I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

Логопедическое обследование

1. Психологические особенности ребенка:

Контактность ______________________________________________________________

Особенности поведения _____________________________________________________

2. Состояние слуховой функции:

Слуховое внимание _________________________________________________________

Восприятие речи ___________________________________________________________

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса_________________

__________

4. Состояние моторной сферы

Общая моторика:

Естественные движения ____________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом) __________________________

Вывод: __________________________________________________________________

__________________

- ручная моторика:

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)___________________

_________

кинетическая основа движений пальцев ______________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

_________

_________

- Артикуляторная моторика:

Движения нижней челюсти _________________________________________________

Движения губ ____________________________________________________________

Движения языка __________________________________________________________

Движения мягкого неба ____________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры __________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

_________

_________

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата ___

__________

6. Состояние звукопроизношения ____________________________________________

7. Состояние дыхательной и голосовой функции:

Тип физиологического дыхания _______________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха __________________________

Характеристика голоса ______________________________________________________

Направление голосовыдыхательной струи при речи _____________________________

8. Состояние просодических компонентов речи:

Темп ______

Ритм ______

Паузация __________________________________________________________________

Интонация _________________________________________________________________

9. Состояние фонематических функций:

-способность к фонематическому анализу:

выделение звука из слова ____________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове _________________________________

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематического синтез: ____________________________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове _____________________

__________

составление слова из последовательно названных звуков _________________________

__________

- Дифференциация звуков:

Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении_____________

_________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении ________________

_________

- фонематические представления :

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук ___________________

_________

подбор слов с заданным звуком _____________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

_________

_________

10. Состояние лексики _______________________________________________________

Вывод: ____

____________________

11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

Словообразование __________________________________________________________

Связная речь _______________________________________________________________

Вывод: ____

__________

__________

Логопедическое заключение

1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).

2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификацией (механическая или функциональная (моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия. Мономорфное или полиморфное нарушение звукопроизношения, характеристика с применением терминологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

К схеме обследования ребенка

С фонетико-фонематическим нарушением

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности отметить:

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитарные, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция, наложение щипцов, кесарево сечение;

- наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

- резус-фактор (совместимость, отрицательный);

- вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития отметить:

- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудное удержание соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);

- характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

- раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

Наши рекомендации