III. Выбор темы и примерные темы контрольного задания № 1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальности: 080507 - Менеджмент организации

080504 - Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. В.Л. Колобов

Рецензент

д-р тех. наук, проф. В.Л. Горохов

Подготовлено на кафедре

информационных систем в экономике

Одобрено научно-методическим советом факультета

общего менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

Ó СПбГИЭУ, 2008

Структура методических указаний:

· Логика работы

· Основные темы дисциплины

· Выбор темы контрольной работы и шаблоны тем

· Базовые понятия информационных технологий управления

I. Логика работы

Цели контрольной работы:

1. Проверка способности студента мыслить одновременно в концепциях и терминах:

· Формирование конкурентных преимуществ корпорации за счет быстрых и адекватных реакций на потребности рынков с использованием современных информационных технологий управления.

· Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов, которые реализуют задачи бизнеса корпорации, определяемые положением продукта/услуги на некотором рынке.

· Моделирование и реинжиниринг информационно-документационных процессов, которые поддерживают реализацию бизнес-процессов c опорой на информационные технологии управления.

2. Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

3. Установление рабочего контакта с преподавателем, позволяющего минимизировать риск отрицательного результата при сдаче экзамена.

Структура контрольной работы:

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Мини-проект «Модель информационного процесса для бизнес-процесса».

2. Мини-эссе «Информационная технология/система управления».

Результаты контрольной работы:

1. Подготовленный и представленный преподавателю и группе мини-проект по моделированию бизнес-процесса и информационного процесса на основе нотации IDEF0 (или нотации DFD для информационного процесса).

2. Мини-эссе по информационной технологии или/и системе управления.

3. Мини-доклад по первой или второй части контрольной работы.

Продолжительность доклада - 5-8 минут. Объем текста до 11 страниц, включая тезаурус (толковый словарь понятий) и минимум пять схем (три по бизнес-процессу и две по информационному процессу).

Критерии оценки контрольной работы:

1. Знание нотации IDEF0 и умение моделировать бизнес-процесс с использованием нотации IDEF0.

2. Умение структурировать информацию об информационном процессе в соответствии с парадигмой: сбор, накопление, обработка и представление пользователю (менеджеру) данных, информации и знаний для управления бизнес-процессом.

3. Умение готовить в соответствии с заданной логикой и представлять группе доклад по данной тематике.

4. Качество оформления контрольной работы.

5. Соблюдение сроков представления контрольной работы на проверку.

II. Основные темы дисциплины

Приложение 2 содержит перечень тем по дисциплине. Для студентов заочной формы обучения основное внимание уделяется первым девяти темам. Знаний, полученных на лекциях по этим темам достаточно для написания контрольной работы. Очень важно для подготовки контрольной работы прослушать лекции по темам 1-4.

III. Выбор темы и примерные темы контрольного задания № 1

Выбор темы для первой частиконтрольной работы привязывается к конкретной задаче управления (бизнес-процессом), с которой сталкивается (или предполагает иметь дело) студент заочной формы обучения. Однако при выборе любой темы студенту необходимо раскрыть роль функционального моделирования при формулировании требований к содержанию и регламенту представления информации, которая будет поддерживать эффективную реализацию выбранного бизнес-процесса.

Такая организация процесса выбора темы позволяет студенту самостоятельно проверить уровень своих знаний по нотациям функционального моделирования и по связи бизнес-процесса с информационным процессом, а так же закрепить теоретические знания, полученные на установочных лекциях. Кроме того, достигается активизация позиции студента по отношению к окружающей его организационно-экономической среде и это готовит студента к написанию и защите его выпускной квалификационной работы.

Важно, чтобы при выборе темы студент выбрал позицию владельца бизнес-процесса (менеджер сквозного бизнес-процесса), информационный процесс и технологию для поддержки которого он будет моделировать и исследовать.

Эта позиция фиксируется в задании на контрольную работу, которое студент составляет сам. Составление задания на контрольную работу является, таким образом, неотъемлемой и весьма важной составной частью выполнения контрольной работы. Студент согласует составленное задание с преподавателем.

Шаблоны названий тем первой части контрольной работы:

1. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Произвести и продать изделие».

2. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Произвести и продать услугу».

3. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Купить оптом и продать мелким оптом товар».

Предупреждения:

1. Пропуск установочных лекций, отсутствие контактов с преподавателем и коллегами-студентами приводит, как правило, к тому, что все вышеприведенные соображения начинают казаться студенту слишком абстрактными и он не может сконцентрировать свое внимание на выборе, составлении задания и раскрытии той или иной темы.

2. Типичной ошибкой при выборе темы является замена бизнес-процесса организационным процессом. Чтобы этого не произошло, необходимо ответить на вопрос: сколько раз будет реализован данный процесс и кто заплатит за каждую реализацию процесса? Если ответ на данный вопрос будет: неопределенно большое количество раз и заплатит потребитель, - то тема сформулирована верно.

3. Использование шаблонов названий тем контрольной работы, приведенных в данных методических указаниях, позволяет ускорить процесс формулировки названия темы и снижает до минимума вероятность ошибки.

При написании и первой и второй части контрольной работы необходимо стремиться создать материал, который будет с интересом восприниматься аудиторией, имеющей некоторый минимальный теоретический и практический запас знаний в области менеджмента и информационных технологий.

Такое стремление ориентирует на диалог с будущими слушателями и за счет этого мотивирует к проговариванию серии возможных вопросов и ответов.

В рамках разработки и использования информационно-коммуникационных технологий, равно, как и в рамках менеджмента, такой подход является необходимым условием эффективного обучения.

Предполагается (и это подтверждается практикой преподавания данной дисциплины в СПбГИЭУ), что каждый студент заочной формы обучения имеет некоторый уникальный опыт работы и может изложить его в соответствии с требованиями нотации IDEF0.

Далее приводится перечень базовых понятий, на которые необходимо опираться при написании работы. Рекомендуется перед выбором темы внимательно прочитать эти понятия и посетить сайты, где даются развернутые примеры использования нотаций IDEF0 и DFD. Такими сайтами могут быть, например, http://vernikov.ru , http://idefinfo.ru .

Наши рекомендации