Деятельность педагога | Мотивы поведения и состояния учащихся | Пути устранения недостатка |
Однообразная структура урока | Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса | Структура урока, соответствующая целям обучения школьников |
Одергивание и угроза - основные стимулы общения | Неприязненное отношение к требованиям учителя | Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику |
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике | Отсутствие внимания, скука | Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание | Нервозное состояние отвечающего ученика | Внимание к логически закончен ной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана) |
Недооценка или пере- оценка познавательных возможностей учащихся | Притупление интереса в учении | Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение |
| Отсутствие индивидуального подхода к учащимся | Потеря уверенности в знаниях | Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; постановка их перед фактом интеллектуального роста |
| Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащимся | Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей | Создание творческой активности |
| Нерациональное распре- деление времени на уроке | Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении | Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении |
| Противопоставление себя классу | Конфронтация с учителем | Разумная требовательность, установление деловых отношений |
| Предпочтение словесному методу | Снижение интереса к информации учителя | Усиление внимания к частично поисковым проблемным методам общения |
| Повышенное внимание к проблемному обучению | Неумение строить логически законченный рассказ | Сочетание объяснительно иллюстративных и эвристических методов общения |
| Деятельность педагога | Мотивы поведения и состояния учащихся | Пути устранения недостатка |
| Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала(в качестве привлечения дополнительной информации | Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний | Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л.В.Занкову) |
| Формальное отношение к оценке знаний учащихся | Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению | Ознакомление учащихся с критериями оценок |
| Перегрузка учащихся дополнительной информацией | Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой | Тщательный отбор дополни тельной информации |
| Обезличенный подход к учащимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений | Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека | Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении |
| Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала | Потеря веры в собствен- ныв силы, негативное отношение к учению | Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия (в особых случаях) |
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно чувственного | Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предмет но-материальных условий происхождения понятии | Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно эмпирического мышления на развитие у учащихся научно теоретического мышления (по В.В. Давыдову) |
| | | |