Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции

Поведениевнешний показатель внутреннего мира человека. Поступок – единица поведения, это действие осмысленное.Педагогическая запущенность - это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося. Трудновоспитуемость– это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Причины пед.запущ. - неблагоприятные условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды.Псевдоблагополучная семья. Отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений. Вред: никогда не будет брать родителей как идеала, накопление обид, от которых страдают окружающие, страдает самооценка. Отношения ПС. семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребёнка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребёнок получает признание.

Неполная семья. Ребенок испытывает эмоц.дискомфорт, характеризуемый комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собствен­ной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребёнок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья– такая семья, члены которой совершают преступления. Крим. деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом.

Механизмы коррекции.

1.контактный.Задача - снять смысловой и эмоциональный барьер между подростком и взрослым. 2.диагностический. Исследуются система нравственных отношений, мотивы поведения и социальный контекст развития подростка. После диагностики педагог определяет характер и степень педагогической запущенности и намечает программу индивидуальной воспитательной работы.3.перевоспитание.Это основной этап, на котором решаются главные коррекционные задачи, осуществляется реконструкция характера на основе перестройки личного жизненного опыта. 4.самовоспитание.Ставится задача выработать индивидуальную программу самовоспитания. Самовоспитание требует от человека определенной сформированности механизмов саморегуляции: зрелой социальной ориентации, развитых волевых, сформированного самосознания.

Наши рекомендации