Литературно-художественная мастерская
по традициям праздника “Благовещение”»
Мастер-класс, проведенный в форме литературно-художественной мастерской, получил высокую оценку присутствовавших там педагогов не только благодаря глубине подачи, казалось бы хорошо знакомого всем материала, но вдохновенной творческой атмосфере урока. Это прекрасный пример, как надо проводить занятия с детьми на духовно-нравственные темы. Проблема эта особенно актуальна сегодня в связи с введением в школах нового предмета: «Основы религиоведения», либо «Основы православной культуры» (ислама, буддизма), либо «Основы светской этики». Выбор этот делают родители учащихся, исходя из своего мировоззрения, и неизбежно среди детей возникнет противостояние между представителями разных религиозных конфессий.
Гуманная педагогика предлагает единственно верный в данном случае подход. Духовно-нравственное воспитание учащихся должно базироваться на общечеловеческих ценностях, формировании целостного миропонимания и обеспечении преемственности поколений. Е.А. Захарова имеет религиоведческое образование, ею создан авторский курс «Уроки духовно-нравственного воспитания». Занятия построены на историко-культурологической основе, а сюжеты Библии являются началом для глубокого нравственного разговора, осмысления качеств человеческой личности.
Например, целью этого мастер-класса было раскрытие понятия «скромность», приобретение умения видеть и ценить скромность в окружающих на основе знакомства с традициями праздника Благовещение.
Лингвостилистический анализ текста о Благовещении помогает детям понять, что скромность, достоинство человека – это источник готовности к истинному самопожертвованию. Совместное осознание смысла библейских выражений и обсуждение примеров нравственности из реальной жизни создает условия для поиска верного ответа на предложение учителя закончить фразу, кем же хотела быть Мария.
От священного библейского текста педагог плавно переходит к богатому литературно-поэтическому и художественному материалу по теме «Благовещение», что помогает ребенку осознать присутствие традиций религиозного праздника в обычной жизни. Переход от священных слов к поэтическим и художественным образам завершается практической творческой работой, развивающей ассоциативное мышление. С помощью пошагового выбора из предложенных стихов слов, значимых для читателя, и дальнейшего проявления возникающих ассоциаций, появляются возможности для осознания самого важного в данный момент Слова.
На созданной таким образом волне вдохновенного творчества в конце мастер-класса произошло чудо раскрытия творческих способностей каждого его участника. Мы услышали стихи и сокровенные мысли о главном. Результат мастер-класса настолько вдохновил меня, что возникло желание сразу применить предложенную методику в своей школе. Вот что получилось на занятии с детьми 3 и 4 классов:
Шелест – это звук, негромкий и не тихий.
Шелест – это музыка листвы.
Савина Даша.
Краски – это яркие, яркие цвета.
Я раскрашу листик каждого куста,
Я раскрашу море – синим, голубым.
И рисунок этот может быть любым.
Борисова Валя
Дарить красивые слова…
Сказать их очень просто,
Ты раскрываешь свое сердце
И делаешь все от души!
Черницына Катя
Снежинка – самая красивая,
Самая блестящая
И самая настоящая!
Она состоит из снега и счастья,
Она хранит их в своем снежном сердце!
Д. Д.
Детство – это маленькая страна каждого ребенка.
Детство – это мир игры и веселья.
В детстве ребенок делает все, что интересно.
И не знает забот.
Но, к большому сожалению, оно быстро проходит…
Резанова Ира
Есть в человеке дар великий,
Дар – радость к людям проявлять!
Пронина Катя
Дар – это способность человека с рождения.
Он есть у каждого, но не все об этом знают.
Тот, кто открыл свой дар, может невозможное.
Например, читать с закрытыми глазами.
Улитина Маша
Теперь я умею делать все!
Гарипова Даша
Г.В. Паршикова, заместитель директора по УВР ГОУ СОШ № 514, г. Москва.
Я дарю тебе тебя!