Востребованность компетентностей

Таблица 11

* менеджеры учителя воспитатели
аналитическая 55.0 31.0 19.9
проектировочная 58.3 56.0 30.7
прогностическая 46.6 14.7 16.4
диагностическая 56.8 34.5 41.4
рефлексивная 23.3 16.4 9.0
коммуникативная 20.0 33.6 24.1

Практически у всех категорий актуальна проектировочная компетентность. И менеджеры, и учителя и воспитатели видят перспективы использования проектирования в учебном и в воспитательном процессах. Диагностикой (56.8) и аналитикой (55.0) в первую очередь хотят овладеть управленцы. У учителей и воспитателей высокий запрос на коммуникативную компетентность (33.6 балла и 24.1 балла соответственно), причем на протяжении ряда лет у воспитателей всегда был высокий запрос именно на неё. Наибольший интерес для воспитателей представляет диагностическая компетентность (41.1 балла).

В вопросах №7 и №9 использовался метод ключевых определений. Слушателям предлагалось дополнить понятия или дать их собственное понимание некоторых терминов. В таблицах №12, №13, №14 мы поместили итоговые результаты.

Ключевые определения
Менеджеры

Таблица 12

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция компетентность квалификация 65.6 3.4
методика технология 56.2 15.6

Более четверти менеджеров понимают термины компетенция, компетентность и квалификация неверно. Термины методика и технология правильно понимают только 28 % слушателей. У 56.2% ответ неверный, а 15.6% не дали никакого ответа.

Учителя

Таблица 13

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция 19.8 62.7 17.2
компетентность 31.7 52.4 15.1
квалификация 44.4 43.7 11.9
методика 22.2 50.0 27.8
технология 14.3 52.4 33.3

Самым сложным для учителей оказался термин технология, лишь 14.3% педагогов дали правильный ответ, на втором по сложности месте термин компетенция – 19.8% правильных ответов, 77.8% неправильно понимают термин методика. Сложность вызывает и термин компетентность, правильно понимают который лишь 31.7% педагогов.

Воспитатели

Таблица 14

+ правильно неправильно нет ответа
компетенция 17.1 52.0 30.9
компетентность 20.2 41.2 38.6
квалификация 32.4 46.5 21.3
методика 12.3 54.9 32.8
технология 9.5 48.0 42.5

Предпочтительными формами повышения квалификации были названы:

44.5% – очно в ИПК;

18.3% – годичные курсы на базе муниципальной методической службы или в Ресурсных центрах;

18.1% – очно на базе муниципальной методической службы;

6.8% – стажировка;

6.5% – индивидуальная образовательная программа;

5.8% – дистанционно.

По-прежнему степень доверия ИПК велика – 44.5%, доверяют Ресурсным центрам и ММС 36.4% слушателей. Снизилась, по сравнению с прошлым годом, почти на 10% заявка на стажировку, но появился интерес к обучению по индивидуальной образовательной программе – 6.5% и дистанционно, 5.8%.

Менеджерам были предложены 6 разделов их профессиональной деятельности, в которых они могут испытывать трудности.

В разделе управление персоналом определились 18 проблем. 8 из них касаются психологии управления, 2 школоведения, 8 управления персоналом.

В разделе организация учебно-воспитательного процесса выявлено 20 проблем. Большинство из них (11) касаются организации и оптимизации методической работы в школе, 4 – системы работы ЗД УВП (отчетность, составление расписания, мониторинг), работа с родителями.

Проблемы в области организации научно-методической работы в ОУ следующие: прогнозирование, педагогическая диагностика, мотивация исследовательской деятельности учителя и ученика и др.

Правовые и финансовые аспекты деятельности ОУ выявили 12 проблем: разработка локальных актов и другой нормативно-правовой документации, привлечение дополнительных инвестиций для реализации программ развития, самостоятельное финансирование, внебюджетные фонды, финансовое обеспечение ремонта ОУ и т.п.

В информационных технологиях – программы «Директор», «ОШ», Интернет, и возможности их использования в управлении.

В области организации хозяйственной деятельности интересует лишь 3 вопроса: оформление и заключение договоров, самостоятельная хозяйственная деятельность и создание условий «безопасной школы».

В разделе профильная школа проблемы такие: организация работы в сельской школе, разработка и реализация программ элективных курсов, профильная предметная подготовка, сетевое взаимодействие в условиях села, подготовка специалистов для работы в профильных классах

Социальное партнерство, разработка и внедрение программ выявило 10 проблем. Среди них создание программ развития, построение партнерских и шефских связей, стратегическое планирование, социальное проектирование и т.п.

Самой сложной для института областью при организации курсовой подготовки является финансовые аспекты деятельности ОУ. По-прежнему не хватает специалистов в области экономики образования. Все остальные проблемы менеджеров силами специалистов института могут быть решены.

Проблемы специалистов – воспитателей лежат в области вопросов возрастной и специальной психологии, конфликтологии, работы с детьми с девиантным поведением, использованием метода проектов в деятельности, различной профилактической работы, работы с родителями и организации внеклассной деятельности.

Проблемы, которые хотел бы решать через курсовую подготовку учитель лежат в нескольких областях: методика обучения предмету, новые образовательные технологии, социальное проектирование, овладение и использование информационных технологий, работа с родителями, психология, проектирование своей профессиональной деятельности.

К сожалению, практика организации курсовой подготовки пока еще не основывается на глубоком анализе образовательных потребностей слушателей. Почти 10% респондентов отмечают, что по окончании курсов они так и не смогли получить ответы на интересующие их вопросы. Имея негативный опыт общения, станут ли они потребителями наших услуг через пять лет?

Наши рекомендации