Функциональный анализ воспитательной деятельности учителя (классного руководителя)
К вопросу о целеполагании в воспитательном процессе
Функции | Методы, процедуры воспитания | Ожидаемые результаты |
Концептуальная | Концептуализация: теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов | Выбор для себя приоритетных теорий и принципов воспитания |
Целевая | Целеполагание: отбор, систематизация целей и задач воспитания | Конкретизация целей и задач воспитания |
Диагностическая | Методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, пролонгированное изучение | Углублённое изучение личности и классного коллектива, эффективности воспитания |
Планирование | Планирование: отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий | Оптимизация целей, задач и видов деятельности обучающихся |
Организаторская | Организационные: организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности обучающихся | Формирование классного коллектива и развитие детского самоуправления |
Стимулирующая | Стимулирование: активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества | Создание творческой атмосферы и готовности обучающихся к решению поставленных задач |
Коммуникативная | Коммуникативные: беседы, дискуссии, обсуждения, ориентация на коммуникативное взаимодействие | Взаимопонимание, психологический контакт, сотрудничество |
Контрольно-оценочная | Контроль и оценка: анализ, учёт и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки | Оперативность и системность контроля и оценки |
Коррекция | Коррекционные: коррекция взаимодействия и поведения обучающихся, методы разрешения конфликтов | повышение эффективности воспитания на основе координации воспитательных взаимодействий |
Прогностическая | Прогнозирование: моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса | Предвосхищение и предвидение возможных ситуаций и ожидаемых результатов воспитания |
(Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе /Г.Н. Сибирцова. - Ростов н/Д, Феникс, 2005)
Роль педагога в развитии сущностных сфер ребёнка
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманистической культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психологические функции индивидуальности.
Основная задача педагога - помочь ребёнку в его развитии. Именно поэтому вся гуманистическая педагогическая практика должна способствовать развитию и совершенствованию всех сущностных сфер ребёнка.
Наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объём, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, представления о долге, самокритичности, ответственности за себя). При этом должно быт организовано такое усвоение, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованное отношение к моральным нормам; бережное отношение к человеку; сочетание личностных и общественных интересов; нравственные установки; цели жизни и т.д. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
В эмоциональной сфере (развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к ней эмоциональной сферы) необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т.д. При формировании этой сферы очень важен правильный эмоциональный тон, когда педагогу важно сочетать требовательность и доброту.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость. Важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдёт личность ради достижения цели.
В сфере саморегуляции (когда в качестве оценивающего выступает сам субъект, а его параметры оценки являются субъективными, проявляется сфера саморегуляции) необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникающие способности приводят к развитию личности в целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает её готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. способ этот в свою очередь зависит от сформированности экзистенциальной сферы.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному совершенствованию любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, понимание морали. Эта сфера характеризуется умением человека управлять своим отношениями с миром. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения, формирование навыков социального взаимодействия, формирование признаков плодотворной ориентации.
Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий на поведение и деятельность личности.
В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.