Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(МБОУ СОШ № 2)
Проект
Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит»
(проект по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО)
Междуреченск, 2016
Содержание
Информационная карта проекта | ||
Актуальность проекта | ||
Цели задачи проекта | ||
Целевая группа проекта | ||
Партнеры проекта | ||
Сроки реализации проекта | ||
Механизм реализации проекта | ||
Ресурсное обеспечение | ||
Планируемые результаты | ||
Показатели эффективности проекта | ||
Перспективы развития проекта | ||
Объем и структура финансирования проекта (с приложением сметы расходов) |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит» |
Заявитель (наименование ОУ) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» |
Адресная направленность (целевая группа проекта) | Учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений города и их родители. 1. |
Сроки реализации проекта | Продолжительность: 2016 – 2017 ученый год Подготовительный этап (октябрь - ноябрь 2016 года) Основной этап (ноябрь 2016 - июнь 2017 года) Заключительный этап (июнь 2017 года) |
Направление деятельности | Проект по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО |
Целевая направленность проекта | Повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогических работников путем внедрения новых моделей организации внеурочного пространства. Разработка и внедрение пакета программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Повышение уровня социализации учащихся. Интеллектуально-творческое развитие личности ученика. |
Ожидаемые результаты | Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. |
2. Актуальность проекта
Школа динамично модернизируется, стремясь соответствовать требованиям современного мира, в котором большей частью становятся востребованными не только деловые, но и общечеловеческие ценности. Складывающиеся в современном обществе социально-экономические и политические условия формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта.
Для социального становления личности большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Такую деятельность, прежде всего, можно развернуть в рамках внеурочного пространства, что особенно актуально в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты в основной школе. Внеурочная деятельность школьников является обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для учащихся.
Внеурочная деятельностьпонимается сегодня преимущественно какдеятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школьников, являясь обязательным элементом школьного образования, ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для учащихся.
По-прежнему актуальна и поддержка в образовательном процессе школы способных и одаренных детей, которых отличает своеобразие умственной работы: оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам. Следовательно, проблема поиска новых форм организации работы со способными и одаренными детьми, расширяющих рамки образовательного процесса и способствующих становлению личностных компетенций для самореализации в современном обществе, является актуальной проблемой практики обучения и воспитания школьников.
Одним из решений обозначенных проблем является использование при организации внеурочной деятельности школьников игровых форм обучения общеинтеллектуальной направленности. Во-первых, они полностью соответствуют возрастным психологическим особенностям учащихся, позволяют им социализироваться, самореализовываться, а во-вторых, решают образовательные, развивающие и обучающие задачи.
Интеллектуальные игры обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей. К тому же игровые ситуации воссоздают общественный опыт и направлены на его усвоение.
Игра побуждает к самоанализу и рефлексии. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра создает ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, открывает перспективу живого общения, стимулирует интеллектуальный рост личности. В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Система таких игр стимулирует познавательный интерес, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.
Разнообразные по содержанию и форме вопросы открывают простор для творчества, как ученика, так и самого учителя.
3. Цели и задачи проекта
Проект «Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит» направлен на созданиеусловий для реализации целей и задач внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, способствующихразностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель проекта - создание условий для развития и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, через организацию внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности.
Данная цель достигается благодаря решению первой группы задач, которые связаны с организацией внеурочного пространства через реализацию краткосрочных мероприятий (интеллектуальных игр), направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, и способствующих их социализации.
Обучающие:
1. Дать возможность учащимся пополнять, совершенствовать свои знания в различных областях школьных дисциплин.
2. Содействовать формированию способности видетьреально существующие отношения между явлениями и процессами объективной действительности, устанавливать межпредметные связи.
3.Мотивировать учащихся на освоение метапредметных умений.
Развивающие:
1.Развивать адаптивные возможности, которые помогут учащимся адекватно ориентироваться в информационном пространстве.
2. Формировать компетентности, необходимые для эффективного социального взаимодействия с различными субъектами общества.
3. Развивать навыки самостоятельного получения знаний.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
2. Содействовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
3. Стимулировать интерес учащихся к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
В ходе решения задач второй группы конструируется организационный компонент внеурочной деятельности (в основном включающий в себя ресурсные характеристики).
1. Разрабатывать и апробировать комплексную программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для учащихся основной школы.
2. Создать материально-техническую базу необходимую для организации краткосрочных мероприятий, в частности интеллектуальных игр.
3. Поддерживать инициативы обучающихся, способствовать решению их проблем и реализации интересов в образовательном, информационном, организационном, ресурсном планах.
Третья группа задач обеспечивает взаимодействие с другими учреждениями образования с целью расширения возможностей внеурочного образовательного пространства.
1. Организовать взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса, согласно муниципальной комплексной образовательной программе «7-Я».
2. Обеспечить участие в интеллектуальных играх учащихся других образовательных учреждений города.
3. Содействовать созданию единой информационной среды, позволяющей оперативно получать и передавать информацию об организации мероприятий и итогах проведенных игр.
Целевая группа проекта
2. Учащиеся 5-9 классов МБОУ СОШ №2 и других образовательных учреждений города Междуреченска – участники мероприятий.
3. Группа учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №2 – участвуют в разработке идеи, подготовке заданий и проведении мероприятий.
4. Группа родителей учащихся 5-9 классов – участники мероприятий.
Партнеры проекта
Партнеры | Участие |
Образовательные учреждения города | Команда учащихся 5-9 классов. Учителя предметники, классные руководители – руководители команд. |
Совет Учреждения | Организаторы и участники мероприятий |
Родительская общественность | Участники мероприятий |
Городские предметные методические объединения учителей | Диссеминация опыта по организации интеллектуальных игр во внеурочном пространстве, нестандартной формы подготовки обучающихся к предметным олимпиадам; опыт работы с одаренными детьми. |
Сроки реализации проекта
№ п/п | Сроки выполнения | Содержание мероприятия | Ответственные за выполнение |
октябрь - ноябрь 2016-2017 уч.года. | 1. Создание комплексной программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности. 2. Приобретение и монтаж оборудования. | Руководитель проекта | |
каникулярное время: – ноябрь – январь – март – июнь 2016-2017 уч.года. | 1. Организация интеллектуальных игр, согласно программе внеурочной деятельности. 2. Освещение реализации проекта на сайте ОУ, посредством СМИ (протоколы игр, рейтинги команд, фото). | Исполнители проекта | |
май - июнь 2016-2017 уч.года. | 1. Формирование пакета дидактических материалов для организации интеллектуальных игр. 2. Диссеминация опыта (представление материалов учителям городских методических объединений); 3. Подведение итогов проекта, анализ результатов. | Руководитель и исполнители проекта |