" в психолого-педагогическом исследованиях. Классификация педагогических технологий | |||||||
Раздел 2. Технологии физического воспитания | |||||||
Технологии здоровьесбережения: БОС | |||||||
Раздел 3. Технологии воспитания | |||||||
Технологии социализации | |||||||
Раздел 4.Технологии обучения | |||||||
Технологии игрового обучения | |||||||
Проектно-модульные технологии | 6* | ||||||
Деятельностные технологии | |||||||
Технологии проблемного и развивающего обучения | |||||||
Технологии моделирования | |||||||
ИКТ в обучении дошкольников | 8* | ||||||
Всего часов: |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
*«Занятие проводится в интерактивной форме»
Планы и содержание лекционных занятий
Лекция №1 (4 часа).
Тема: Понятие "педагогическая технология" в психолого-педагогическом исследованиях. Классификация педагогических технологий
План.
1) Понятие и сущность педагогической системы.
2) Педагогическая технология – как инновационная система.
3) Предпосылки разработки технологий обучения.
4) Функции, свойства и структура современных технологий обучения.
5) Актуальность выбора моделей дошкольного образования в современной России.
6)ФГОС ДО ориентир дошкольного образования
Литература:
1.Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
3.Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571. ЭБС«IPRbooks», по паролю
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Лекция №2 (4 часа)
Тема: Технологии социализации.
План.
1).Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка.
2).Развитие личности ребенка в процессе ознакомления с национальной культурой.
3).Культурная идентификация-механизм постижения ценностей и смыслов.
4).Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка.
5).Содержание и технологии приобщения дошкольников к ценностям культуры.
Литература:
1. Бабынина Т.Ф. Формирование личности старшего дошкольника в процессе ознакомления с национальной культурой. Автореферат Дисс. кан. пед. наук. - Екатеринбург, 2001.
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Ребенок в мире культуры.- Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 1998. – 558 с.
4.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
5.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
6.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
7.Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада /В.А. Петровский, А. М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.-М.: Просвещение, 1993.-191с.
8.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 1995.-272 с.
Лекция №3 (4 часа)
Тема: Технологии игрового обучения.
План.
1. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе.
2. Основные этапы разработки и реализации игровой технологии.
3. Проведение игры: ролевое общение в мини-группах в соответствии с полученным заданием; коллективное обсуждение вариантов решения, представленных командами; разбор игры; подведение итогов; коллективная оценка деятельности мини-групп и выработка итогового варианта решения.
4. Методическое обеспечение дидактической игры (схемы таблицы, эмблемы и др.).
Литература:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет // Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Лекция №4 (4 часа)
Тема: Проектно-модульные технологии.
План.
1) Метод проектов и методология проектирования.
2) Проектная деятельность как технология обучения.
3)Проектный метод в деятельности ДОУ.
Литература:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет // Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Лекция №5(4 часа)
Тема:Деятельностные технологии
План.
1) Технология «выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
2) «Коробка идей» (Л.Шапиро).
3)Характеристика исследовательской деятельности дошкольников (Н.Н.Поддъяков).
Литература:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет // Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Лекция №6(4 часа)
Тема:Технологии проблемного и развивающего обучения
План.
1).Сущность проблемного обучения.
2) .Развивающее обучение.
3).Технологии развивающего обучения (технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и др).
4) Технологии развивающего обучения в дошкольном образовании.
Литература:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет / Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Лекция №7 (4 часа)
Тема:ИКТ в обучении дошкольников
План.
1) Использование ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста
2) Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности:
-использование ИКТ для освоения грамотности
-использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач
3) Опыт информатизации современных ДОУ.
4) Санитарно-гигиенические требования к КИК. Учет санитарно-гигиенических норм при организации использования компьютерной техники в образовательном процессе учебных заведений.
5)Перспективы применения средств ИКТ в дошкольном образовании.
Литература:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет / Л.Н.Горбунова.-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000