Психолого-педагогические основы
РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Становление личностно развивающего образования
В настоящее время в психолого-педагогической литературе обсуждается новая образовательная концепция — личностно развивающее образование. В. В. Сериков на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей: ритуально-догматической, знаниевой, деятельностной и личностно ориентированной — обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегрирующая теория
Н.А.Алексеев, анализируя становление личностно ориентированного обучения, отмечает, что в отечественных концепциях и моделях обучения отчетливо прослеживается тенденция к усилению личностной компоненты1 в образовании — механизмов функционирования и развития личности обучаемых2
Период | Концепция (модель) | Тематическое ядро концепции | Личностная компонента | Целевые ориентации | Ценностно-смысловая направленность |
1920-1930-е гг. | Традиционно-консервативное образование | Практико-ориен-тированная система знаний, умений и навыков | Развитие самостоятельности и активности обучаемых, их способности к самообучению и творче- ству | ||
1930-1960-е гг. | Когнитивно ориентированное образова- ние | Система научных предметных знаний и умений. | Акцент на сознательности и активности в обучении. Учет индивиду- альных познавательных возможностей обучаемых | Формирование знаний, умений, навыков, а также метазнаний*, компе-тентностей | Личность (обучаемый) с заранее заданными характеристиками (компетентностью) |
1960-1970-е гг. | Оптимизация учебного про- цесса | Целостный подход к обучению, его содержанию, организационным формам и методам | Формирование познавательных способностей, опыта творческой дея- тельности и эмоционально-ценностного отноше- ния к жизни | Формирование знаний, умений, навыков, способов выполнения умственных и практических действий, компетенций | Обучаемый с заданной учебно-прикладной квалификацией** (обученно-стью) |
1970-1990-е гг. | Развивающее обучение | Взаимосвязь обучения и развития на основе организации субъект-субъектного взаимодействия обучаемых и обучаю- щих | Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслительных способностей обучаемых | Формирование теоретических знаний и развитие эмпирического мышления (теория Л.В.Занко-ва). Формирование обобщенных знаний и действий, развитие теоретического мышления (теория Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) | Когнитивные (познавательные) способности учащихся |
Период | Концепция (модель) | Тематическое ядро концепции | Личностная компонента | ||
1990- 2001 гг. | Личностно ориентирован- ное образова- ние | Индивидуализа- ция и дифферен- циация обучения в процессе реали- зации личност- ных функций обучаемых | Персонализация, рефлек- сия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); исполь- зование субъективного опыта (И.А.Якиман- ская); формирование потребности «быть лич- ностью» (В.В.Сериков) | Личностное развитие | Индивидуальное развитие субъектов учения |
С 2001 г. | Личностно- развивающее образование | Саморегулируе- мое учение, ак- туализация инди- видуальности и субъектности обучаемых | Саморазвитие, самооп- ределение, самоактуали- зация обучаемых | Развитие личности, ее универсальных личност-но-деятельностных способностей Самоактуализирующиеся субъекты образования | Развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества Самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве |