Тема 8. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера

Основные угрозы террористического характера. Терроризм и его виды*. Основные меры и мероприятия по противодействию террористической деятельности. Способы действий террористов.

Преступления террористического характера, связанные с применением взрывных устройств. Характерные признаки взрывчатых устройств*. Меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств. Преступления террористического характера, связанные с захватом заложников. Правила личного поведения при захвате заложников, при угрозе захвата в заложники, при захвате в заложники родных, близких, знакомых.

Нападение на особо опасные объекты (АЭС, объекты с ядерными реакторами и т.д.)*. Меры антитеррористического характера на предприятиях*.

Техническое обеспечение антитеррористических мер*.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы, в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач, анализ случаев (кейс-метод).

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, написание реферата (для студентов заочной формы обучения), подготовку по темам пропущенных занятий.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемым преподавателем.

Основными способами контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов являются тестирование, письменные рефераты (для студентов заочной формы обучения), устный опрос, проверка конспектов.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СЗФ МГЭИ.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе промежуточной аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по направлению подготовки «Юриспруденция».

Примерный перечень теоретических и практических вопросов для подготовки к зачету:

1. Аварийно химически опасные вещества. Основные поражающие факторы и способы защиты.

2. Антропогенные опасности и защита от них.

3. Биологическое оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты.

4. Виды ответственных должностных лиц

5. Виды правил и инструкций по охране труда. Системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности.

6. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях.

7. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

8. Воздействие естественных опасностей на человека.

9. Вредные и опасные факторы бытовой среды.

10. Документы, регулирующие правовые вопросы по безопасности жизнедеятельности. Нормативные акты по охране труда.

11. Задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России.

12. Зажигательное оружие. Поражающее действие и защита от него.

13. Защитные сооружения гражданской обороны и их классификация.

14. Ионизирующее излучение. Понятие и источники ионизирующего излучения.

15. Категории помещений и зданий по пожарной и взрывной опасности.

16. Классификация вредных веществ в зависимости от их воздействия на человека.

17. Классификация несчастных случаев.

18. Классификация основных форм трудовой деятельности.

19. Классификация условий труда.

20. Классификация условий трудовой деятельности.

21. Меры личной безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств.

22. Новые виды оружия массового поражения.

23. Общественный контроль по безопасности труда. Внутриведомственный контроль.

24. Организация и порядок проведения эвакуации.

25. Основные источники опасностей в техносфере, действующие на человека.

26. Основные правила безопасного поведения в метро.

27. Основные правила безопасного поведения в наземном городском транспорте.

28. Основные правила поведения заложника.

29. Основные правила поведения при дорожно-транспортных происшествиях.

30. Основные правила поведения при лесных пожарах.

31. Основные правила поведения при эвакуации.

32. Основные причины техногенных аварий.

33. Основные этапы деятельности по созданию жизненного пространства, отвечающего требованиям безопасности жизнедеятельности.

34. Основы государственного регулирования деятельности в области гражданской обороны.

35. Основы государственного регулирования деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

36. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

37. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

38. Понятие и виды опасностей. Потенциальная, реальная и реализованная опасность.

39. Понятие и задачи гражданской обороны. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» – общая характеристика.

40. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

41. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Способы контроля за существующими опасностями техносферы.

42. Понятие оружия массового поражения. Современные средства поражения.

43. Понятие предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе населенных мест.

44. Понятие химически опасного объекта.

45. Понятия биосферы, техносферы и среды обитания.

46. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» – общая характеристика.

47. Правила поведения при захвате в заложники знакомых, близких и родственников.

48. Предназначение и характеристика индивидуальных средств защиты кожи.

49. Предназначение и характеристика индивидуальных средств защиты органов дыхания.

50. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

51. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03)» – общая характеристика.

52. Применение общеизвестных и особых мер защиты людей от существующих в техносферных зонах опасностей.

53. Производственный травматизм. Определение терминов «несчастный случай» и «профессиональное заболевание».

54. Пути реализации права человека на безопасную жизнь.

55. Совокупное действие вредных факторов при работе на компьютере.

56. Способы защиты от чрезвычайных ситуаций.

57. Средства защиты от поражающих факторов оружия массового поражения и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

58. Структура и задачи объектовых формирований гражданской обороны.

59. Терроризм и способы его проявления в современном мире.

60. Характеристика взаимодействия негативных факторов на человека в городских условиях.

61. Характеристика труда учащихся и студентов.

62. Цель, предмет и область исследования науки о безопасности жизнедеятельности.

63. Чрезвычайные ситуации биологического характера.

64. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера.

65. Ядерное оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты. Химическое оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты.

Наши рекомендации