Талантливым детям и терпеливым родителям!
Данное пособие является второй частью «Тетради для домашнего закрепления пройденных лексических тем».
В этой тетради представлен материал, продолжающий закрепление в домашних условиях развития речевых способностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Задания, представленные в пособии, нацелены на подготовку детей к школьному обучению. Весь материал направлен на формирование и развитие внимания, памяти, воображения, аналитико-синтетических функций, ориентировку в пространстве, обогащение словарного запаса и развитие графо-моторных навыков.
В конце каждой лексической странички расположен материал, который, иногда, требует посещения детской библиотеки. По мнению автора, этот прием послужит первой ступенькой в адаптации к школе и поможет вызвать интерес к раннему чтению.
Создавая это материал, автор-составитель учитывала индивидуальность дошкольников в этом возрасте, их речевые и психофизические способности и возможности, а так же, подбирала задания в системе от простого к сложному, но таким образом, чтобы вызванный интерес не был утрачен.
Отсутствующая нумерация страниц, поможет педагогам использовать этот материал в соответствии с планированием коррекционной работы.
Это пособие можно использовать не только учителям-логопедам в качестве материала по работе с родителями, но и специалистам коррекционной педагогики и учителям начальных классов, занимающимся подготовкой детей к школе, а так же, всем заботливым взрослым.
ОСЕНЬ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
РЕШИ КРССВОРД:
1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха опускается ниже 0° в теплое время года. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко — летом. Что это?
2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это?
3. Это явление природы бывает только осенью, деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?
4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это?
5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет... Что?
6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед - забереги. О начале какого периода, в жизни реки, говорит появление заберегов?
7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называют эти группы птиц?
ОТВЕТЫ: 1. Заморозок; 2. Дождь; 3. Листопад; 4. Роса; 5. Туман; 6. Ледостав; 7. Стая.
1. Прохлопай слова (деление слов на слоги):
Листопад ___, осень ___, туманы ___, заморозки ___, дождик ___, туча ___, холода ___, грибы ___, урожай ___,стаи ___, озимые ___, лужи ___.
2. Скажи наоборот /подбор антонимов/:
Радостный – грустный,
Жара - ______________
Крик - _______________
Рассвет - ______________
Ненастье - _______________
Светлый - _________________
Пасмурно - _________________
Сухой - _____________________
Утро - ______________________
Часто - _____________________
Яркий - _____________________
Незрелый (плод) - _____________
3. Учимся подбирать синонимы, или как еще можно сказать:
Тихий – (безмолвный, беззвучный, бесшумный)
Печальный - ______________________________________________________
Красивый - _______________________________________________________
Моросит (дождь) - _________________________________________________
Унылая пора - _____________________________________________________
Деревья нагие - ____________________________________________________
ОВОЩИ, ОГОРОД.
Дорисуй и раскрась чучело. Расскажи взрослым, для каких целей его используют и как легко его можно изготовить.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Почему в народе говорится:
«Без капусты щи не густы»; «Сей лук, от семи недуг»; «Кто ест лук, тот избавлен от мук»; «Лук да баня все правят»; «Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят»; «В нашем краю, как в раю: луку да рябины не проешь и половины»?
2. Заполните таблицу названиями овощей:
цвет форма | красный | желтый | зеленый | бордовый | фиолетовый |
3. Выделите лишнее слово, подчеркните его, объясните свой выбор:
· картофель, лук, чеснок, груша;
· яблоко, апельсин, горох, слива;
· рис, редис, перец, картофель;
· капуста, свекла, морковь, баклажан;
· укроп, петрушка, тыква, сельдерей;
· баклажан, редис, помидор, перец;
· репа, кабачок, огурец, тыква.
4. Сравните овощи (закрепление сравнительной степени прилагательных)
Свекла - сладкая, а морковь – слаще.
Редька - сочная, а помидор - __________
Дыня нежная, а арбуз - _______________
Петрушка – мягкая, а салат - ___________
Тыква – красивая, а редис - ______________.
Перец – яркий, а морковь - _______________.
Кабачок – плотный, а картофель - __________.
Баклажан – твердый, а огурец - ____________.
5. Составь рассказ-описание с опорой на вопросный план:
Как называется овощ ? Как выглядит овощ?(форма, цвет, величина, вкус…)
Где и как он растет? Какие блюда можно приготовить из овоща?
Дополнительные сведения, известные детям.
____________________________________________
ФРУКТЫ
Посмотри на картинку 5 секунд. Запомни, какой фрукт лежит в каждой тарелке. Переверни страничку и вспомни, что где лежало, какой рисунок был на тарелке с яблоком. Раскрась рисунок.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы (какой, какое, какая?):
начинка для пирога | сок, джем | варенье | |
яблоко | |||
груша | |||
апельсин | |||
лимон | |||
слива | |||
айва | |||
персик | |||
ананас | |||
вишня |
2. Объясни и выучи:
Красна весна цветами, а осень – плодами.
Каков уход, таков и плод.
Кто не ленится, тот садом гордится.
Была бы водица, а фрукт народится.
3. Найди лишнего, подчеркни, объясни почему. Как назвать остальные предметы одним словом?
- яблоко помидор, груша, слива__________________________________________
- баклажан, перец, лук, груша ___________________________________________
- калина малина, крыжовник, апельсин____________________________________
- мандарин, апельсин, лимон, слива ______________________________________
- ананас, кокос, груша, манго____________________________________________
4. Это можно выучить: «Ваза с фруктами».
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан –
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
А после обеда мы фрукты съедим!
4. Прочитайте народную сказку «Молодильные яблоки». Обсудите прочитанное.
ГРИБЫ.
Это задание для самых внимательных. Впиши названия грибов в нужные клеточки. Раскрась грибы карандашами нужных цветов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Объясни названия грибов:
Моховик – растет во мхах.
Опенок - ____________________________________________________________
Подберезовик - ______________________________________________________
Подосиновик - _______________________________________________________
Дубовик - ___________________________________________________________
Рыжик - _____________________________________________________________
Лисичка - ___________________________________________________________
Боровик - ___________________________________________________________
Белый - _____________________________________________________________
Дождевик - __________________________________________________________
Свинушка - __________________________________________________________.
2. Найди и подчеркни лишнего, объясни свой выбор, а остальные предметы назови одним словом:
Боровик, малина, сыроежка, рыжик_____________________________________
Калина ,малина, земляника, дождевик __________________________________
Масленок, опенок, мухомор, подосиновик _______________________________
Яблоко, груша, подберезовик, слива ____________________________________
Опенок, рыжик, масленок, сосна _______________________________________
3. Объясни, почему в народе так говорят?
Возле леса жить – голодному не быть. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут. Грибы растут в лесу, а их и в городе знают. Начнется дождик редкий – готовь кузовок крепкий.
4. Приходилось ли вам собирать грибы? Расскажите об этом:
Где и какие грибы вы собирали?
Как растут эти грибы?
Как выглядят (цвет, форма, размер, отличия)?
Чем они полезны людям?
____________________________
5. Прочитайте и обсудите произведение В. Сутеева «Под грибом»
МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА.
Давайте играть. Один из вас начнет собирать конструкцию из удобного конструктора, а другой будет продолжать. Будете меняться несколько раз. Интересно, что у вас в итоге получится?
Рассмотрите чертежи Незнайки и найдите в них ошибки. Кто больше ошибок найдет, тот и выиграет.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Закрепляем прилагательные:
Дом, у которого один этаж – одноэтажный.
А если у него два этажа - _____________________________________
Три этажа - _________________________________________________
Пять этажей - _______________________________________________
Девять этажей - _____________________________________________
Много этажей - _____________________________________________.
2. Скажи наоборот:
Короткая улица - __________________________________
Высокий дом - ____________________________________
Широкая дорога - _________________________________
Дальний путь - ____________________________________
Веселый пешеход - ________________________________
Грязный подъезд - _________________________________
Новый город - _____________________________________
Древний памятник - ________________________________
3. Назови пять известных тебе современных памятников нашего города:
________________________
4. Сравнительная степень прилагательных:
Сквер большой, а парк – больше.
Улица широкая, а проспект_______________________________________
Дорога узкая, а переулок________________________________________
Дерево высокое, а многоэтажный дом_____________________________
Ручей глубокий, а река___________________________________________
Город красивый, а столица_______________________________________
5. Назови свой домашний адрес: (город, улица, номер дома, номер квартиры)
____________
6. Выучите стихотворение «Родина» З.Александровой и любое о нашем городе.
ДЕРЕВЬЯ.
Гуляя в осеннем парке, дети собрали букет из листьев и плодов. Когда ты соединишь все точки рисунка, то узнаешь их. Раскрась рисунок «осенними» карандашами.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Выучи считалку:
Ветер осенью летал, ветер листики считал.
Красный лист, зеленый лист, липы листик, клена лист.
Лист от ветки отрывался, ветер злился и сбивался.
Сам попробуй, посчитай, оторвался – улетай!
2. Скороговорка:
Все клены стали рыжие, и ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие – кому какая разница!
3. «Скажи наоборот»:
Высокое дерево - ____________________________________________
Корявое дерево - ____________________________________________
Толстый ствол - ______________________________________________
Большой куст - _______________________________________________
Шершавый ствол - ____________________________________________
Густая крона - ________________________________________________
Хвойное растение - ___________________________________________
4. Вставь в предложения текста нужные по смыслу «короткие слова»:
Ворона сидела ____ дереве. Гусеница спускалась ___ дерева. Ёжик ___кустом
собирал грибы. Зайчик спрятался от лисы ___ дерево. Стаи птиц кружили ___ деревом. Бельчата сидели тихо ___ дупле дерева. Лиса тихо подкралась ___ дереву.
5. «Назови ласково»:
Тополь - ___________________
Осина - ____________________
Береза - ____________________
Ива - _______________________
Дуб - _______________________
Ель - _______________________
Сосна - _____________________
6. «Вспомни родственников слова»:
Дуб - _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Береза - ___________________________________________________________
___________________________________________________________________
Осина - ____________________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Прочитайте в часы досуга: Л.Н. Толстой «Дуб и орешник». Обсудите положительные и отрицательные стороны героев. Какой можно сделать вывод?
ПТИЦЫ.
Впиши в кружочки цифры, соответствующие названиям птиц: 1 - сова, 2 - страус, 3 - глухарь, 4 - лебедь, 5 - орёл, 6 - пингвин, 7 - фламинго, 8 - синица. Раскрась кружочки рядом с птицами в таком порядке: зимующие – синим, перелетные – зеленым, не летают – серым карандашами?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Ответь на вопросы:
-какие птицы зимуют в наших краях?
______________________________________________________________________
- какую птицу называют «лесной газетой»_______________________________
- какие у нас обитают водоплавающие птицы____________________________
___________________________________________________________________
- какая из местных птиц «ночной охотник»______________________________
- какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда____________________
2. «Четвертый лишний» (подчеркни и объясни, почему?)
· Медведь, дятел, лось, барсук;
· Сорока, скворец, курица, журавль;
· Ворона, синица, воробей, соловей;
· Сова, снегирь, дятел, сорока.
3. 3агадки отгадаешь, о птицах много ты узнаешь:
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде?
(Клёст)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки!
(Свиристели)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами!
(Трясогузка)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет?
(Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем.
(Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.(Кукушка)
4. Почему в народе говорится:
Лес без птиц и птицы без леса не живут. Сорока весть на хвосте принесла.
Пируют в ночи совы да сычи. Воробьи под кровлю, а совы на ловлю. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
5. Ознакомьте ребенка с произведением Д. Мамина- Сибиряка «Серая шейка»
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Собери семейку:
мама | папа | птенец | птенцы |
селезень | |||
цыпленок | |||
индюшата | |||
гусыня |
2. Назови ласково:
Птенец - _______________________
Утка - __________________________
Петух - _________________________
Цыплята - _______________________
Птица - _________________________
Индюшка - ______________________
3. Кто где живет?
Перо - __________________________
Хвост - _________________________
Крыло - _________________________
Клюв - __________________________
Шея - __________________________
Тело - __________________________
птицы | домик |
Куры | |
Гуси | |
Утки | |
индюки |
4. Составьте рассказ о курице по вопросному плану:
Кто это? Опишите внешний вид, повадки. Как называют птенцов? Чем кормит её человек? Как он за ней ухаживает? Как называется домик? Какую пользу птица приносит человеку?
______________________________________________________________________________
5. Прочитайте на досуге сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Поделитесь друг с другом впечатлениями.
Я И МОЯ СЕМЬЯ.
В клеточках расставь цифры: 1 – самый старший,…, 6 – самый младший. Рисунок можно раскрасить цветными карандашами.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Прочитайте сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
2. Выучи имена и отчества каждого члена твоей семьи. Повтори домашний адрес.
