Основания для выбора тематического содержания занятий взрослого с детьми

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Данный текст является результатом научно-методических семинаров, проводимых отделом дошкольного образования ФГАУ ФИРО при участии специалистов Московского областной центра дошкольного образования "Содружество" ГГТУ г. Орехово-Зуево и руководителей и педагогов сетевой экспериментальной площадки по теме: «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей».

Авторы благодарят всех, кто принимал участие в обсуждении содержания данного текста. Персонально мы благодарим Е.А. Сергееву (Прогимназия №48 п. Гжель) и Усанову О.И. (ДО №1 ГБОУ №626 г. Москва).

Авторы: С.Г. Доронов (отдел дошкольного образования ФГАУ ФИРО), М.В. Конюхова (ДОО МАДОУ №63 "Лучик" г. Щелково), А.В. Митрохина (ДОО МБДОУ №12 "Солнышко" г. Щелково)

Под общей редакцией Дороновой Т.Н.

Функцией данного пакета документов является решение ряда вопросов, связанных с организацией бытовой и образовательной деятельности детей, посещающих дошкольную образовательную организацию (далее в тексте: ДОО). В соответствии с требованиями Закона «Об образовании Российской Федерации» (статья 48) данный пакет документов называется рабочей программой.

Рабочая программа разрабатывается на основании Положения о рабочей программе (см. образец Положения (отдельный файл, прилагается).

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и Приложений, содержащих образцы заполнения методических материалов и документов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ.. 3

Пояснительная записка. 4

Распорядок дня. 5

Основания для выбора тематического содержания занятий взрослого с детьми 6

Планирование образовательной работы на день и на неделю.. 7

Планирования образовательной работы в течение полугодия. 10

Подбор занятий для осуществления вариативного календарного планирования 11

Приложения. 14

Приложение 1. 14

Приложение 2. 16

Приложение 3. 17

Приложение 4. 18

Приложение 5. 19

ГЛОССАРИЙ

Занятие – это программная совместная деятельность взрослого с детьми, в которой участвует значительная часть детей группы.

Активизация деятельности – действия взрослого в отношении ребенка (детей), в результате которой возрастает продолжительность и качественные характеристики той или иной деятельности. Например, если ребенок недостаточно практикует сюжетную игру, взрослый играет с ним в качестве равноправного партнера и одновременно предлагает игрушки, позволяющие использовать в игре различные проекции и способствующие построению неразрывной сюжетной линии.

Пояснительная записка

Рабочая программа является частью структуры законодательных актов и научно-методической документации, регулирующей образование детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее в тексте: Стандарт) выполняет функцию формулирования целей дошкольного образования в целом. Основная образовательная программа ДОО[1] (далее в тексте: Программа) содержит описание научно-методических средств для достижения целей Стандарта. Рабочая программа, в свою очередь, содержит описание практической деятельности педагогического коллектива и конкретного воспитателя по организации бытовой и образовательной деятельности детей.

Основной функцией рабочей программы является решение задачи, не охваченной другими научно-методическими текстами. Она заключается в планировании реальной практической деятельности в различной временной перспективе. Воспитатель должен обязательно знать, что он будет делать вместе с детьми как в течение дня, так и в перспективе (в течение ближайших 1-2 недель, месяца). Понимание подобной перспективы будущего не обеспечивает текст Программы и методических рекомендаций. Причин этому несколько.

Первая заключается в том, что авторы Программы не могут достаточно точно предсказать возможные изменения природной и социальной ситуации, а также, возникающих интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Заметим, что требование к индивидуализации образования является центральной идеей Стандарта, а мнение законных представителей детей является приоритетным (см. Закон «Об образовании Российской Федерации»). Поэтому обеспечение подобной изменчивости, вариативности является обязательным условием современного образовательного процесса. Также педагог не может знать, каков будет начальный уровень развития его воспитанников, какие виды деятельности будут нуждаться в дополнительной активизации, что потребует перестройки содержания образовательного процесса.

С другой стороны, на деятельность педагога оказывают значительное влияние различные моменты, не имеющие непосредственного отношения к образовательной деятельности, например, графики занятости специалистов, работы залов и кабинетов.

