Требования к результатам освоения дисциплины. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.
Общекультурные компетенции:
-сохранение жизни и здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);
-ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
-компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
-самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
-способность логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
-социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность (ОК-5);
-способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
-владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
-стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-7);
-способность работать самостоятельно (ОК-8);
-способность принимать решения в пределах своих полномочий, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
-способность к познавательной деятельности (ОК-10);
-способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);
-способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);
-свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способность осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);
-способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-15);
-способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).
Профессиональные компетенции
· в нормотворческой деятельности:
-способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-1);
· в правоприменительной деятельности:
- обеспечение безопасности в профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и культуры безопасности (ПК-2);
-способность обеспечивать соблюдение законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия по обеспечению безопасности в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы права по вопросам безопасности в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (ПК-5);
-юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с вопросами безопасности (ПК-6);
-владение навыками подготовки юридических документов, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-7);
-готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);
· в правоохранительной деятельности:
-обладание навыком анализа правоприменительной и правоохранительной практики с целью актуализации и углубления знаний о проблемах безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и юридических механизмах их защиты;
-способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
-способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· в экспертно-консультационной деятельности:
- способность толковать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-15);
-способность давать квалифицированные юридические заключения органам и должностным лицам, а также консультации гражданам по вопросам безопасности (ПК-16);
· в педагогической деятельности:
- способность преподавать некоторые модули БЖД на необходимом теоретическом и методическом уровнях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
· основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;
· характерные состояния системы «человек – среда обитания», основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности, негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду, методы защиты от них, применительно к сфере своей профессиональной деятельности; критерии безопасности;
· системы контроля за соблюдением требований безопасности и экологичности (ОК-3; ПК-6, 10, 11);
· методы оценки риска в профессиональной деятельности, способы предотвращения нарушений требований безопасности (ОК-3,9; ПК-10, 11);
· права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда, нормативные правовые акты в области охраны труда, экологической безопасности; (ПК-5, 7, 15);
· принцип расследования и учета несчастных случаев в профессиональной деятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 10, 11);
· основные мероприятия и методы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· экономические аспекты безопасности жизнедеятельности (ОК-10, ОК-15).
Уметь:
· применять нормативные правовые акты в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности (ОК-3, 7; ПК-7,15);
· идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, обеспечивать безопасные условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (ОК-3; ПК-5, 6, 10, 11);
· выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
· предупреждать и устранять причины и условия возникновения опасных ситуаций в зонах профессиональной деятельности, быта и отдыха человека (ОК -3; ПК-11);
· осуществлять мероприятия по защите населения от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов (ОК-1, ОК-8).
Владеть:
· основами законодательных и правовых знаний в области безопасности и охраны окружающей среды; правовыми и организационными основами обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 11);
· навыками подготовки юридических документов в области охраны труда (ОК-4; ПК-7);
· требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности представителей юридических профессий;
· способами и технологиями защиты населения в чрезвычайных ситуациях и навыками оказания первой медицинской помощи;
· понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ОК-20);
· основами методологии анализа риска (ОК-3, 7; ПК- 5, 10, 11);
· навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
- | - | - | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | - | - | - | - | |
Семинарские занятия (С) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Контрольная работа | |||||
Реферат, презентация, постер | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | ||||
Общая трудоемкость 72 .час 2 ЗЕТ. |
Структура и содержание учебной дисциплины.
Тематический план для очной формы обучения студентов.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Семинарские занятия (практические, лабораторные) | СРС | |||
1. | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | ||||
Человек и техносфера | |||||
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | - | ||||
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов | |||||
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | |||||
Психофизиологические и эргономические основы безопасности | |||||
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условия их реализации | |||||
Управление безопасностью жизнедеятельности | |||||
ИТОГО |
6. Содержание дисциплины: