Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый (ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена, поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

ГЛОССАРИЙ ЕГЭ

Апелляция Процедура, призванная защитить интересы участника ЕГЭ в случае выявления нарушений в ходе проведения ЕГЭ или несогласия с результатами ЕГЭ, основанная на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявление об апелляции подается в письменной форме в конфликтную комиссию региона. Апелляции тех участников, которые сдают ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации, рассматривает Федеральная конфликтная комиссия.
Бланк ответа Специальные бланки, утвержденные Рособрнадзором, для оформления ответов на задания ЕГЭ.   Существуют 4 вида бланков ЕГЭ: бланк регистрации, бланк ответов №1 для заданий типа А и В, бланк ответов №2 для заданий типа С, дополнительный бланк ответов №2. В бланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы на экзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1 и №2 и, если понадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии с образцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.  
ГИА Государственная (итоговая) аттестация представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками IX (X) и XI (XII) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Демоверсия (демонстра- ционный вариант) Демоверсия является полным аналогом типовых КИМов, которые будут использоваться на ЕГЭ в текущем году. Демонстрационные варианты ЕГЭ публикуются ФИПИ на сайте www.fipi.ru и предназначены для ознакомления педагогической общественности и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Выпускник, заранее проработав и разобрав предложенные типы заданий, имеет больше шансов правильно выполнить задания и правильно заполнить бланки ответов при сдаче ЕГЭ.
ЕГЭ Основная форма государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием заданий стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. Для всех выпускников обязательными являются два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математика.   На сегодняшний день утверждены 11 общеобразовательных предметов, по которым можно сдать ЕГЭ. При этом иностранный язык считается единым общеобразовательным предметом, в рамках которого можно сдавать экзамен по: английскому, французскому, немецкому, испанскому языкам.   Участники ЕГЭ получают свидетельство о результатах ЕГЭ. Результаты всех экзаменов и данные о выданных свидетельствах хранятся в федеральной базе данных.  
ЕРЭ Единый республиканский экзамен, проводимый на территории Республики Татарстан по татарскому языку и татарской литературе
Задания типа «А» Задания с выбором ответа.В каждом из таких тестовых заданий, необходимо выбрать верный вариант ответа из нескольких предложенных. Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы без участия экспертов-предметников.  
Задания типа «В» Заданияс кратким ответом.Вкаждом из таких тестовых заданий, необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания этого типа обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы без участия экспертов-предметников.
Задания типа «С» Тестовые задания, требующие развернутого свободно конструируемого ответа. Проверка правильности ответов на эти задания производится двумя специально подготовленными независимыми экспертами-предметниками с использованием четко определенных критериев оценивания. Результаты оценивания экспертов заносятся в компьютер и обрабатываются. В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п.53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
  • если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
  • если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;
  • если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом».
По иностранным языкам третий эксперт назначается: а) для проверки выполнения задания С1 (раздел «Письмо») в случае расхождения в 3 балла и более сумм баллов за все (три) позиции оценивания по одному заданию. б) для проверки выполнения задания С2 (раздел «Письмо») в случае расхождения в 5 баллов и более сумм баллов за все (пять) позиций оценивания по одному заданию.  
Кодификатор Один из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 года) с учетом базового и профильного уровней обучения по каждому предмету.
Контрольные измерительные материалы (КИМ) Различные типы заданий на проверку коммуникативных умений и языковых навыков (задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом). КИМы формируются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Разрабатывают КИМы ЕГЭ специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно данным ФИПИ, ежегодный объем разработанных ими контрольных измерительных материалов составляет около 700 оригинальных вариантов КИМ. В каждом варианте, как правило, 40-50 тестовых заданий. Таким образом, общее число тестовых заданий в год составляет около 30 тысяч, что требует формирования базы тестовых заданий, содержащей более 100 тысяч действующих заданий. Такой объём заданий позволяет в различных регионах страны использовать разные, но эквивалентные варианты КИМ. Другими словами, если в силу большой разницы в часовых поясах, задания КИМ появятся в сети Интернет, они помогут выпускникам других регионов не больше, чем обычные демоверсии.
Конфликтная комиссия Конфликтные комиссии, создаваемые в каждом субъекте РФ, призваны обеспечивать объективность оценивания экзаменационных работ и разрешении спорных вопросов, возникающих при проведении ЕГЭ
Максимальный тестовый балл Максимальный балл ЕГЭ – 100.  
МОУО Местный орган управления образованием, то есть орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования.
Общественные наблюдатели Лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Деятельность общественных наблюдателей регулируется Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2011 г. N 2235 «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования».
Первичный балл Предварительный балл, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание оценивается 1-м и более баллов.
ППЭ Пункт проведения экзамена, специальное помещение, в котором проводится ЕГЭ. ППЭ размещаются в образовательных учреждениях или других зданиях, отвечающих необходимым для этого требованиям. В каждом регионе РФ ежегодно утверждается своя схема расположения ППЭ. Схемы расположения ППЭ в основные и дополнительные сроки могут отличаться друг от друга. В одном ППЭ, как правило, располагается несколько аудиторий для сдачи экзамена.  
Предметная комиссия Специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются для оценивания заданий типа С, пройдя предварительно специальную подготовку в виде курса повышения квалификации.  
Спецификация Документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, раскрывает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы.
Тестовый (вторичный) балл Окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов.
ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений – учреждение, отвечающее за организацию разработки КИМ ЕГЭ.    
ФЦТ Федеральный центр тестирования - учреждение, отвечающее за технологическое обеспечение ЕГЭ, а также за обработку результатов ЕГЭ на федеральном уровне.  
Шкалирование Процесс формирования тестовых шкал по правилам начисление тестовых баллов на основе первичных баллов с использованием специальной методики и полных статистических данных о результатах тестирования
Эксперты Специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке и оцениванию заданий с развернутым ответом.  

СОДЕРЖАНИЕ

Правила для участников единого государственного экзамена……………..…3

Основные правила заполнения бланков ЕГЭ…………………………………...9

Подача апелляций………………………………………………………………..13

Выдача свидетельств о результатах ЕГЭ………………………………………15

Психологические рекомендации учащимся при подготовке к ЕГЭ………….17

Советы выпускникам: как подготовиться к экзаменам…………………….…17

Советы родителям: как помочь подготовиться к экзаменам………………….19

Глоссарий ЕГЭ……………………………………………………………………20

Наши рекомендации