Автоматизация звука [ш] в слогах
ЦЕЛИ
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [ш].
• Продолжать формировать длительную, направленную воз
душную струю.
• Продолжать учить произносить звук [ш] в слогах.
• Упражнять в определении наличия звука в словах.
• Закрепить понятия «одежда» и «обувь».
• Учить навыкам падежного словоизменения.
• Развивать интонационную и мимическую выразительность,
внимание, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки «Язычок», «Дети», «Котенок»; набор картинок «Одежда», «Обувь»; лабиринт «Кто хозяин?».
1. Организационный момент.
Логопед. Хочешь узнать, какую историю приготовил для тебя сегодня Язычок? Тогда слушай и помогай мне рассказывать.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
2. Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети
тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение «Забор» ). Дети
занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражнение для губ «Колечко» ). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже отдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули
свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Дети
стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение на воздушную струю «Фокус» ). Закончилась зарядка, дети
ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус» ).
3. Закрываются двери спортивного зала (показывает движение ладонями): ш-ш-ш. Дети побежали одеваться. А вслед
за ними ветерок летит, подгоняет: ш-ш-ш (сначала тихо,
затем громко).
4. Одеваются дети.
Ребенок вслед за логопедом выполняет круговые массирующие движения по каждому пальчику): шша, шшо, шши, шше, шшу.
Что делают дети?
Ребенок. Одеваются.
Логопед. Выбери одежду, которую надевают дети.
Ребенок выбирает нужные картинки.
А что это осталось? Ребенок. Обувь.
Логопед. Что с обувью делают дети? Ребенок. Обувают. Логопед. Давай покажем, как они это делают.
Ребенок выполняет те же массирующие движения по пальчикам другой руки и повторяет за логопедом: ши, ше, ша, шо, шу.
5. А здесь одевается Маша (выставляет картинку). Она
надевает только ту одежду и обувь, в названии которой есть
звук [ш]. Что наденет Маша? Платье, рубаШечку, колготки,
сарафан, Шортики, кофточку, туфельки, баШмачки, тапочки?
Ребенок выбирает ту одежду, в названии которой есть звук [ш].
6. Дождался Язычок Машу и пошел вместе с ней. Пока
они идут, мы о них поговорим. Я начну, а ты закончи:
Язычку очень нравится Ма... Он часто вспоминает о Ма... Скучает, когда рядом нет Ма... Радуется, когда видит Ма... А сейчас идет за руку с Ма...
7. Идут Язычок с Машей и увидели маленького котенка.
Он потерялся и испуганно шипит: ша, ше, шу, шо, ши.
Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом.
А вот знакомые ребятишки (выставляет картинку-лабиринт). Кто же из них хозяин котенка?
Ребенок проводит по линиям, одна их которых соединяет котенка с хозяином (рис. 6).
Обрадовался котенок, стал весело бегать вокруг девочки: ша, ши, ше, шу, шо.
Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией. 8. Итог занятия.
Логопед. Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. А какой лее звук ты сегодня так красиво произносил на занятии?
Ребенок. Ш-ш-ш.