Процедуру планирования вариативной деятельности (бытовой и образовательной) можно условно разбить на следующие смысловые блоки:

1) Распорядок дня;

2) Основания для выбора тематического содержания занятий взрослого с детьми;

3) Модель организации деятельности (развивающих культурных практик);

4) Форма и метод составления описания:

- перспективного, дневного и недельного планов образовательной и бытовой деятельности,

- корректировки плана в соответствии результатов педагогической диагностики;

5) Форма хранения и классификации планов занятий взрослого с детьми.

Распорядок дня

Распорядок дня может меняться в зависимости от климатических условий и протяженности светлого времени суток, особенностей и условий, созданных в ДОО, поэтому он дан предельно условно.

Пример оформления таблицы, описывающей предварительное видение дня воспитателем, выглядит следующим образом (см. Приложение 1 "Распорядок дня").

Основания для выбора тематического содержания занятий взрослого с детьми

Создание тематического целого, комплексирование различных видов занятий придает детской деятельности бóльшую осмысленность. Комплексирование имеет большую образовательную ценность, так как круг реальных наблюдений современного ребенка очень ограничен. Ближайшее бытовое окружение, рутинные жизненные процессы, «приправленные» отрывочными сведениями из средств масс-медиа, не могут сформировать у ребенка целостное представление о мире.

В тоже время, очень важно понимать, что объединение различных культурных практик в одно целое имеет смысл только в том случае, если отвечает педагогическим и детским интересам. Оно не должно становиться самоцелью.

В примерной (рамочной) программе мы формулируем лишь общие принципы, используя которые, авторы рабочей программы могут составить свой собственный, индивидуальный, тематический план, отвечающий интересам конкретных детей и выбранному направлению педагогической работы.

Отправной точкой для составления плана должен быть выбор тематических оснований. В качестве временной единицы тематического планирования может быть использован временной период достаточный для реализации конкретной идеи. Например, при подготовке к празднику целесообразно использовать один месяц, а при более узкой теме – период может варьироваться до недели. Это должен быть достаточный срок, чтобы охватить развивающие задачи каждой культурной практики во всей полноте.

Тематикой для планирования могут стать:

– Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.).

– Воображаемые события, описываемые в художественном произведении.

– События, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета).

– Субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики).

– Содержание «Детского календаря».

Планирование образовательной работы на день и на неделю

Приведем перечень возможных типов совместной деятельности детей со взрослым в детском саду:

– сюжетная игра;

– игра с правилами на удачу и на умственную компетенцию;

– продуктивные формы деятельности;

– познавательно-исследовательская деятельность;

– чтение художественной литературы;

– игры с правилами на физическую компетенцию (физкультура);

– музыка;

Перечень может быть дополнен в зависимости от образовательных потребностей детей и возможностей ДОО, например, театрализованной деятельностью и т.п.

Совместную деятельность можно разбить на две условные группы: зависящие от общего уклада детского сада, и зависящие только от планов воспитателя. К первым относятся занятия, проводимые в специальных помещениях. Обычно это зал используемый для подвижных игр и музыкальных занятий[2]. Поэтому, данные занятия распределяются в первую очередь (методистом или старшим воспитателем).

Для осмысленного распределения занятий в течение дня и однозначной определенности деятельности воспитателя необходима дополнительная классификация возможной совместной деятельности взрослого с детьми, более общая, чем разбиение на отдельные культурные практики.

В общей совокупности совместной партнерской деятельности взрослого и детей возможно выделить две категории, определяемые по тому, насколько велики волевые усилия ребенка по их осуществлению.

Первая категория совместной деятельности взрослого с детьми характеризуется, с одной стороны, большей волевой детерминацией ребенка, а с другой – большими усилиями со стороны взрослого, направленным на то, чтобы заинтересовать детей предлагаемой работой. Преимущественно, это продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Подобную деятельность характеризует больший количественный охват детей группы (во всяком случае, к этому надо стремиться) и фундаментальная предварительная подготовка.

При планировании дневного распорядка их следует проводить в первую половину дня.

