Нежелательные навыки и привычки. способы коррекции поведения

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

В процессе выращивания и содержания собаки у нее могут формироваться навыки, выражающие в деструктивном или асоциальном поведении, поведении мешающем управлять или использовать собаку. Такое поведение называется нежелательным. Причины нежелательного поведения собак в основном определяются недостаточной кинологической грамотностью их владельцев.

Нежелательное поведение, как и всякое другое поведение, формируется по общим биологическим законам.

К основным способам коррекции нежелательного поведения относятся:

Метод 1. Формирование отсутствия нежелательного поведения. Смысл этого метода заключается в активном (со стороны владельца) формировании у собаки желательных форм поведения.

Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения Метод заключается в устранении физической возможности совершения неугодного поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли. не будет много лаять, не укусит человека или собаку, не повредит домашних животных и не укусит ваших домочадцев. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна. Метод 3. Наказание

Как способ коррекции поведения, наказание малоэффективно. Оно может помочь,когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки.

Метод 4. Отрицательное подкрепление

Как правило под отрицательным подкреплением понимают любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив текущее поведение.

Метод 5. Угашение.

Угашением принято называть снижение выраженности какой-либо реакции или действия животного, уменьшение вероятности или кратности его появления, а то и полного исчезновения в результате устранения того, что его подкрепляет.

Метод 6. Привыкание

Привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. О привыкании чаще вспоминают когда собака чего-нибудь боится, например автомобилей, поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздражителей или продолжительно лает на звук шагов соседей по лестничной площадке.

Метод 7. Ориентировочное торможение

Под торможением принято понимать снижение выраженности или исчезновение какой-либо реакции или действия животного.

При изучении условно-рефлекторной деятельности было замечено, что начавшаяся или текущая деятельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. А если посторонний раздражитель начинает действовать до начала или одновременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может совсем не проявиться.

Длительность ориентировочной реакции и ее выраженность зависит от силы раздражителя и его необычности (новизны), а также от индивидуальных особенностей собаки.

В качестве раздражителей используемых для прекращения нежелательного поведения можно использовать звуковые явления (хлопок в ладоши, выстрел детского пистолета, звон брошенного в сторону собаки строго ошейника, цепочки или металлической банки из-под кофе, набитой гайками, возглас или крик), зрительные и световые (внезапно упавший перед мордой предмет, можно использовать фотографическую вспышку), тактильные (внезапные, неожиданные касание того же брошенного строгого ошейника или дроби выпущенной из рогатки) и все что вы можете придумать, лишь бы это было необычным для собаки.

Метод 8. Выработка несовместимого поведения

Смысл этого метода заключается в выработке у собаки поведения, несовместимого с нежелательным. Сделать это не трудно, так как давно замечено, что присутствовать одновременно в двух местах физически невозможно, как и совершать два одинаково сложных действия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок не трудно, но клянчить у стола и выполнять хозяйскую команду "Место!" одновременно, невозможно.

Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом

При этом способе коррекции нежелательное поведение подводится под стимульный контроль и активно подкрепляется, когда вызывается по команде. Спонтанно проявляющееся нежелательное поведение игнорируется.

Метод 10. Подкрепление отсутствия нежелательного поведения

Смысл метода легко понять по абзацу из книги "Не рычите на собаку": "Зоопсихолог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушительной. Оказалось, что единственным времяпрепровождением в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых волков возлежали на семейной кровати и смотрели телевизор."

Ваша задача не наказывать собаку за плохое поведение, а, дождавшись его окончания, после небольшой паузы как можно более положительней, эмоциональней и радостней похвалить собаку за отсутствие нежелательного поведения.

Метод 11. Устранение мотивации

В большинстве случаев в основе нежелательного поведения лежит удовлетворение какой-либо потребности. Согласно этому методу коррекции собаке либо предлагают другой путь удовлетворения данной потребности, либо потребность заменяют на другую.

Например, поедание кала свидетельствует прежде всего о неправильном кормлении собаки. То же касается и подбора пищи с земли. Что-то в вашем рационе не устраивает собаку и она пытается компенсировать это за счет бывших пищевых и околопищевых продуктов. Поэтому, прежде чем применять какие-либо методы борьбы с данным поведением удовлетворите потребность собаки в недостающих питательных веществах. Но физиологические изменения в организме происходят медленно и после того, как вы сменили рацион, собака еще продолжает бегать к помойкам и рыскать по кустам. Именно теперь вам поможет метод смены потребности - создайте v собаки игровую мотивацию. Играйте с ней всю прогулку, во все известные вам игры и придумывайте новые. У нее просто не останется времени на другое. И постепенно сформируется новая мотивация для прогулки - если раньше она рассматривала выход на улицу как возможность найти недостающее в рационе, то теперь выход на улицу станет для нее возможностью наиграться с любимым хозяином.

Словарь терминов: нежелательное поведение, угашение, ориентировочное торможение, стимульный контроль.

Контрольные вопросы: Какими методами коррекции поведения можно уменьшить или исключить избыточный лай? Как отучить собаку подбирать пищу с земли? Приведите пример коррекции поведения по методы выработки несовместимого поведения. Как использовать ориентировочное торможение при коррекции поведения?

РАЗДЕЛ 13.ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Виды подкрепления (условное, безусловное, положительное, отрицательное,вероятностное, отставленное и т.д.). Биологическая значимость подкрепления. Влияние величины, времени подачи, режима, эмоционального знака, значимости и вероятности подкрепления на научение. Наказание.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Вопрос о подкреплении в научении еще окончательно не разработан и в разных школах, изучающих поведение, решается неоднозначно.

В школе классических условных рефлексов подкреплением считается безусловное воздействие на животное, связанное во времени с условным сигналом. Причем подкреплением может быть любая вызванная деятельность организма.

В случае наличия подкрепления условный рефлекс называют положительным(подкрепляемым). А в случае отсутствия безусловного воздействия - отрицательным или тормозным (неподкрепляемым). При таком подходе болевое воздействие служит положительным подкреплением оборонительному поведению.

В оперантном научении подкреплением считается любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения, то есть любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, животное проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. В таком случае положительным подкреплением считается воздействие, которое увеличивает в будущем вероятность предшествующего ему действия, другими словами, животное стремится к получению положительного подкрепления. Момент получения положительного подкрепления всегда положительно эмоционален. И, наоборот, животное стремится избежать отрицательного подкрепления. Факт отрицательного Подкрепления вызывает отрицательные (негативные) эмоции и снижает вероятность повторения в будущем поведения, приводящего к нему. Как уже упоминалось, само

эмоциональное состояние может иметь выраженный подкрепляющий характер.

В настоящее время считается, что термин "отрицательное подкрепление" несколько некорректен, так как всякое подкрепление по определению должно способствовать выработке какой-то формы поведения, т.е. оказывать положительное действие. Видимо, правильнее было бы в обоих случаях говорить о подкреплении, но не о положительном и отрицательном, а о положительном и аверсивном (болевом).

С точки зрения мотивированного поведения, подкреплением считается любое событие, увеличивающее, уменьшающее или исключающее вероятность удовлетворения наличной потребности. Событие, связанное с удовлетворением потребности, и сам факт удовлетворения потребности являются положительным подкреплением. Факт неудовлетворения потребности считается отрицательным подкреплением. Такой подход объясняет существование форм научения без выраженного подкрепления, например, импринтинга или латентного научения.

Событие, регулярно предшествующее факту подкрепления, начинает нести информацию о его наступлении и, по законам развития условного рефлекса, само становится подкреплением. Такое подкрепление называется условным. Различают положительное и отрицательное условное подкрепление (известные всем "ХОРОШО!" и "ФУ!"). Таким образом различают натуральное (первичное в оперантном научении) подкрепление, заключающееся в непосредственном воздействии на животное (кормление, поение, оглаживание, причинение боли или неприятных ощущений) и условное (вторичное в оперантном научении) подкрепление, образующееся по законам классических условных рефлексов.

По мере тренированности, свойства условного подкрепления могут приобретать команда, а при инструментальных рефлексах - действия животного или даже данные обстановочной афферентации - потому, что, чаще или реже, их результатом бывает подкрепление. Чтобы условное подкрепление не потеряло своего сигнального значения, время от времени его необходимо подтверждать непосредственным воздействием на животное, то есть натуральным подкреплением.

Особое значение имеет время подачи подкрепления. Следует отметить, что закрепляется только непосредственно предшествующее подкреплению поведение. В оперантном научении считается, что разрыв между нужной формой поведения и фактом подкрепления не должен составлять более 10 секунд. Если этот разрыв больше, научение может не произойти.

Школой И. П. Павлова были описаны так называемые "отставленные рефлексы",когда разрыв между действием условного раздражителя и подкрепления составлял минуты и десятки минут. Выработка "отставленных рефлексов" осуществима только в специфических условиях павловской "башни молчания", но и при этом была отмечена закономерность - чем дальше во времени оставляется подкрепление, тем медленней вырабатывается условнорефлекторная реакция. В реальных условиях избежать факта оставления подкрепления помогает использование условного подкрепления.

Оказалось, что частичное подкрепление условных сигналов (до 50% случаев, а по некоторым данным до 33-25%), не затрудняет выработку условного рефлекса, но значительно замедляет его угашение при последующей отмене подкрепления. Но при свободном выборе режима положительного подкрепления, животные выбирают режим с большей вероятностью его получения. Возможно общее число случаев подкрепления важно только для упрочения реакции до навыка. Однако вариационный (вариабельный) режим подкрепления значительно закрепляет отработанный навык.

Значимость подкрепления, то есть его способность оказывать влияние на модификацию поведения определяется, с одной стороны его величиной. Оказалось, что животные при условии свободы выбора величины подкрепления, выбирают те случаи, в которых величина положительного подкрепления больше. Учитывая закон сохранения (экономии) энергии, животное может прийти к выводу, что величина подкрепления не окупает энергетические затраты связанные с его достижением. С другой стороны, величина подкрепления должна быть такой, чтобы вызвать безусловную реакцию животного. Например, отрицательное подкрепление только тогда эффективно, когда способно вызывать оборонительную реакцию.

