Психолого-педагогические основы

РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Становление личностно развивающего образования

В настоящее время в психолого-педагогической литературе об­суждается новая образовательная концепция — личностно разви­вающее образование. В. В. Сериков на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей: ритуально-догма­тической, знаниевой, деятельностной и личностно ориентирован­ной — обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегрирующая теория

Н.А.Алексеев, анализируя становление личностно ориентиро­ванного обучения, отмечает, что в отечественных концепциях и моделях обучения отчетливо прослеживается тенденция к усиле­нию личностной компоненты1 в образовании — механизмов функ­ционирования и развития личности обучаемых2


Период Концепция (модель) Тематическое ядро концепции Личностная компонента Целевые ориентации Ценностно-смысловая направленность
1920-1930-е гг. Традиционно-консерватив­ное образова­ние Практико-ориен-тированная систе­ма знаний, уме­ний и навыков Развитие самостоятельно­сти и активности обучае­мых, их способности к самообучению и творче- ству    
 
1930-1960-е гг. Когнитивно ориентирован­ное образова- ние Система научных предметных зна­ний и умений. Акцент на сознательно­сти и активности в обу­чении. Учет индивиду- альных познавательных возможностей обучаемых Формирование знаний, умений, навыков, а так­же метазнаний*, компе-тентностей Личность (обучаемый) с заранее заданными харак­теристиками (компетент­ностью)
     
     
1960-1970-е гг. Оптимизация учебного про- цесса Целостный под­ход к обучению, его содержанию, организацион­ным формам и методам Формирование познава­тельных способностей, опыта творческой дея- тельности и эмоциональ­но-ценностного отноше- ния к жизни Формирование знаний, умений, навыков, спосо­бов выполнения умствен­ных и практических дей­ствий, компетенций Обучаемый с заданной учебно-прикладной квали­фикацией** (обученно-стью)
1970-1990-е гг. Развивающее обучение Взаимосвязь обу­чения и развития на основе органи­зации субъект-субъектного взаи­модействия обу­чаемых и обучаю- щих Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслитель­ных способностей обучаемых Формирование теорети­ческих знаний и развитие эмпирического мышле­ния (теория Л.В.Занко-ва). Формирование обоб­щенных знаний и дейст­вий, развитие теоретиче­ского мышления (теория Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) Когнитивные (познаватель­ные) способности учащихся
Период Концепция (модель) Тематическое ядро концепции Личностная компонента    
1990- 2001 гг. Личностно ориентирован- ное образова- ние Индивидуализа- ция и дифферен- циация обучения в процессе реали- зации личност- ных функций обучаемых Персонализация, рефлек- сия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); исполь- зование субъективного опыта (И.А.Якиман- ская); формирование потребности «быть лич- ностью» (В.В.Сериков) Личностное развитие Индивидуальное развитие субъектов учения
С 2001 г. Личностно- развивающее образование Саморегулируе- мое учение, ак- туализация инди- видуальности и субъектности обучаемых Саморазвитие, самооп- ределение, самоактуали- зация обучаемых Развитие личности, ее универсальных личност-но-деятельностных спо­собностей Самоактуализирующиеся субъекты образования Развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодей­ствия и сотрудничества Самодетерминация, само­регуляция и самоопреде­ление личности в развива­ющемся образовательном пространстве

Наши рекомендации