Функции социального педагога.

Курсовая работа

По дисциплине: Социальная педагогика

На тему: Психологические методы в работе социального педагога.

Выполнила: студентка 1 курса,

заочной формы обучения

Направление:

«Психолого – педагогическое

образование»

Серенко А.П.

Проверила:

кандидат педагогических наук

Жданова М. А.

Бокситогорск 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика деятельности социального педагога………..5

1.1 Функции социального педагога……………………………………5

1.2 Основные направления деятельности социального педагога……..8

Выводы по первой главе…………………………………………………9

Глава 2. Методы, применяемые социальным педагогом…………….14

2.1 Характеристика психологических методов………………..............14

2.2 Формы и методы работы социального педагога с семьей………...21

2.3 Работа социального педагога с детьми…………………………….25

Выводы по второй главе………………………………………………..26

Заключение.……………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………….32

Введение

Актуальность исследования.Психология, как и всякая наука, использует комплекс методов и методик. Основными методами получения сведений в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет разновидности, уточняющих, но не изменяющих их сущность; все методы психологии основываются на важнейших закономерностях предмета науки.

В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, улучшение общества. Социальный педагог реализует множество функций. При этом, он обязательно обращается к помощи психологии. Поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов, социальный педагог действует как практический психолог.

Таким образом, выбор темы курсовой работы является обоснованным. Знание психологических методов дает возможность социальному педагогу широко использовать изученные методы в профессиональной деятельности.

Проблемы социальной педагогики, в частности, направления и специфику деятельности социального педагога, изучали А.В. Мудрик [20], М.А. Галагузова [16], В.А. Сластенин [28], М.В. Шакурова [24], Т.А. Шептенко [25], Л.В. Мардахаев [14], Н.Ф. Басов [1]

Объекткурсовой работы –социальный педагог.

Предмет–использование психологических методов социальным педагогом.

Гипотеза:если социальный педагог в своей работе будет использовать психологические методы, то он сможет собирать точные данные о своих клиентах, выявлять проблемы, сможет организовать эффективную социально-педагогическую, психологическую, профилактическую помощь своим клиентам.

Цель исследования – изучить особенности использования методов психологии социальным педагогом.

Задачи исследования:

1.Определить функции социального педагога.

2. Дать характеристику деятельности социального педагога.

3.Дать характеристику психологическим методам.

4.Выделить особенности применения психологических методов социальным педагогом.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и выводов по главам.

В первой главе «Характеристика деятельности социального педагога» рассмотрены функции социального педагога и основные направления его деятельности.

Во второй главе «Методы, применяемые социальным педагогом» дана характеристика методов, применяемых педагогом.

Глава 1. Характеристика деятельности социального педагога.

Функции социального педагога.

Как утверждает А.В. Мудрик, социальный педагог- это специалист, изучающий общественное воспитание в связи с социализацией, иначе говоря, воспитание людей всех возрастов и разного социального положения.

Как отмечает Н.Ф. Басов педагог работает со всеми группами людей, он принимает участие в решении определенных проблем, содействует саморазвитию, организует помощь семье в обучении и решении проблем учебы и воспитания, способствует нейтрализации причин, отрицательно воздействующих на успеваемость, поведение и развитие ребенка[1, с.10].

На основе педагогического опыта и с учётом осмысления этого опыта в специальной литературе и рекомендациях Министерства образования, к важнейшей составляющей этой профессии можно отнести образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог воздействует на поведение и занятия детей и взрослых. Он пытаетсяприменить в процессе воспитания все средства общества, воспитательный потенциал микросреды, самой личности[1].

Диагностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей и условий жизни детей, семьи и социума; обнаруживаются положительные и отрицательные воздействия на ребенка, а также проблемы. Социальный педагог способствует обнаружению талантливых детей, детей с отклонениями в развитии [3].

Организаторская функция связана с осуществлением общественно значимой деятельности детей и взрослых в осуществлении помощи населению и исполнения планов, проектов, программ социальной защиты.

Прогностическая функция подразумевает участие педагога в разработке перспективразвития микрорайона и образовательного учреждения, проектировании становления личности определённого ребенка или группы детей.

Организационно-коммуникативнаяфункциясосредоточена на включении школьников в ход социального воспитания, содействуетулучшению взаимодействия социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Функция защиты прав подразумевает применение правовых норм для охраны прав, помощьв применении мер государственного принуждения и исполнения ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на подопечных социального педагога[1].

Как отмечает Н.Ф. Басов, социальный педагог исполняет различные общественные роли: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами; советчика, товарища, эксперта, психолога, помощника. Это определяет степень профессиональной компетентности социального педагога [1].

Р. С. Немов выделяет четыре направления, которые определяют специализацию в работе практического психолога, а также и социального педагога.

1. Психопрофилактика – решение предупреждающих вопросов, предваряющих возникновение нежелательных последствий в развитии ребёнка, различных отклонений в развитии, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей [21].

В литературе упоминается о трёх уровнях профилактики:

— первичная профилактика, обращенная к детям, у которых отсутствуют проблемы;

— вторичная профилактика – работа с детьми, имеющими проблемы в учёбе, поведении и в эмоциональном отношении;

— третичная профилактика – работа с детьми, имеющими выраженные и запущенные проблемы.

В зависимости от вида учебного заведения работа по профилактике включает в себя:

— приспособление к детскому саду или школе, советы родителям по оказанию помощи детям в этот период;

— установление психологической готовности к обучению для избрания подходящего учебного заведения, раннего раскрытия способностей или отклонений и их исправления;

— реализация обследования особенностей психики детей при устройстве в интернат, для организации благоприятной среды для развития и социально-психологического восстановления;

— предупреждение перегрузки психики и срывов, вызванных обстоятельствами жизни, обучения и воспитания;

— создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении общения между детьми и взрослыми [6, с.482].

2. Психодиагностика – оценка особенностей поведения детей, квалифицированная психологическая характеристика, при этом обязательна опора на достоверные данные, полученные в ходе исследования [21].

Психодиагностическая работа подразумевает психолого-педагогическое обследование детей на протяжении периода детства, раскрытие персональных особенностей их развития, нахождение причин обнаруженных нарушений в развитии.

Для реализации этих задач проводятся:

— психологическое обследование ребёнка для того, чтобы определить уровень его развития и соответствие этого развития возрасту;

— исследование психологических особенностей детей, их интересов, способностей и устремлений, более раннего выявления одарённости, обеспечения персонального подхода к детям, помощи в самоопределении;

— проверка причины патологий в интеллектуальном и личном развитии детей, причины нарушения поведения, степень овладения важными навыками и умениями;

— проверка общения детей со взрослыми и сверстниками для выявления причин нарушения общения.

3. Психологическое консультирование, содержащее:

— разработку и точное определение психолого-педагогических рекомендаций, следующих из проведённого обследования;

— ведение бесед с нуждающимися в консультировании;

— работа с учителями и родителями [6, с.483].

4. Психологическая коррекция – предполагает оказание прямого психологического воздействия на ребёнка с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения [21].

Развивающая и коррекционная работа – интенсивное воздействие на ход развития личности ребёнка. Для реализации этой деятельности разрабатываются:

— программы, призванные развивать личность с учётом развития ребёнка в каждый из возрастных периодов;

— коррекционные программы, призванные устранять отклонения в психическом развитии;

— программы психолого-педагогической помощи детям и подросткам, которые находятся в экстремальных и трудных жизненных ситуациях.

Эти программы включают психологическую и педагогическую части. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется тогда, когда отклонения и нарушения в развитии не вызваны органическими поражениями [6, с.484].

Наши рекомендации