Тема: правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Цель урока:Обсудить с учащимися рекомендации специалистов по правилам безопасного

поведения в наиболее характерных си­туациях, связанных с терроризмом.

Занятие: 1/5

Урок5

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Почему поздно вечером на пустынной улице необходимо идти по тротуару всегда лицом к

направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке?

- Какие подручные средства можно использовать для самообороны дома и на улице, если на вас

напал преступник?

- Какие правила поведения личной безопасности следует соблюдать, если вместе с вами в подъезд

зашел незнакомец?

- Какие существуют общепринятые правила поведения для профилактики насилия?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 5 стр. 26-29

Терроризм– это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными органами защиты, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных

насильственных действий (Федеральный закон «О противодействии терроризму»).

Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолеты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей.

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести: взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

Приведу некоторые рекомендации по правилам поведения в наиболее характерных ситуациях, связанных с террористической деятельностью.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

В настоящее время наиболее характерными действиями террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов.

Внимание!

Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям.

К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в вооруженных силах.

О том, что возникла опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:

* неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свертке или ящике);

* натянутая проволока, шнур;

* свисающие из-под машины провода или изоляционная лента;

* свежие царапины и грязь на стеклах, дверях и других предметах;

* выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;

* у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.), о проведении которых вам ничего не известно;

* чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой.

Если вдруг произошел взрыв.

* Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

* Продвигайтесь осторожно, не прикасайтесь к поврежденным конструкциям и проводам.

* В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.).

* При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

* Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса).

* В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

* При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь.

* Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.

* Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Дополнительные материалы.

Если вас завалило обломками стен Постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички: берегите кислород.

Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.

При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом.

Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то стуком и голосом сигнализируйте о себе.

Выводы

1) Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей!

2) При угрозе террористических актов и после их совершения нужно действовать в соответствии с инструкцией специалистов.

III. Закрепление материала;

- Какие примеры взрывов в местах массового скопления людей, произошедшие в последнее

время, вы можете привести?

- Чего в основном добиваются террористы с помощью террористических актов?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 5, стр. 26-29; практические задания (под запись):

1. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Правила личной безопасности, если вас захватили в заложники», «Правила личной безопасности при взрыве в общественном месте».

2. Решите ситуационную задачу: «Вы получили по почте посылку (или бандероль) с неизвестным вам обратным адресом. Ваши действия».

Наши рекомендации