Недостатки в учебной работе молодого учителя и способы их устранения

Деятельность педагога Мотивы поведения и состояния учащихся Пути устранения недостатка
Однообразная структура урока Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса Структура урока, соответствующая целям обучения школьников
Одергивание и угроза - основные стимулы общения Неприязненное отношение к требованиям учителя Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике Отсутствие внимания, скука Сочетание индивидуальной рабо­ты с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание Нервозное состояние отвечающего ученика Внимание к логически закончен­ ной информации (вербальной, средствами акцентов на глав­ном, составление плана)
Недооценка или пере- оценка познавательных возможностей учащихся Притупление интереса в учении Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся Потеря уверенности в знаниях Умелое и своевременное по­ощрение интересов учащихся; постановка их перед фактом интеллектуального роста
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащимся Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей Создание творческой активности
Нерациональное распре- деление времени на уроке Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении
Противопоставление себя классу Конфронтация с учителем Разумная требовательность, установление деловых отношений
Предпочтение словесному методу Снижение интереса к информации учителя Усиление внимания к частично­ поисковым проблемным методам общения
Повышенное внимание к проблемному обучению Неумение строить логически законченный рассказ Сочетание объяснительно­ иллюстративных и эвристических методов общения
Деятельность педагога Мотивы поведения и состояния учащихся Пути устранения недостатка
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала(в качестве привлечения дополнительной информации Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний Обоснование путей сочетания слова учителя и средств на­глядности (по Л.В.Занкову)
Формальное отношение к оценке знаний учащихся Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению Ознакомление учащихся с критериями оценок
Перегрузка учащихся дополнительной информацией Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой Тщательный отбор дополни­ тельной информации
Обезличенный подход к учащимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отно­шениях и в общении
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала Потеря веры в собствен- ныв силы, негативное отношение к учению Переосмысление обязательной информации с учетом доступно­сти овладения его учащимися; дополнительные индивидуаль­ные занятия (в особых случаях)
Недооценка или пере­оценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содер­жательных обобщений, когда усвоение абстракт­но-всеобщего предшествует усвоению конкретно­ чувственного Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предмет­ но-материальных условий происхождения понятии Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориен­тировка рассудочно­ эмпирического мышления на развитие у учащихся научно­ теоретического мышления (по В.В. Давыдову)
       

Наши рекомендации