3. Старшие и младшие:
Папа – сын
Дядя - _________________________
Дедушка - ______________________
Мама - ________________________
Тетя - _________________________
Бабушка - ______________________
4. Скажи наоборот (закрепляем превосходную степень прилагательных:
Папа старший, а дедушка _________________________
Брат молодой, а сестренка ________________________
Племянник большой, а дядя________________________
Мама высокая, а папа ______________________________
Дочь красивая, а мама_______________________________
Внук сильный, а дедушка_____________________________
Папа мудрый, а бабушка______________________________
Тетя хитрая, а племянница______________________________
5. Заполни таблицу, отвечая на вопросы (чей, чья, чье?):
пижама | пальто | шарф | носки | |
Мама | ||||
Папа | ||||
Дедушка | ||||
Бабушка | ||||
братишка | ||||
сестренка |
6. Назови ласково:
Дед__________________________
Баба_________________________
Старик_______________________
Старуха_______________________
Внук__________________________
Сын__________________________
Невестка______________________
Батя__________________________
Мать_________________________
Дочь_________________________
Внучка________________________
Тетя__________________________
7. Прочитайте содержание басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Обсудите прочитанное.
ОДЕЖДА.
Кнопочка и Синеглазка сшили для Незнайки и его друзей рубашки. Незнайка выбрал себе ту, которая отличалась от других и была единственной. Найди её и раскрась. Остальные рубашки можно одинаково раскрасить, если они похожи.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы (какой, какая, какое?):
пиджак | платье | кофта | |
ситец | |||
шелк | |||
полотно | |||
лен | |||
бархат | |||
драп | |||
сукно | |||
мех |
2. Подбери предметы к признакам:
Кожаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________
Вязаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________
Бархатный (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________
Шерстяной (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________
Ситцевый (-ая, -ое, -ые)________________________________________________
Полотняный (-ая, -ое, -ые)______________________________________________
Джинсовый (-ая, -ое, -ые)______________________________________________
3. Вспомни, кто для нас делает одежду (назвать профессии людей):
Ткет ткань _____________________________________
Шьет одежду___________________________________
Кроит одежду__________________________________
Вышивает______________________________________
Чинит обувь____________________________________
Прядет пряжу___________________________________
Вяжет одежду___________________________________
4. Расскажи о своей любимой одежде по плану:
Что это? Какого цвета? Из каких частей состоит? Из какого материала сделано? В какое время года можно это носить? Для какого случая это предназначено?
____________________
5. Прочитайте и обсудите сказку братьев Гримм «Храбрый портняжка».
МЕБЕЛЬ.
Проведи линии от предметов над чертой к предметам под чертой. Рассуждай так: блузу я повешу в шкаф…
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Заполните таблицу:
Предмет мебели | материал | назначение |
Гардероб из дерева | деревянный | Гардероб нужен для того, чтобы убирать верхнюю одежду. |
Комод из пластмассы | ||
Книжный шкаф из фанеры | ||
Табурет из металла | ||
Полка из стекла | ||
Тумбочка из дерева |
2. Найди лишний предмет и объясни свой выбор:
- табуретка, кресло, стул, шкаф__________________________________________
- диван полка, софа, кушетка___________________________________________
- кровать, стул, диван, раскладушка______________________________________
- платяной шкаф, буфет, гардероб, кушетка_______________________________
3. Назови части мебели:
Кресло – ножки, сиденье, спинка, подлокотники
Кровать - ____________________________________________________________
Стол - _______________________________________________________________
Сервант - ____________________________________________________________
Комод - _____________________________________________________________
Стул - _______________________________________________________________
Табурет - ____________________________________________________________
4. Словообразование:
Шкаф для платьев – платяной
Шкаф для книг - _______________
Шкаф для кухни - ______________
Шкаф для посуды - _______________
Шкаф с зеркалом - ________________
Шкаф для одежды - _______________
Стол для гостей – _________________
стол для журналов - _______________
стол для кухни - ___________________
кровать для детей - ________________
ПОСУДА.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(чайник)
Отгадай загадку. Соедини точки одной линией и раскрась отгадку. Назови основные части этой посуды:_________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ:
1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы (какой, какая, какое, какие?):
ваза | блюдце | поднос | фужеры, стаканы | |
Стекло | ||||
Глина | ||||
Керамика | ||||
Фарфор | ||||
Пластмасса | ||||
Металл | ||||
дерево |
2. Назови посуду (словообразование с суффиксом – ниц):
Для хлеба - ______________________________________________
Для сахара - _____________________________________________
Для печенья - ___________________________________________
Для конфет - ____________________________________________
Для варенья - ___________________________________________
Для вафель - ___________________________________________
Для перца - ____________________________________________
Для горчицы - __________________________________________
Для салата - ____________________________________________
Для сельди - ____________________________________________
Для супа - ______________________________________________