Календарное распределение заданий практики
ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ государственный ГУМАНИТАРНО - педагогический университет
Факультет дошкольного образования
Кафедра теории, методики менеджмента дошкольного образования
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
« 15»сентября 2016 г.
Зав.кафедрой _______ Б.А.Артеменко
План
Педагогической практики (в летний период)
Составитель: Л.Н. Галкина,
К.п.н, доцент кафедры ТМиМДО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ практика (ЛЕТНЯЯ)
В дошкольных образовательных учреждениях
I. Общие положения
1.1.Педагогическая летняя практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
1.2. Цель практики:
1.Совершенствовать теоретические знания и практические умения студентов по организации воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период времени.
2.Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии и любви к детям, развитие потребности в углублении и совершенствовании навыков и умений.
3.Формировать профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность и др.
4.Сформировать профессионально-педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиям к воспитателю дошкольного учреждения.
Проектировочно - прогностические умения:
1. Умение прогнозировать: развитие и воспитание личности ребенка, результаты определенных педагогических воздействий, возможные трудности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
2. Умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности с детьми.
3. Умение планировать: работу с детьми, работу с родителями.
Организаторские умения:
1. Умение организовывать детей в различных видах деятельности: в игре, в труде, на занятиях.
2. Умение организовывать некоторые формы работы с родителями.
Методические умения:
1. Владение методами и приемами работы с детьми: по развитию речи, по экологическому воспитанию, по физической культуре, по развитию математических представлений, по развитию художественных способностей, по развитию игровой деятельности, по осуществлению трудового воспитания.
2. Умение осуществлять индивидуальный подход к детям.
3. Умение создавать условия для полноценного развития, воспитания и обучения дошкольников.
4. Умение активизировать познавательную деятельность детей.
5. Умение следить за двигательным режимом и физической нагрузкой детей.
6. Умение охранять нервную систему, зрение, слух и другие органы ребенка.
7. Умение оказывать первую медицинскую помощь.
Коммуникативные умения:
1. Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им.
2. Умение регулировать, своевременно и разумно перестраивать (с учетом ответной реакции) взаимоотношения: с детьми, с родителями.
3. Умение публично выступать перед педагогическим коллективом, родителями.
4. Владение педагогическим тактом.
5. Умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, сорадости.
6. Умение разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе.
7. Умение невербального общения с детьми.
8. Умение управлять своим поведением и настроением.
9. Умение четко и убедительно выражать свои мысли.
10. Умение моделировать общение: с детьми, с родителями.
11. Умение понимать внутреннюю психологическую позицию детей, смотреть на мир глазами детей.
12. Владение демократическим стилем поведения.
Исследовательские умения:
1. Умение поставить цели, задачи и разработать соответствующий план воспиательно-образовательного процесса на основе выявленных психологических особенностей детей и уровня их знаний и умений.
2. Умение составить персонифицированный план развития, обучения, воспитания.
3. Владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, обработка и обобщение результатов.
Прикладные умения:
1. Умение изготовить дидактические материалы.
2. Умение изготовить игры и игрушки, атрибуты к играм.
3. Умение оформить выставки, ширмы и др.
4. Умение эстетически и педагогически грамотно оформить помещение и участок дошкольного учреждения.
1.3. Организация практики.
Практика проводится в группах дошкольных учреждений с детьми от 3 до 7 лет в летний период времени. Продолжительность – 3 недель.
До начала практики каждый студент проходит медосмотр.
В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 часов посменно, в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем: 1 смена с 8.00. до 14.00., 2 смена с 13.00. до 19.00. Дни, пропущенные студентом без уважительной причины, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время. Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп, педагогическую деятельность практикантов изучают групповой руководитель, методист, заведующая дошкольным учреждением.
1.4.В ходе практики студенты выполняют следующие виды работ:
· знакомятся с особенностями организации и содержанием работы в группах дошкольного возраста в летний период;
· анализируют и оценивают эффективность педагогического процесса, учатся навыкам собственной педагогической деятельности в летний период;
· руководят различными видами детской деятельности в летний период;
· изготавливают и используют в педагогическом процессе разнообразные пособия, дидактические материалы, технические средств обучения;
· проводят педагогически целесообразные работы с родителями.
1.5.В процессе данного вида практики студенты приобретают следующие профессиональные умения и навыки:
· применять полученные теоретические знания в практической деятельности, в решении конкретных педагогических задач;
· проектировать развитие личности ребенка и коллектива в целом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· планировать и самостоятельно проводить воспитательно-образовательную работу с детьми в летний период;
· организовывать и руководить разными видами детской деятельности, управлять поведением детей в летний период;
· устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;
· педагогически обоснованно строить деловые отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей;
· анализировать собственную педагогическую деятельность, вести педагогическую документацию.
1.6.Отчетная документация по данному виду практики:
· дневник педагогической практики;
· план воспитательно-образовательной работы на 1 неделю;
· отчет по оказанию помощи ДОУ (изготовление пособий, игрушек, атрибутов к играм, составление конспектов, оформление помещений и др.);
· отчет о прохождении практики (анализ профессионального становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики, предложения по совершенствованию организации практики).
1.7.По итогам данного вида практики выставляется оценка.
На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры. Критериями при оценке практики являются:
· уровень сформированности профессионально-педагогических умений;
· профессиональная компетентность;
· отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств;
· качество выполнения всех задач и видов работы на практике;
· качество и своевременность сдачи отчетной документации.
II.Содержание практики
2.1.Содержание практики заключается в составлении планов воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период (утренний прием, дневная и вечерняя прогулка, наблюдения за объектами живой и неживой природы, досуговая деятельность, труд).
