Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самостоятельного изучения (задания) /форма контроля Литература
Раздел 1 Общая акмеология
Предмет акмеологии 1. Становление акмеологии как науки. 2. Определение понятия «акмеология», объект, предмет акмеологии. 3. Задачи акмеологии. 4. Связь акмеологии с другими науками о человеке. Форма контроля: тест 5. Сходство и различие в становлении человека как индивида, как личности, как индивидуальности при движении к вершине развития. 6. Достижение человеком в развитии вершин его личностных, субъектно-деятельностных, творческих характеристик. 7. Возможность достижения микроакме на разных возрастных ступенях жизни человека. 8. Воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) на развитие человека и его творческого потенциала. 9. Творческий потенциал человека и его самореализация. Форма контроля: реферат Проведите подбор тематического материала (периодическая печать, научные журналы и т.д.) по проблемам акмеологии как науки системы человекознания. Форма контроля:подборка тематического материала Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 20 – 65. А. А. Деркач Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С.10 – 48. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 5 – 90. Бодалев А. А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С. 11 – 145. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. – 1995. – № 1 – С. 41 – 53. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 108 – 113.
Методология акмеологии 1. Методология акмеологии. 2. Принципы и законы акмеологии. 3. Заимствованные и собственные методы акмеологии. 4. Традиционные и нетрадиционные методы акмеологии. 5. Акмеологические критерии и показатели. Форма контроля: тест Познакомьтесь с методикой Е. А. Могилевкина «Психолого-акмеологическая диагностика и развитие карьерного потенциала личности». Попытайтесь провести психолого-акмеологическую диагностику карьерного потенциала собственной личности и наметьте пути доступные для студентов реализации карьерных возможностей.   Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 15 – 19, 62 – 63, 84 – 86, 118-120, 153 –154. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 65 – 208. Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 75 – 97. Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 5 – 14.
Достижение творческого результата в профессиональной деятельности 1. Слагаемые достижения творческого результата. 2. Профессионализм личности педагога и его составляющие. Профессиональная направленность личности. 3. Структура способностей. Различные подходы к выделению педагогических способностей. 4. Качества личности как обобщенные свойства личности. Профессионально важные качества личности педагога.5. Профессиональная компетентность. Виды профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическая компетентность и ее виды. Профессионализм педагогической деятельности. 6. Творчество. Профессиональное творчество. Педагогическое творчество и его составляющие. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога и возможности управления творческим самочувствием, коммуникативной деятельностью, педагогической импровизацией. Форма контроля: реферат Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. – Мн., 1996. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. 282 – 299. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М., 1998. Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 17 – 34. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – С. 22 – 60.
Раздел 2 Практика АКМЕ в педагогической деятельности
Современные концепции обучения и воспитания 1. перечислите современные дидактические концепции. В каких случаях в практической деятельности используются технологии, созданные на базе данных концепций. 2.Современные подходы и концепции воспитания: Задания: 1.Составьте схемы: «Современные дидактические концепции», «Современные подходы и концепции воспитания». 2. Подготовьте сообщение о наиболее эффективной, на Ваш взгляд, современной концепции воспитания. Докажите ее эффективность по сравнению с традиционным подходом. Используйте материалы книги Степанов Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания 3. Взять цитату из работы Анисимова О. С. «Педагогическая акмеология». Когда используются проблемное или программ обучение и обоснуйте свою точку зрения. Формы контроля: схема, сообщение Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Лях, В. И. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий / В. И. Лях, Г. Я. Гальперин, М. М. Боген // Физкультура в школе. – 2007. – № 3. – С. 15. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. 164 – 172. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко – М., 1998.
Акмеологические технологии. 1. Сущность акмеологических технологий. 2. Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах: а) дидактические игры; б) метод МАСТАК; в) акмеологические образовательные технологии (по Т. А. Молодиченко). 3. Дидактические игры как форма акмеологических технологий. Формы контроля: разработка игры, разработка занятий с использованием акмеологических технологий Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Деркач А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 102 – 106. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. – 265 – 267.
Педагогическое общение в структуре деятельности педагога 1. Педагогическое общение в структуре деятельности педагога. 2. Технология проектирования педагогического общения. 3. Коммуникативные задачи и этапы их решения. 4. Технология реализации педагогического общения. 5. Установление педагогически целесообразных отношений. 6. Коммуникативная компетентность. Осуществите самопрезентацию с целью выявления отдельных сторон «Я-концепции». Форма контроля:методичка по организации эффективного общения Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Жукова Т. А. Методы изучения классного коллектива и личности школьника: учеб.-метод. пособие / Т. А. Жукова, С. М.Дарвина; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ГП КО Кемеровский полиграфкомбинат», 2007. – 96 с. Костюхина Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 68 – 142. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – с. 195 – 231.
Педагогическая диагностика 1. Понятие, функции, предмет, методы «педагогической диагностики». Форма контроля: представить результаты изучения личности, обученности студента, школьника Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Жукова Т. А. Методы изучения классного коллектива и личности школьника: учеб.-метод. пособие / Т. А. Жукова, С. М.Дарвина; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ГП КО Кемеровский полиграфкомбинат», 2007. – 96 с. Костюхина Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 145 – 173. 4. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – С. 5 – 56, 128 – 153,179 – 201.
Специфика труда (акме-деятельности) специалиста. Характеристика акме- и не акме-специалиста. Форма контроля: анализ собственной деятельности Основная Касаткина, Н. Э. Акмеология: Мультимедийный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учебно-методические материалы / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. – Кемерово, 2012. Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14364 Дополнительная Деркач А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002.
Диагностика акме-специалиста. Критерии и уровни профессионализма специалиста. Виды профессиональной компетентности специалиста. Акмеограмма специалиста. Форма контроля: составить акмеограмму, подготовить сообщение
Профессионально-личностный рост специалиста. Самообразование специалиста как объект самоуправления. Результаты профессионально- личностного развития специалиста. Форма контроля: программа профессионально-личностного развития

Наши рекомендации