Требования к оформлению доклада. Задания по дисциплине
Задания по дисциплине
«Педагогические технологии начального образования»
Задание 1. Написать аналитическую записку(см Приложение 1)
Написать аналитическую записку на научную статью по педагогическим технологиям
Задание 2. Сделать доклад(см Приложение 2)
Сделать доклад с презентацией по одной из педагогических технологий (или обзор технологий)
Задание 3. Написать реферат(см Приложение 3)
Темы для реферата
Сущность педагогической технологии.
Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур.
Классификация педагогических технологий.
Понятие о педагогическом проектировании. Этапы педагогического проектирования.
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
Диагностирование, проектирование и планирование педагогического процесса.
Структура познавательной деятельности и ее особенности.
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
Технология организации развивающей деятельности.
Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса.
Противоречия и закономерности процесса познания в обучении младших школьников.
Функции педагогического процесса в начальных классах.
Функции проверки и оценки усвоения знании младшими школьниками.
Диагностика развития личности ребёнка в образовательном процессе.
Конструирование технологии обучения.
Разработка основ педагогической технологии.
Разработка основ технологии обучения.
Моделирование структуры технологии обучения. Обратная связь: контроль и оценка.
Технологии традиционного обучения.
Сущность развивающего обучения.
Проблемное обучение.
Педагогика сотрудничества.
Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение).
Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение).
Индивидуализация и дифференциация в обучении.
Групповые технологии обучения. Педагогика сотрудничества.
Альтернатива - зачет
Вопросы к зачету:
1. Эволюционный анализ понятия «педагогическая технология».
2. «Педагогическая технология и «технология обучения».
3. Инновационные технологии и инновационная деятельность в системах
развивающего обучения.
4. Понятие, цель, предмет, существенные признаки технологии обучения.
5. Структура педагогической системы – системообразующий фактор
технологии обучения.
6. Слагаемые педагогической технологии.
7. Разработка основ педагогической технологии.
8. Разработка основ технологии обучения.
9. Постановка диагностических целей образования.
10. Проектирование содержания обучения.
11. Моделирование структуры технологии обучения.
12. Обратная связь: контроль и оценка.
13. Историческая обусловленность идеи развивающего обучения.
14. Поиски путей развивающего обучения в России.
15. Состояние проблемы развития начальной школы в системе общего образования.
16. Основные положения в функционировании развивающего обучения в начальной школе.
17. Разработка и внедрение авторских программ и технологий обучения.
Технологии обучения, развития и воспитания младших школьников
18. Сущность и особенности педагогических технологий в начальном образовании
19. Традиционная система обучения.
20. Что такое развивающее обучение?
21. Характеристика сущностных признаков развивающего обучения.
22. Авторские технологии развивающего обучения в начальной школе.
23. Теоретические положения концепции Л. В. Занкова: закон развития от общего к частному, принцип дифференциации.
24. Дидактическая характеристика системы Л. В. Занкова.
25. Отличительные особенности системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
26. Методические основы системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
27. Основные положения концепции развивающего обучения Д. Б.Эльконина – В. В. Давыдова.
28. Учебная деятельность и младший школьник.
29. Связь учебной деятельности с построением учебных предметов и управлением педагогического процесса.
30. Развитие психических процессов школьников в условиях системы
развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
31. Теоретические основы межпредметных связей (понятие, система, структура).
32. Функции межпредметных связей (диалектическая, логическая, психологическая функции, укрупнение единицы знаний).
33. Типы межпередметных связей (исходные, параллельные, встречные, обратные).
34. Виды межпредметных связей (информативные, временные,
функциональные, операционные).
35. Пути осуществления межпредметных связей (информационные, репродуктивные, исследовательские).
36. Условия оптимальной организации межпредметных связей в начальном обучении (объективные, субъективные условия).
37. Теоретические основы интегрированного обучения.
38. Индивидуальный подход в обучении. Технологии индивидуализации обучения.
39. Психолого-педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения.
40. Педагогика сотрудничества – эффективная дидактическая модель
современной начальной школы.
41. Психологические основы сотрудничества как одна из определяющих основ современного обучения.
42. Идеи педагогики сотрудничества.
43. Воспитательная система как сфера применения новых педагогических технологий
44. Интегрированные учебные программы и авторские курсы в начальном образовании.
45. Теоретические основы модульного обучения.
46. Характеристики технологии модульного обучения.
43. Модульный подход к структурированию содержания образования в начальной школе (технологии – укрупнения дидактических единиц, содержательного обобщения, опоры, крупных блоков, усиления теоретического обобщения, опережения, «погружения в учебный предмет» и др.).
44. Понятие проблемного обучения.
