Перечень тем лекционных занятий
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Сравнительная специальная педагогика»
для ОП «44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование»
Магистерская программа:
«Организация обучения и управление образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья »
«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Современные технологии инклюзивного образования для детей с различными формами дизонтогенеза»
«Логопедия»
по циклу М.2. – профессиональный цикл
Б.03 – базовая часть
Екатеринбург 2015
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Сравнительная специальная педагогика»
Составитель:
Зак Галина Георгиевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол от 10.09.15 г. № 1.
Зав. кафедрой О.В. Алмазова
Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины: «Сравнительная специальная педагогика».
1.2. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель дисциплины:
Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» ставит своей целью – ознакомление магистров с опытом зарубежных коллег и сравнения его с отечественным опытом в деле обучения воспитания, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в социальную среду.
Задачи дисциплины:
¾ Ознакомить магистрантов с историей возникновения и развития компаративных исследований, теоретическими основами и содержанием сравнительной специальной педагогики;
¾ Изучить и систематизировать знания о процессах интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях получения образования как в России, так и за рубежом;
¾ Конкретизировать и систематизировать знания об основных понятиях сравнительной специальной педагогики;
¾ Углубить знания и представления о механизмах нарушенного развития личности и онтогенетических адаптивных процессах в межсистемной социальной организации личности и общества;
¾ Конкретизировать и систематизировать знания об основных этапах развития специальной педагогики и психологии;
¾ Формировать умения и навыки самостоятельной работы по темам и разделам программы;
¾ Воспитывать у магистрантов правильное понимание и активную жизненную позицию в реализации принципа гуманного отношения к личности с дефектом.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина опирается на знания обучающихся, полученные в рамках таких дисциплин, как «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования» (М 1. Б.02), «Методология психолого-педагогического исследования» (М.1. Б.03), «Медико-биологические проблемы дефектологии» (М.2. Б.01), «Психология лиц с нарушением интеллекта» (М.2.В.01), «Основы организации научно-исследовательской работы» (М 1. Б 05) В то же время указанная дисциплина является базой для изучения последующих дисциплин вариативной части профессионального цикла (М.2.В.), а также дисциплин по выбору обучающихся.
Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика»является дисциплиной ООП по направлению «44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование» по циклу М 2 – профессиональный цикл блок М 2 Б 04 – базовая (общепрофессиональная) часть.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
¾ Основные закономерности развития социальных систем, в том числе и системы специального образования, в условиях глобализации и интеграции экономики, межкультурной коммуникации, возникновения единого информационного пространства.
¾ Содержание понятия «Сравнительная специальная педагогика», ее предмет, цель, задачи и методы исследования.
¾ Факторы и условия развития специальной педагогики и специального образования: компаративный аспект.
¾ Современный уровень развития специальной педагогики и специального образования в развитых странах мира.
¾ Различия в принципиальных подходах к процессу получения образования и интеграции лиц с ОВЗ в России и других странах мира.
¾ Основные характеристики систем специальной педагогики.
¾ Характеристики индивидуальности ребенка с дефектом с точки зрения различных научных подходов.
¾ Характеристики моделей специального образования с позиций различных научных подходов.
¾ Проблемы и противоречия системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития: компаративный аспект.
¾ Современные практикоориентированные модели обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
¾ Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-компенсирующего обучения в России и за рубежом: сравнительный аспект.
Уметь:
¾ Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями сравнительной специальной педагогики.
¾ Анализировать конкретную информацию о процессе обучения детей с нарушением развития в различных странах мира.
¾ Осуществлять системный анализ педагогических явлений и процессов в различных странах мира.
¾ Проводить сравнительный анализ различных систем общего и специального образования.
¾ Оказывать консультативную помощь специалистам и управленцам системы общего и специального образования.
¾ Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
¾ Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.
Владеть:
¾ Умениями анализировать, сопоставлять и сравнивать системы специального образования в различных странах мира.
¾ Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
¾ Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
¾ Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей.
¾ Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах сравнительной специальной педагогики.
¾ Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
¾ Методами психолого-педагогического моделирования процессов и явлений сравнительной специальной педагогики.
Процесс изучения дисциплины характеризуется формированием следующих компетенций:
¾ способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-5);
¾ готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);
¾ готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-пихолого-педагогического сопровождения (ПК-7).
¾ способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);
¾ способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13);
¾ готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);
¾ готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);
¾ способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);
¾ готовность к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ПК-24).
¾ готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Очная форма обучения Курс – 6 Семестр – 11 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 10 практические занятия – 26 самостоятельная работа – 72 Экзамен – 11 семестр | Заочная форма обучения Курс – 6 Семестр – 11 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 14 самостоятельная работа – 90 Зачет – 11 семестр |
1.6. Особенности реализации дисциплины.
Дисциплина«Сравнительная специальная педагогика» реализуется на русском языке.
Специфика дисциплины заключается в том, что место равноправного гражданина в современном открытом обществе, занимаемое человеком с ОВЗ, предполагает переосмысление и изменение социальной политики во всех сферах жизни общества: здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, на рынке труда и т.д.
Российская специальная педагогика накопила много положительного в деле интеграции лиц с ОВЗ с cоциальной средой: развитие ранней комплексной помощи детям с проблемами и их семьям; сближение позиций общего и специального образования на перспективы совместного обучения детей с разными интеллектуальными возможностями; снятие барьеров, ограничивающих свободу взаимодействия, коммуникации, передвижения, жизнедеятельности лиц с ОВЗ; обеспечение социальных служб необходимыми квалифицированными специалистами для работы с инвалидами; включение инвалидов в профессиональную деятельность и др.
Развитые страны Европы и Северной Америки достигли в этом плане существенных успехов. Интеграция России в мировое сообщество предполагает интенсивное движение российского общества в этом же направлении. Однако быстрое продвижение по этому пути невозможно без изучения положительного опыта, накопленного зарубежными коллегами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России. | |||||
2. | Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования | - - | ||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России. | - | ||||
2. | Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования | - - - - | ||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России. |
Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1.
Раздел 1.Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика»
Тема 1.