Учебно-методические указания и рекомендации студентам
Литература для самоподготовки
Учебники и учебные пособия:
1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.
2.Воронов В.В., Журавлев В.И. и др. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2002.
3.Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика/ Под ред П.И. Пидкасистого. – М., 2009.
4.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
5. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Пидкасистый П.И. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006
6.Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., Москва, 2001.
Дополнительные учебники и учебные пособия:
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Еремкина О.В. Методика воспитательной работы /Под ред В.А. Сластенина. – М., 2004
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2003.
3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.
4.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004
5. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.
6.Современные образовательные технологии /Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010.
Хрестоматии:
1.Семейное воспитание /Сост. П.А.Лебедев. – М., 2001.
Практикумы:
1.Сергеева В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях. – М., 2002.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. – М., 2004
Словари:
1. Психолого – педагогический словарь / Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., 1993 – 1995.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., 2005.
4. Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Бим-Бада Б.М. – М., 2002.
Основная литература по курсу
- Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан ; Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб. : Питер, 2009.- 299 с.
- Подласый И.П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. - изд.2-е ; доп. - Москва : Юрайт ; : Высшее образование, 2010. - 574 с.
Дополнительная литература по курсу
- Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан ; Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2008. - 299 с.
- Ефремов О.Ю. Педагогика : учебное пособие / О. Ю. Ефремов. - СПб. : Питер, 2010. - 351 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
www.chsu.ru/biblioteka/e-library Электронные ресурсы библиотеки ЧГУ
http://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ
http://www.inion.ruИнститут научной информации по общественным наукам РАН
http://www.rsl.ruРоссийская государственная библиотека
http://www.nlr.ruРоссийская национальная библиотека
htpp: www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
http://elibrary.ru научная электронная библиотека
Вопросы к экзамену
- Предмет и задачи дидактики.
- Сущность процесса обучения.
- Принципы обучения и их характеристика.
- Методы обучения в современной дидактике: определение метода и приема обучения; подхода к классификации методов обучения.
- Формы организации процесса обучения в педагогической теории и практике.
- Классно-урочная система обучения и ее черты.
- Урок – ведущая форма обучения в школе.
- Подходы в обучении: проблемный подход; модульный подход; программированный подход; личностный; дифференцированный и индивидуальный подходы.
- Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.
- Определение метода и приема воспитания.
- Многомерная классификация методов воспитания.
- Условия использования разнообразия методов и приемов воспитания.
- Формы организации воспитания: воспитательное мероприятие и воспитательное дело.
- Предмет и задачи педагогики.
- Целостный педагогический процесс и его этапы.
- Закономерности целостного педагогического процесса.
- Воспитание в целостном педагогическом процессе.
- Цели воспитания личности в современной педагогике.
- Идеальная цель воспитания.
- Компоненты целостного педагогического процесса.
- Принципы воспитания.
- Гуманистическая концепция воспитания.
- Основные категории педагогики.
- Подходы в воспитании.
- Методология и методы исследования в педагогике.
- Объективные посылки становления педагогики.
- Отрасли современного педагогического знания.
- Методика воспитательного мероприятия.
- Образование как категория педагогики.
- Понятие социализации в педагогике
Учебно-методические указания и рекомендации студентам
При использовании учебных пособий основное внимание следует обратить на учебные пособия по педагогике последних пяти – шести лет издания. Однако допускается, а в некоторых случаях настоятельно рекомендуется использование учебных пособий 1990-х годов издания, отражающих объективные противоречия российского образования, эволюцию достижений педагогической науки и практики. Использование учебной и научной литературы более ранних лет издания обуславливается темой практических и лекционных занятий. При подготовке к ряду практических занятий следует обратиться к оригинальным источникам 1970-х - 80-х годов издания, которые отражают авторскую концепцию (например, теория целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, классификация методов обучения И.Я. Лернера, теория общего среднего образования и другие факты науки), которые не потеряли своей научной и практической актуальности по сей день и составляют основу современного педагогического знания. При этом студенты могут получить дополнительную консультацию преподавателя по общественно-историческим условиям развития педагогики в тот период.
Общие рекомендации при подготовке к практическому занятию:
• проанализируйте тему практического занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на практическом занятии;
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.
В процессе работы на практическом занятии:
• внимательно слушайте выступления других участников занятия, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;
• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными аргументами;
• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т.е. нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;
• после занятия кратко сформулируйте окончательные правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.
Рекомендации по логике выступления на практическом занятии
Тема выступления
Вступление. Почему эта тема актуальна.
Тезис. О чём идёт речь (понятия, аксиомы, гипотезы).
Тезис. В чём суть проблемы (анализ исследований по теме, степень ее разработанности в теории и практике; научные школы по этой проблеме; интересные находки в решении обсуждаемого вопроса).
Тезис. Что вы думаете по существу темы
Выводы
В рабочей тетради для практических занятий можно записывать его ход:
№ вопроса | Тема выступления | Суть выступления | Вопросы, замечания |