Психолого-педагогическая характеристика на Ваню П.

Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

Кулешова Марина Александровна

Воспитатель Детсад № 384 г.Самара, Самарская обл.

Психолого-педагогическая характеристика на Ваню П.

Дата рождения 2.01.2006, возраст 6 лет 3 мес.

Детский сад №384, старшая группа детей с ЗПР

Адрес: г. Самара, ул. Матросова д.52, кв.12

Программа обучения: «От рождения до школы»

Посещает детский сад с 1.09.2011, ранее находился дома с мамой.

Воспитывается в полной семье, есть старший брат, который обучается в коррекционном классе школы №109. Проживает в 2-х комнатной изолированной квартире. Семья среднего материального достатка. Мама: Татьяна Алексеевна - домохозяйка, Папа: Евгений Викторович - монтажник на стройке. Родители очень внимательны к мальчику, интересуются его успехами на занятиях и в жизни детского сада. Стараются участвовать во всех совместных мероприятиях и праздниках.


1. Познавательное развитие
А. Внимание
• Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.

Объем произвольного внимания также существенно сии жен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
В. Восприятие

  • Цвет: ребенок опознает и называет цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
    Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
  • Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы
    (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
    Самостоятельно находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной плоскостной формой (круг квадрат, прямоугольник).
  • Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).
  • Восприятие пространства:
  • макро пространство — свободно ориентируется в физкультурном зале, кабинете ритмики, актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;
  • микро пространство — верно сличает, опознает и называет все стороны и части листа, выделяет центр.

• Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
— ориентировка на себе — показывает и верно называет следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, левые и правые симметричные части тела (уши, «реснички», коленки, пятки). Подбородок обозначь как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначая как «горло». Дифференцирует правую и левую стороны;
— Ориентировка на другом человеке — при назывании левосторонних и правосторонних допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений.

  • Восприятие последовательности частей суток. Представление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки.
  • Последовательность времен года. Нет противопоставлений осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето — осень, осень — зима, зима — весна). Мальчик не дифференцирует их признаки, забывает словесное название
    некоторых времен года («весна»).
  • Последовательность месяцев и наполняемость ими времен года. Самостоятельно не называет месяцы. Таким образом, у ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.
  • Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сформированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сформировано представление о порядке следования дней недели друг за другом.

В. Память
Смысловая память превалирует над механической. Объем механической памяти значительно ограничен. Увеличение количества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.
Г. Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано. Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высокий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектологом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.'
Вызывают затруднения работа с серией сюжетных картинок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состоит из 3 картинок.
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 5, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 3 на наглядной основе.
Д. Речевое развитие
Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.
Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например, выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к». Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Не согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сам исправляет свои ошибки. Мальчик понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).

  • Лексическая сторона речи. Мальчик выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родовидовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Вани отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.)
  • Связная речь. С трудом передает своими словами впечатления из личного опыта, хотя любит рассказывать о том, что с ним произошло за день.

Ваня может пересказать прочитанную им сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов.
Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.
Е. Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

Наши рекомендации