Нормативной карты развития ребенка старшего дошкольного возраста
Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики | Интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности | Направления развития |
2-й уровень Типично к 6-7 годам | ||
1. Творческая инициатива (в сюжетной игре) | Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого"мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке конструировании). Ключевые признаки комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развёрнутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок). | Воображение, образное мышление |
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) | Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает её во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит её до конца. | Произвольность, планирующая функция речи |
3. Коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности) | Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развёртывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий ("Давайте так играть..., рисовать..."); использует простой договор ("Я буду..., а вы будете..."), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлечённую тему; избирателен в выборе партнёров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнёрами. Ключевые признаки: в развёрнутой словесной форме предлагает партнёрам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. | Эмпатия, коммуникативная функция речи |
4. Познавательная инициатива - любознательность (в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности) | Задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берётся делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задаёт вопросы об отвлечённых вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). | Пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения |
5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка). ** | Физическая активность может носить результативный характер, и ребёнок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности. Проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления. Бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает её со своими спортивными достижениями. Ключевые признаки: Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта. | Основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), выносливость, двигательная активность |
[1] Подразумевается, что основная образовательная программа, используемая педагогом, будет содержать методологические основы возможности реализации вариативного образования. Далее мы исходим из того, что педагог использует работу Н.А. Коротковой "Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста" и основанную на ней комплексную программу "Миры детства: конструирование возможностей".
[2] В случае наличия других специальных помещений следует это учитывать при составлении планов.
[3] Временной период в полгода определяется частотой осуществляемой диагностики
[4] Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2014
[5] Составлена М.В. Конюховой на основании пособия Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2014
[6] В своих рассуждениях мы исходим из реальных условий работы экспериментальных площадок ФГАУ ФИРО. Значительное количество отдельных занятий предлагается как приложение к "Детскому календарю" (3-7 лет) и "Букваринску" (6-7 лет), а также ведется создание общей накопительной базы разработанных в процессе экспериментальной работы конспектов.
[7] Или другой сопоставимый временной промежуток
[8] Используется один из вариантов или разрабатывается свой