Востребованность компетентностей
Таблица 11
* | менеджеры | учителя | воспитатели |
аналитическая | 55.0 | 31.0 | 19.9 |
проектировочная | 58.3 | 56.0 | 30.7 |
прогностическая | 46.6 | 14.7 | 16.4 |
диагностическая | 56.8 | 34.5 | 41.4 |
рефлексивная | 23.3 | 16.4 | 9.0 |
коммуникативная | 20.0 | 33.6 | 24.1 |
Практически у всех категорий актуальна проектировочная компетентность. И менеджеры, и учителя и воспитатели видят перспективы использования проектирования в учебном и в воспитательном процессах. Диагностикой (56.8) и аналитикой (55.0) в первую очередь хотят овладеть управленцы. У учителей и воспитателей высокий запрос на коммуникативную компетентность (33.6 балла и 24.1 балла соответственно), причем на протяжении ряда лет у воспитателей всегда был высокий запрос именно на неё. Наибольший интерес для воспитателей представляет диагностическая компетентность (41.1 балла).
В вопросах №7 и №9 использовался метод ключевых определений. Слушателям предлагалось дополнить понятия или дать их собственное понимание некоторых терминов. В таблицах №12, №13, №14 мы поместили итоговые результаты.
Ключевые определения
Менеджеры
Таблица 12
+ | правильно | неправильно | нет ответа |
компетенция компетентность квалификация | 65.6 | 3.4 | |
методика технология | 56.2 | 15.6 |
Более четверти менеджеров понимают термины компетенция, компетентность и квалификация неверно. Термины методика и технология правильно понимают только 28 % слушателей. У 56.2% ответ неверный, а 15.6% не дали никакого ответа.
Учителя
Таблица 13
+ | правильно | неправильно | нет ответа |
компетенция | 19.8 | 62.7 | 17.2 |
компетентность | 31.7 | 52.4 | 15.1 |
квалификация | 44.4 | 43.7 | 11.9 |
методика | 22.2 | 50.0 | 27.8 |
технология | 14.3 | 52.4 | 33.3 |
Самым сложным для учителей оказался термин технология, лишь 14.3% педагогов дали правильный ответ, на втором по сложности месте термин компетенция – 19.8% правильных ответов, 77.8% неправильно понимают термин методика. Сложность вызывает и термин компетентность, правильно понимают который лишь 31.7% педагогов.
Воспитатели
Таблица 14
+ | правильно | неправильно | нет ответа |
компетенция | 17.1 | 52.0 | 30.9 |
компетентность | 20.2 | 41.2 | 38.6 |
квалификация | 32.4 | 46.5 | 21.3 |
методика | 12.3 | 54.9 | 32.8 |
технология | 9.5 | 48.0 | 42.5 |
Предпочтительными формами повышения квалификации были названы:
44.5% – очно в ИПК;
18.3% – годичные курсы на базе муниципальной методической службы или в Ресурсных центрах;
18.1% – очно на базе муниципальной методической службы;
6.8% – стажировка;
6.5% – индивидуальная образовательная программа;
5.8% – дистанционно.
По-прежнему степень доверия ИПК велика – 44.5%, доверяют Ресурсным центрам и ММС 36.4% слушателей. Снизилась, по сравнению с прошлым годом, почти на 10% заявка на стажировку, но появился интерес к обучению по индивидуальной образовательной программе – 6.5% и дистанционно, 5.8%.
Менеджерам были предложены 6 разделов их профессиональной деятельности, в которых они могут испытывать трудности.
В разделе управление персоналом определились 18 проблем. 8 из них касаются психологии управления, 2 школоведения, 8 управления персоналом.
В разделе организация учебно-воспитательного процесса выявлено 20 проблем. Большинство из них (11) касаются организации и оптимизации методической работы в школе, 4 – системы работы ЗД УВП (отчетность, составление расписания, мониторинг), работа с родителями.
Проблемы в области организации научно-методической работы в ОУ следующие: прогнозирование, педагогическая диагностика, мотивация исследовательской деятельности учителя и ученика и др.
Правовые и финансовые аспекты деятельности ОУ выявили 12 проблем: разработка локальных актов и другой нормативно-правовой документации, привлечение дополнительных инвестиций для реализации программ развития, самостоятельное финансирование, внебюджетные фонды, финансовое обеспечение ремонта ОУ и т.п.
В информационных технологиях – программы «Директор», «ОШ», Интернет, и возможности их использования в управлении.
В области организации хозяйственной деятельности интересует лишь 3 вопроса: оформление и заключение договоров, самостоятельная хозяйственная деятельность и создание условий «безопасной школы».
В разделе профильная школа проблемы такие: организация работы в сельской школе, разработка и реализация программ элективных курсов, профильная предметная подготовка, сетевое взаимодействие в условиях села, подготовка специалистов для работы в профильных классах
Социальное партнерство, разработка и внедрение программ выявило 10 проблем. Среди них создание программ развития, построение партнерских и шефских связей, стратегическое планирование, социальное проектирование и т.п.
Самой сложной для института областью при организации курсовой подготовки является финансовые аспекты деятельности ОУ. По-прежнему не хватает специалистов в области экономики образования. Все остальные проблемы менеджеров силами специалистов института могут быть решены.
Проблемы специалистов – воспитателей лежат в области вопросов возрастной и специальной психологии, конфликтологии, работы с детьми с девиантным поведением, использованием метода проектов в деятельности, различной профилактической работы, работы с родителями и организации внеклассной деятельности.
Проблемы, которые хотел бы решать через курсовую подготовку учитель лежат в нескольких областях: методика обучения предмету, новые образовательные технологии, социальное проектирование, овладение и использование информационных технологий, работа с родителями, психология, проектирование своей профессиональной деятельности.
К сожалению, практика организации курсовой подготовки пока еще не основывается на глубоком анализе образовательных потребностей слушателей. Почти 10% респондентов отмечают, что по окончании курсов они так и не смогли получить ответы на интересующие их вопросы. Имея негативный опыт общения, станут ли они потребителями наших услуг через пять лет?