2.2.Выполнение функциональных обязанностей воспитателя ДОУ в летний период ДОУ.
2.3.Организация деятельности детей в процессе режимных моментов, самостоятельной, совместной деятельности с детьми.
2.4. Организация индивидуальной работы с детьми по направлениям:
-физическое развитие;
-речевое развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
Календарное распределение заданий практики
Дата | Содержание деятельности студента |
Первый день | 1. Выход студента на базу практики 2. Анализ плана воспитательно-образовательной работы своей возрастной группы 3. Особенности организации режима в летний период времени |
Второй день | 1. Изучение условий охраны и укрепления здоровья детей в летний период 2. Проведение работы по формированию культурно-гигиенических навыков и умений детей 3. Анализ предметно-развивающей среды в летний период |
Третий день | 1. Организация двигательного режима в ДОУ 2. Проведение работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, подвижные игры) 3. Организация работы с семьей |
Четвертый день | 1. Организация работы с детьми в утренние часы 2. Организация творческих игр на прогулке 3. Организация наблюдений 4. Организация трудовой деятельности |
Пятый день | 1. Организация работы по развитию культурно-гигиенических навыков 2. Организация досуговой деятельности 3. Организация подвижных игр |
Шестой день | 1. Организация работы по развитию культурно-гигиенических навыков 2. Организация наблюдений 3. Организация подвижных игр |
Седьмой день | 1. Организация утренней гимнастики 2. Организация работы с детьми физкультурно-оздоровительной деятельностив летний период 3. Организация работы с детьми в уголке природы |
Восьмой день | 1. Организация работы с детьми в первую половину дня 2. Организация подвижных игр |
Девятый день | 1. Организация творческих игр 2. Организация самостоятельной деятельности детей во вторую половину дня по познавательному развитию. |
Десятый день и последующие дни в соответствии со сроком практики | 1. Организация совместной деятельности детей в первую половину дня 2. Организация прогулки 3. Организация работы с семьей |
Примечание:
Программа практики предполагает работу в течение 1- 2 недель. Содержание практики распределяется равномерно в течении всего периода. Если программа практики реализуется в течение одной недели , то содержание распределяется на одну неделю.
На каждый день практикант разрабатывает план работы с учетом организации деятельности детей в течение дня (1 или 2 смена). В плане отражается: утренний прием, культурно-гигиенические навыки, индивидуальная работа в утренние часы, проведение утренней гимнастики, организация прогулки, работа с родителями, труд, оздоровительная работа с детьми. Один раз в неделю организация досуговой деятельности (театр, спортивные развлечения, тематические развлечения).
Согласовано: Директор __________________________ название организации _________ / __________________ / Ф.И.О. подпись «______» ____________________ 20____ г. Печать | Согласовано: Декан ________________________________ название факультета _________ / __________________ / Ф.И.О. подпись «______» ____________________ 20____ г. Печать |
Совместный график (план) проведения практики
В соответствии с ФГОС ВО и учебным планом по направлению Педагогическое образование__, профильная направленность Дошкольное образование_ (уровень образования – бакалавриат / магистратура) деканат ______________________ факультета направляет для прохождения практики ____________________________________________
название практики
с «___» ______________ по «___» ____________ 20__ г. _____ обучающихся ______ курса
количество
________ формы обучения.
В период практики планируется выполнение следующих заданий:
№ п/п | Сроки проведения | Виды работ, перечень заданий | Ответственные |
1. | Подготовительный (вводный) этап (с ___ по ___)Ознакомительно-адаптационный | Инвариантная часть: 1. – Во время экскурсии по ДОУ обратите внимание на создание развивающей среды: · группы и их оборудование; · методический кабинет, его оснащение; · комнату для родителей; · физкультурный и музыкальный залы, их оснащение; · вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физио-процедур, прачечная, кухня); · участок детского сада. – … | |
Вариативная часть: – Анализируя предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо сделать вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды.)… | |||
2. | Основной этап (с ___ по ___)Диагностико-прогностический | Инвариантная часть: – Планирование работы с детьми. 1. Изучение условий для охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ. 2. Изучение уровня сформированности у детей в своей возрастной группе культурно-гигиенических навыков и умений. … Изучение организации двигательного режима в своей возрастной группе | |
Вариативная часть: – На основе этого спроектировать свою деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков в своей возрастной группе на диагностической основе …; – Изучение личности ребенка в своей возрастной группе в часы утреннего приема, на занятиях, в повседневной жизни … | |||
3. | Конструктивно-исполнительский (с ___ по ___) | Инвариантная часть: –1 Самостоятельная работа студентов в I половину дня: 1. Прием детей, индивидуальная работа с ними. 2. Утренняя гимнастика. 3. Режимные процессы. 4. Занятие по плану воспитателя. Прогулка (все компоненты). …; – … | |
Вариативная часть: – Самостоятельное проведение работы с семьей в своей возрастной группе Самостоятельное проведение работы с детьми в развивающей предметно-пространственной среде – … | |||
Итоговый этап (с ___ по ___) | Инвариантная часть Итоговое совещание по итогам практики 1. Самооценка профессионально - педагогической деятельности 2. Организация выставки пособий и игр, изготовленных студентами. 3. Проблемы, обсуждаемые на «круглом столе»: · характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-технической оснащенности воспитательно-образовательного процесса; · учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий; · самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников; · реализация работы с родителями; самооценка профессионально -педагогических умений; · участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса; успехи и трудности при прохождении практики; |
Факультетский руководитель практики _________ / __________________ / Ф.И.О.
подпись
Согласовано:
Руководитель ОПОП _________ / __________________ / Ф.И.О
подпись