К данной категории может относится и чтение художественной литературы /подробнее об организации чтения художественной литературы в режиме дня см. Модель организации деятельности /

Подбор занятий осуществляется в соответствии с реализацией культурно-смыслового контекста (подготовка и проведение праздника, создание игрового макета и т.п.) с учетом интереса и желания детей. При проектировании образовательной деятельности самое главное учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей и требования СанПин.

Абстрактное, усредненное количество различных занятий в неделю будет приблизительно следующим:

Возрастная группа Продуктивная деятельность Познавательно-исследовательская деятельность Игры с правилами на физическую компетенцию (физкультура) Музыка
3-4 года не менее 2 не менее 1
4-5 лет не менее 2 не менее 1
5-6 лет не менее 2 не менее 2
6-7 лет не менее 2 не менее 2

Учитывая требования Стандарта, и используемую в Программе методологию, предложенную Коротковой Н.А., указанное в таблице количество является усредненным. Мы рассматриваем всех детей, как имеющих равномерное нормальное развитие, соответствующее данным возрастной психологии. Нет нужды говорить, что в реальности подобных групп не существует, и данные таблицы следует использовать лишь в качестве точки отсчета при корректировке состава культурных практик на основании выводов диагностики. Данный вопрос будет рассмотрен в следующем разделе.

Вторая категория совместной деятельности взрослого с детьми не требует от ребенка волевой детерминации, к ней следует отнести игру (сюжетную и с правилами). Заметим, что привлекательность игры для ребенка не исключает участия в ней взрослого. Но, формирующие действия взрослого в отношении игры носят принципиально иной характер. Для планирования игрового взаимодействия с детьми не является приоритетным содержание (содержания сюжета в случае сюжетной игры, или содержательного наполнения конкретной игры с правилами). Также игра взрослого с детьми характеризуется меньшим количественным охватом детей группы. По форме организации данные виды относятся скорее к самостоятельной деятельности детей. При планировании дневного распорядка их проводят во вторую половину дня.

К данной категории может относится не только игра, как культурная деятельность, но и более широкая категория явлений, общей характеристикой которых является непринужденность и процессуальность участия в ней ребенка, в частности, слушание художественных текстов, просмотр мультфильмов и др.

Возможный вариант

планирования совместной деятельности во второй половине дня

по развитию игрового взаимодействия и

установлению эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями

понедельник вторник среда четверг пятница
Игры с правилами Сюжетные игры Театрализованная деятельность Досуги (викторины. эстафеты), развлечения, просмотр мультфильмов

Уменьшающаяся к концу рабочей недели способность к сосредоточенной деятельности также может стать основанием для выбора деятельности.

Планирования образовательной работы в течение полугодия[3]

При планировании образовательной работы на год мы основываемся на нормативном уровне развития детей в соответствии с возрастной группой (1 уровень типичен для 3-4 лет, 2 уровень типичен для 4-5 лет, 3 уровень типичен для детей старшего дошкольного возраста, т.е. при планировании в старшей и подготовительной группе мы ориентируемся на показатели 3-гоуровня).

Работа по внесению изменений в еженедельные планы образовательной деятельности начинается с осуществления диагностической процедуры с использованием карт развития[4]. Подведя итоги, воспитатель знает, какой тип инициативы является дефицитным для детей группы в целом и каждого из детей в отдельности. Предельно упрощенно корректирующие действия можно представить следующим образом.

"Западающий" тип инициативы Культурная практика, нуждающаяся в активизации
Творческая инициатива Сюжетная игра, действия по замыслу в продуктивной деятельности
Инициатива как целеполагание и волевое усилие Продуктивные формы деятельности, особенно действия по образцу, работа с незаконченным продуктом
Коммуникативная инициатива Сюжетная игра, игра с правилами "на удачу"
Познавательная инициатива -любознательность Различные формы познавательно-исследовательской деятельности
Двигательная инициатива Игры с правилами на физическую компетенцию

Действуя относительно всей группы детей (большинство которых продемонстрировало "западание" той или иной инициативы), воспитатель увеличивает число соответствующих занятий и воздействует на самостоятельную деятельность детей посредством изменения предметно-пространственной среды.

В отношении отдельного ребенка он действует аналогично:

Возможный вариант

Наши рекомендации