Приложение 1
Аналитическая справка (в западной практике форма «Executive summary»
Основной целью составления аналитической справки, как правило, является актуализация, формулирование проблемы или концепции, а также представление выводов.
Справка должна содержать предложение вариантов решения проблемы, которые основываются на проанализированной информации.
Типовая аналитическая справка может состоять из следующих разделов:
- аннотация;
- содержание аналитической справки;
- введение;
- основная часть аналитической справки;
- заключение и выводы;
- приложения, с указанием количества листов в содержании.
Аннотация
В аннотации кратко излагается суть содержания документа, причины и обстоятельства его создания, цели и задачи объекта, использованные методы при исследовании, обоснование полученных результатов. Каждый из этих пунктов начинается с нового абзаца. В аннотации указываются используемые источники информации. Размер аннотации не должен превышать 2/3 страницы.
Содержание аналитической справки
Включает в себя наименования всех структурных частей справки с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части.
Введение
Введение включает в себя несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в обязательном порядке. Введение включает в себя постановку проблемы, ее предназначение, характеристики основных методологических принципов при анализе проблемы, ясно сформулированную цель, причины и основания исследования, круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Разворачивается, какая методика использовалась при обработке информации.
Основная часть аналитической справки
Описывается суть исследования. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы. Темы как правило выделяются в подразделы. Исследование может проводится на основе самостоятельного изучения источников и привлечения, где это необходимо, исследовательской и иной литературы. Далее проводится поэтапный анализ и обобщения. Осуществялется выдвижение гипотез, версий и их обоснование. Эта часть может состоять из разделов и подразделов.
Заключение и выводы
В конце аналитической справки должны быть обязательно произведены выводы, прогноз и предложения. Выводы строятся на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах, но не повторяют их, а обобщают.
Основные требования к выводам:
- выводы должны быть непротиворечивы. Должна присутствовать жесткая логическая взаимосвязь с основным текстом подраздела;
- требуется отсутствие прямых повторений текста раздела;
- недопустимы выводы, не обоснованные основным текстом;
- выводы должны характеризовать и систематизировать рассматриваемый период или явление;
- в обязательном порядке выводы должны содержать общие прогнозные оценки протекания процессов на ближайшую перспективу;
- должен подводиться общий итог исследований по указанной тематике;
- выводы должны быть краткими.
На основе выводов, указывается перечень мероприятий, предложений или их варианты для предотвращения причин, следствий того или иного события, а также прогнозируются события, действия, которые могут произойти, если не следовать или не принимать во внимание данные выводы и рекомендации
Размер итогового заключения не должен превышать одной страницы.
Приложение 2
· Доклад с презентацией
Доклады готовятся одним-двумя студентами и презентуются перед аудиторией с использованием мультимедийного оборудования.
При оценивании учитываются: 1) наличие и качество презентации (способность тезисно вынести ключевые моменты доклада в презентацию, наглядно проиллюстрировать излагаемый материал статистическими данными); 2) соблюдение временного регламента (не более 15 минут); 3) расстановка смысловых и содержательных акцентов при изложении материала; 4) авторская интерпретация материала, комментирование точек зрения специалистов.
Цель выполнения задания: задание ориентировано на совершенствование умений самостоятельно работать с психолого-педагогической литературой, с полученным и самостоятельно найденным фактическим материалом; на развитие педагогического мышления, индивидуально-творческого стиля деятельности, формирование навыков исследовательской деятельности, развитие профессиональных качеств речи будущего педагога-психолога.
Требования к оформлению доклада
Доклад — расширенное устное (10-15 мин.) и письменное сообщение, на основе совокупности ранее опубликованных исследовательских, научных и опытно-экспериментальных работ, имеющих большое значение для теории науки и практического применения, представляет собой обобщённое изложение результатов проведённых исследований, экспериментов и разработок, известных широкому кругу специалистов в отрасли научных знаний.
Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности:
• глубоко изучить рекомендованную литературу по данному вопросу;
• критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу,
подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений;
• хорошо продумать и составить подробный план доклада;
• сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада;
• тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений;
• сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники;
• подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать личные наблюдения, педагогический опыт и эксперименты.
Подготовка и презентация докладов.(текущий контроль) Доклады готовятся одним-двумя студентами и презентуются перед аудиторией с использованием мультимедийного оборудования. При оценивании учитываются: 1) наличие и качество презентации (способность тезисно вынести ключевые моменты доклада в презентацию, наглядно проиллюстрировать излагаемый материал статистическими данными); 2) соблюдение временного регламента (не более 15 минут); 3) расстановка смысловых и содержательных акцентов при изложении материала; 4) авторская интерпретация материала, комментирование точек зрения специалистов.
Презента́ция(от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.