Примерные темы для творческого задания
1. Профессиональная компетентность спортивного педагога. Основные уровни и показатели.
2. Воспитательный потенциал спорта.
3. Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта.
4. Физическая культура и спорт как средство всестороннего воздействия на личность.
5. Диагностика уровня воспитанности спортсменов и требования к планированию воспитательной работы с ними.
6. Физическая культура и спорт как средство педагогической коррекции отклоняющегося и девиантного поведения молодежи.
7. Педагогическое руководство самовоспитанием в спорте.
8. Взаимодействие учителя физической культуры и классного руководителя как условие успешной социальной адаптации школьников.
9. Гуманистическая направленность и воспитательные возможности спорта как средства реабилитации.
10. Физическая культура и спорт как альтернатива социально-негативным факторам, влияющим на молодое поколение.
11. Современные педагогические технологии обучения и воспитания в спорте.
12. Цель и задачи воспитания юных спортсменов в новых социально-экономических условиях.
13. Особенности самовоспитания в спорте.
14. Направленность лидерства в спорте как педагогическая проблема.
15. Воспитательные возможности спортивных команд в различных видах спорта.
16. Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня.
17. Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива.
18. Педагоги-новаторы в спорте.
19. Педагоги физической культуры - новаторы.
20. Специфика воспитательной работы с высококвалифицированными спортсменами.
21. Принципы организации детского спортивного коллектива.
При оценке знаний необходимо учитывать правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов, степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений, самостоятельность ответа, речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «Зачтено»: полно раскрыто содержание материала в объёме программы; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; доказательно использованы выводы и примеры; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «Не зачтено»: основное содержание материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Место педагогики ФК в системе педагогических наук. |
2. Предпосылки развития современной педагогики ФК. |
3. Основные проблемы развития педагогики ФК на современном этапе. |
4. Педагогическая культура: структура и содержание. |
5. Педагогическое мастерство как высшая степень педагогической культуры. |
6. Педагогические технология, творчество, стиль и знание предмета как слагаемые педагогического мастерства. |
7. Культура речи педагога, ее значение в условиях учебно-воспитательного процесса по ФКиС. |
8. Этикет педагога ФКиС в поведении и общении. |
9. Характеристика видов человеческого учения, их структура. |
10. Характеристика процесса обучения. Основные формы обучения в ФКиС. |
11. «Двигательное» обучение в ФКиС. |
12. Структура учебно-тренировочного процесса в ФКиС. |
13. Характеристика основных компонентов характера учения в условиях учебно-тренировочного процесса по ФКиС. |
14. Дидактическая сущность содержательно-операционного компонента учения в условиях учебно-тренировочного процесса по ФКиС. |
15. Оценочный компонент как неотъемлемая часть учения в ФКиС. |
16. Характеристика системы «тренер-ученик» («учитель ФК-ученик»). |
17. Специфические особенности деятельности педагога ФКиС при организации учебно-тренировочных занятий. |
18. Тренировка как основная коллективная форма обучения в ФКиС. |
19. Основные учебные задачи в тренировочном процессе по ФКиС, их характеристика. |
20. Комплексное решение учебных задач как фактор повышения эффективности тренировочных занятий. |
21. Характеристика обучающей функции педагога-тренера. |
22. Этапы деятельности педагога при определении оптимального варианта обучения, их характеристика. |
23. Дидактические принципы обучения в ФКиС. |
24. Методы обучения в ФКиС. |
25. Особенности использования методов обучения в условиях учебно-тренировочного процесса по ФКиС. |
26. Обучение подростков рациональным «приемам» в ходе учебно-тренировочного процесса. |
27. Проблемно-аналитическая система обучения подростков, ее периоды и этапы в ФКиС. |
28. Анализ значимых ситуаций, особенности проведения учебно-тренировочных занятий с его использованием. |
29. Система упражнений в учебно-тренировочных занятиях с подростками. |
30. Психологическая готовность педагога-тренера ФКиС, ее формы и сущность. |
31. Компоненты состояния готовности педагога, их характеристика. |
32. Специфика требований к педагогу-тренеру ФКиС. |
33. Характеристика структурных компонентов, определяющих результативность педагогической деятельности тренера. |
34. Характеристика способностей педагогов-тренеров различного уровня мастерства (по данным научных исследований). |
35. Адаптация как условие готовности к деятельности. |
36. Уровни адаптации в деятельности педагога ФКиС, их характеристика. |
37. Психические состояния педагога-тренера, их характеристика. |
38. Индивидуальный подход в условиях учебно-тренировочного процесса по ФКиС. |
39. Свойства личности, их характеристика. |
40. Индивидуальный стиль деятельности педагога ФКиС. |
41. Стиль руководства учебно-тренировочным процессом в ФКиС, его разновидности. |
42. Влияние стиля руководства на интенсивность общения педагога и подростка. |
43. Интенсивность общения педагога-тренера с подростками как фактор воспитательного воздействия. |
44. Организаторско-коммуникативный стиль деятельности педагога-тренера, его основные признаки. |
45. Характеристика конструктивно-организаторского стиля деятельности педагога ФКиС. |
46. Конструктивно-коммуникативный стиль деятельности педагога ФКиС, его характеристика. |
47. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении подростков как мера педагогического воздействия. |
48. Характеристика направлений индивидуализации учебно-тренировочного процесса подростков в ФКиС. |
49. Характеристика педагогических умений (конструктивные, организаторские, коммуникативные, познавательные), определяющих эффективность индивидуального и дифференцированного подхода в обучении подростков. |
50. Потребность подростков в физкультурно-спортивной деятельности как фактор, определяющий содержание учебно-тренировочного процесса. |
51. Характеристика групп подростков в соответствии с потребностями в спортивной деятельности и опытом ее реализации. |
52. Модель индивидуализации воспитания юного спортсмена, ее этапы. |
53. Этапы индивидуализации воспитания личности в детском спортивном коллективе, их характеристика. |
54. Общая характеристика методов индивидуальной работы с подростками в ФКиС. |
55. Понятие о методах воспитания, прием и средство воспитания. |
56. Основные ошибки в реализации средств и методов воспитания. |
57. Метод убеждения, характеристика его форм, приемов. Особенности реализации метода убеждения в ФКиС. |
58. Характеристика воспитания подростков жизненным примером. |
59. Методы организации поведения, их характеристика. |
60. Характеристика методов стимулирования поведения. |
61. Особенности использования методов стимулирования поведения в учебно-тренировочном процессе по ФКиС. |
62. Метод принуждения, его характеристика. |
63. Реализация психологического подхода при анализе нарушения дисциплины. |
64. Основные положения теории дисциплины (по А.С. Макаренко). |
65. Дневник как форма индивидуальной работы с юными спортсменами. |
66. Система нравственного воспитания в условиях учебно-тренировочного процесса. |
67. Особенности нравственного воспитания в условиях физкультурно-спортивной деятельности. |
68. Причины трудностей по формированию личности подростка в деятельности педагога ФКиС. |
69. Характеристика трудностей в деятельности тренера (учителя) ФКиС. |
70. Система физкультурно-спортивного образования в России. Непрерывное физкультурное образование. |
Критерии оценки:
Отметка «зачтено» ставится, если студент продемонстрировал:
· глубокое и системное знание учебно-программного материала;
· полное, развернутое, логически последовательное изложение материала по основным вопросам и уверенные ответы на дополнительные вопросы;
· литературную грамотную речь с использованием предметной терминологии, с самостоятельными выводами и обобщениями, способность привести необходимые примеры, показать значение и взаимосвязь тех или иных фактов, событий, явлений.
· четкое, свободное и осознанное владение понятийно-категориальным аппаратом дисциплины.
Отметка «не зачтено» ставится, еслипри ответе на поставленные вопросы студент:
· показал существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала;
· допустил принципиальные ошибки фактического и теоретического характера;
· проявил неспособность воспользоваться наводящими вопросами преподавателя с целью удовлетворительного раскрытия содержания вопросов.