Материально-техническое обеспечение дисциплины. Учебная аудитория, интерактивная доска
Учебная аудитория, интерактивная доска
ГЛОССАРИЙ
Агон – с древнегреческого - состязание.
Всевобуч - всеобщее военное обучение граждан СССР. Проводился в со-
ответствии с декретом ВЦИК в 1918-23. Существовал также во время Великой Отечественной войны.
Готов к труду и обороне СССР (ГТО) - всесоюзный физкультурный ком-плекс, составивший основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях.
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — система норм и требовании, выполнение которых необходимо для присвоения соответ-ствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований.
История физической культуры и спорта - наука о закономерностях воз-никновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества.
Йога - учение и метод управления психикой и физиологией человека, со-ставной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения». Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений.
Метод «естественной гимнастикой» - система гимнастики, разработанная австрийским педагогом К. Гаулъгофером (1885-1941) с сотрудниками в ос-нове которой принцип проведения занятии физическим воспитанием в естественных условиях природы, т.е. преимущественно на открытом воздухе.
МОК – международный олимпийский комитет.
МСД – международное спортивное движение.
МСФ – международная спортивная федерация.
Немецкое гимнастическое движение – система гимнастики, разработанная Ф.Л. Яном (1778-1852) и Э. Айзеленом (1792-1846) в основе которой лежит принцип физического развития через воспитания молодежи «в любой момент готовой взять ружье».
Олимпийская хартия – свод законов, регламентирующих жизнедеятельность олимпийского движения.
Олимпийские игры (античности) - древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.
Олимпийские игры (современности) - всемирные спортивные соревнования современности, прообразом которых явились древнегреческие Олимпийские игры. Проводятся с 1896.
«Семь рыцарских искусств» - система подготовки рыцарей включающая
езду верхом, плавание, охоту, стрельбу из лука, боевую подготовку, развлекательные игры на площадках и игру с мячом для службы при дворе, искусство чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основные танцевальные движения.
Скаутизм (скаутинг, от англ. scout - разведчик), система внешкольного воспитания детей и юношей в возрасте с 7 до 21 года путем познания природы, ремесла и игры. Скаутизм основан в начале ХХ века в Великобритании полковником Р. Баден-Поуэллом (1857-1941). Организации делятся на бойскаутские (мальчики) и герлскаутские (девочки).
Сокольская система гимнастики – система гимнастики, разработанная М. Тыршем (1832-1884), суть которой состоит в том, что определяющим принципом в обучении и воспитании должен быть национальный.
Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.
Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.
Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение - форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Ушу - традиционная китайская система совершенствования личности, включающая набор физических упражнений и приемы боя с различными видами оружия и без него.
Филантропия - оказание материальной помощи нуждающимся как от-дельными лицами, так и организациями. В истории физической культуры и спорта Нового времени направлена также на поощрение и развитие физической культуры .
Шведская система гимнастики – гимнастическая система, разработанная П.Х. Лингом (1776-1839) в основе которой представление, что развитие человеческого организма происходит через развитие его звеньев - частей тела.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М., 2005, 2008.
Дополнительная
1. Алтайские национальные спортивные игры / И. Половинкина, М. Каратунов, М. Каланаков. – Горно-Алтайск, 1992.
2. Башкирова, М.М. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом / М.М. Башкирова, С.И. Гуськов. – М., ВНИИФК, 1994.
3. Борисов, И. Страницы спортивной славы / И. Борисов. – М., 1957.
4. Бураков, В.И. Развитие физической культуры в Сибири (1968-1985) /
В.И. Бураков. – Барнаул, 1997
5. Ганкевич, В.М. Героизм советских физкультурников в боях за Родину /
В.М. Ганкевич. – Л., 1967.
6. Горбунов, В.В. Все на марши ГТО / В.В. Горбунов. – М., 1978.
7.Горелов, Ю.П. История физической культуры и спорта: Учебное пособие
/ Ю.П. Горелов.- Кемерово, 1997.
8. Горянов, Л.Б. Сражающийся спорт / Л.Б. Горянов. – М., 1982.
9. Горянов, Л.Б. Уходили на фронт чемпионы / Л.Б. Горянов. – М., 1980.
10. Григорьев, А.Е. Физическое воспитание в России (XIX – начало XX вв.). Исторический очерк / А.Е. Григорьев. – СПб., 1994.
11. Гуськов, С.И. Любитель или профессионал / С.И. Гуськов. – М., 1988.
12. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. М., 2005.
13. Дьяков, В.С., В.Я. Ельдепов Влияние хозяйственно-бытовой жизни алтайцев на их физическое воспитание/ В.С. Дьяков, В.Я. Ельдепов // Горный Алтай: исторический сборник. – Вып.11. – Горно-Алтайск, 2007
14. Каланаков, М.К. Куреш. Алтайская национальная борьба / М.К. Кала-
наков. – Горно-Алтайск, 1980.
15. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П. Кубертен. – М., 1997.
16. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта / Н.Ф. Кулинко.
– Оренбург, 1997.
17. Лабскир, В.М. Наследие греческого олимпизма / В.М. Лабскир, А.И.
Любиев. – Харьков, 1994.
18. Лесгафт, П.Ф. Собр. сочинении / П.Ф. Лесгафт – М., 1951. Т.1-4.
19. Любомиров, Н.И. От Афин до Рима / Н.И. Любомиров. – М., 1960.
20. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета / В.А. Новоскольцев. – М.,
1979.
21. Оливова, В. Люди и игры. У истоков современного спорта / В. Оливова.
– М., 1985.
22. Панин-Коломенкин, Н.А. Страницы из прошлого / Н.А. Панин- Коломенкин. – М., 1967.
23. Пономарёв, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физиче-
ского воспитания / Н.И. Пономарев. – М., 1970.
24. Романов, Н.Н. Восхождение на Олимп / Н.Н. Романов. – М., 1993.
25. Романов, Н.Н. Трудные дороги к Олимпу / Н.Н. Романов. – М., 1987.
26. Российский спорт: выбор пути. – М., 1993.
27. Сельбиков, А.А. Национальные виды спорта Республики Алтай / А.А.
Сельбиков. – Горно-Алтайск, 1996.
28. Советская система физического воспитания. – М. 1975.
29. Столбов, В.В. История физической культуры: Учебник / В.В. Столбов.
– М., 1989, 2001.
30. Твой олимпийский учебник. – М., 1996 или 1999.
31. Уваров, В. ГТО: страницы истории / В. Уваров //Физкультура и спорт. –
1986. №11.
32. Харабуга, Г.Д. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО / Г.Д. Харабуга. – Л., 1976.
33. Харабуга, Г.Д. Образование и развитие национальных систем физического воспитания в Новое время / Г.Д. Харабуга. – Л.,1977.
34. Чернецкий, Ю.М. История олимпийского движения / Ю.М. Чернецкий.
– Челябинск, 1991.
35. Чикин, С.Я. Физическое совершенствование человека / С.Я. Чикин. –
М., 1976.
36. Чухонцева, С.В. Традиционное физическое воспитание алтайцев: учеб-
ное пособие. – Горно-Алтайск, 1999.
37. Шанин, Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шанин. – М.,1979
9. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Возникновение физической культуры в первобытном и родовом обществах.
2. Физическая культура Древней Греции.
3. Физическая культура в Древнем Риме.
4. Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока.
5. Олимпийские игры античного мира, их характеристика и историческое
значение.
6. Военно-физическая подготовка феодальной знати в странах Западной
Европы.
7. Становление и развитие современного спорта в Западной Европе и других странах в новое время. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.
8. Развитие физического воспитания в учебных заведениях и общественных физкультурно-спортивных организациях странах западной Европы в пери-
од с XVII в. до настоящего времени.
9. Развитие теоретических основ физического воспитания в первый период
нового времени в странах Запада.
10. Возникновение и развитие немецкого и шведского гимнастического
движения в XIX в.
11. Физическая подготовка в русской армии и флоте со второй половины
XIX века.
12. Развитие русской науки о физическом воспитании во второй половине
XIX века.
13. Теория физического образования П.Ф. Лесгафта.
14. Физкультурное и спортивное движение в дореволюционной России.
15. Участие русских спортсменов в международных соревнованиях в конце
XIX начале XX вв.
16. Олимпийское движение в России и СССР.
17. Российские олимпиады 1913 и 1914 годов.
18. Становление физической культуры и спорта в СССР 1925-1941 гг.
19. Перестройка советского физкультурного движения накануне и в годы
Великой Отечественной войны.
20. Развитие физической культуры и спорта в СССР в период 1945-1991 гг.
21. Первая спартакиада народов СССР 1956 г. и ее значение для дальней-
шего развития советского физкультурного движения.
22. Выступление отечественных спортсменов на летних Олимпийских иг-
рах.
23. Выступление отечественных спортсменов на зимних Олимпийских играх.
24. Международное спортивное движение студентов, участие в нем спортсменов РФ.
25. История научно-методических основ отечественной физической культуры и спорта.
26. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре в России.
27. Нормативные основы системы физического воспитания школьников в
СССР и РФ.
28. Физкультурно-оздоровительные образовательные проекты по развитию
массовой физической культуры школьников РФ.
29. Проблема олимпийского образования школьников РФ.
30. Спорт как средство интернационального воспитания молодежи.
32. Международное рабочее спортивное движение и участие в нем отечественных спортсменов.
33. Олимпийские игры современности.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НА-
ПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.
Реферат (лат.) - 1) доклад на установленную тему, содержащий обзор
соответствующих литературных и других источников;
2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.
В учебной практике реферат рассматривается, как правило, в первом значении.
Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент
может проявлять и свою инициативу.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.
При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).
Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основное содержание.
5. Заключение (выводы).
6. Список литературы.
7. Приложения (если имеются).