Следует всегда помнить об относительности биологической значимости подкрепления. Так для совершенно сытого животного вряд ли значимым будет пищевое подкрепление, как для некоторых собак ласковое слово или поглаживание хозяина бывает безразличным и, следовательно, не воспринимается подкреплением. Для одних животных игра является сильным подкрепляющим фактором, для других возможность свободы и физической активности, одни собаки воспринимают рывок поводком средней силы как значимое отрицательное подкрепление, другие не обращают внимание и продолжают тянуть.

Относительность подкрепления также связана с потребностью, испытываемой организмом. Если ваша собака очень хочет погнаться за кошкой, то ваш кусочек сыра вряд ли будет подкреплением команде подхода.

Значимость подкрепления определяется также положением связанной с ним потребности в иерархии потребностей. Например, витальные потребности более значимы, чем потребности саморазвития. А в опытах по изучению влияния различных видов подкрепления на осуществление реакции экстраполяции оказалось, что при подкреплении самостимуляцией положительных зон мозга крысы оказались способными не только к многократному решению задачи, но и усложненного ее варианта, тогда как при пищевом подкреплении они этого не могли.

На значимость подкрепления также оказывают влияние индивидуальные особенности животного и его ранний опыт. Как уже упоминалось, для животных, выращенных в условиях ранней сенсорной депривации, отрицательное подкрепление более значимо, чем для животных, выращенных в нормальной или обогащенной среде. Кроме того, значимость подкрепления определяется величиной базовой для него потребности. Кстати, при отработке какого-либо действия, использование подкреплений, ориентированных к различным потребностям, способствует более быстрому научению.

Как при реактивном (классическом), так и при оперантном научении приобретенная реакция сохраняется лишь до тех пор, пока ее поддерживают безусловным раздражителем (в первом случае) или специальным подкреплением (во втором случае). Если же эти подкрепляющие факторы перестают действовать, то выработанное на их основе поведение быстро угасает и после нескольких попыток прекращается вовсе. Важно отметить, что речь здесь идет именно об угасании, а не об исчезновении или "стирании следов". Дело в том, что если снова начать предъявлять безусловный раздражитель или подкрепляющий фактор, то исчезнувшее поведение почти сразу же восстанавливается.

Наказание

Наказание чисто человеческое понятие, имеющее свои человеческие особенности, может быть и пригодно для человечества, но в дрессировке не только бесполезно, но и опасно. Привнесение этого "человеческого" понятия в дрессировку имеет следующие отрицательные стороны:

1. Наказание неизбежно (в отличие от отрицательного подкрепления), поэтомуоно не влияет на модификацию поведения. Наказание учит только как не попадаться или как принимать такую позу подчинения, которая снижает его интенсивность или исключает его.

А отрицательное подкрепление, в отличие от наказания, это событие, которое можно прекратить или избежать, изменив поведение сейчас же.

Целью дрессировки является не применение наказания, как впрочем и отрицательного подкрепления, а создание таких возможностей для животного, в которых оно могло бы избежать их, изменив поведение.

2. Как правило, наказание используется после того как поведенческий акт уже завершен. По своему физиологическому действию наказание является отсроченным отрицательным (авсрсивным) подкреплением, а, как известно, чем далее во времени отсрочено подкрепление, тем с большим трудом модифицируется поведение.

3. Как считает К. Прайор, "если наказание помогло прекратить нежелательное поведение, то такое воздействие служит мощным подкреплением для наказывающего. В дальнейшем наказывающий будет стремиться к наказанию".

4. Наказывающий может быть бессознательно заинтересован не в исправлении поведения, а в получении доказательств своего лидерства, так как наказание способствует сохранению и упрочнению доминирующего положения наказывающего.

Можно сформировать поведение, используя только отрицательное подкрепление, как это характерно для классической дрессировки, при этом образуются типичные оборонительные рефлексы. В такой ситуации животные, в той или иной степени, будут стремиться избегать те места где происходило получение отрицательного подкрепления, а исполнять команды будет с неохотой, так как команды с большой долей вероятности становятся предвестниками болевых или неприятных последствий. К тому же избыток отрицательного подкрепления снижает скорость научения, а у животных со слабой нервной системой может вызвать невроз, у щенков - появление робости, трусости и неуверенности в себе.

Словарь терминов: подкрепление, отрицательный (тормозной) условный рефлекс, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, аверсивное подкрепление, условное подкрепление, натуральное подкрепление, наказание.

Контрольные вопросы:Что такое подкрепление? Какие виды (типы) положительного подкрепления вы знаете? Какие воздействия можно отнести к отрицательному подкреплению? Что такое аверсивное подкрепление? Расскажите о формировании условного подкрепления? Что такое натуральное подкрепление? Чем отличается наказание от отрицательного аверсивного подкрепления? Что такое режим подкрепления?

РАЗДЕЛ 14.ПАМЯТЬ

Наши рекомендации