№ | Разделы (или темы) дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации |
лекции | практики | СРС |
-
| Введение в безопасность. Основные понятия и определения | | 0,5 | - | | Проверка рефератов. |
-
| Человек и техносфера. | | 0,5 | - | | Проверка рефератов. Проверка контрольной работы |
-
| Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | | | | | Проверка рефератов. Проверка отчетов по практическим работам Проверка контрольной работы |
-
| Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | | | - | | Проверка рефератов. Проверка контрольной работы |
-
| Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | | | | | Проверка рефератов. Проверка отчетов по практическим работам Проверка контрольной работы |
-
| Психофизиологические и эргономические основы безопасности | | 0,5 | - | | Проверка рефератов. Проверка контрольной работы |
-
| Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | | | - | | Проверка рефератов. Проверка контрольной работы |
-
| Управление безопасностью жизнедеятельности | | 0,5 | - | | Проверка рефератов. Проверка контрольной работы |
| Итого | | | | | Экзамен (9 часов) |
4.2.
Разделы (или темы) дисциплины | Коды компетенций | Общее количество компетенций |
Введение в безопасность. Основные понятия и определения | ОК-7, ОК-10 | |
Человек и техносфера. | ОК-7, ОК-10, ПК-19 | |
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | ОК-7, ОК-10, ПК-14, ПК-17, ПК-19 | |
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | ОК-7, ОК-10, ПК-8, ПК-11, ПК-19 | |
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | ОК-7, ОК-10, ПК-8, ПК-11, ПК-19 | |
Психофизиологические и эргономические основы безопасности | ОК-7, ОК-10, ПК-14 | |
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | ОК-7, ОК-10, ПК-8, ПК-11, ПК-14, ПК-17, ПК-19 | |
Управление безопасностью жизнедеятельности | ОК-7, ОК-10, ПК-11, ПК-19 | |
4.3. Содержание разделов дисциплины:
№ п/п | Разделы и (или) темы дисциплины | Темы лекционных занятий и их содержание (с указанием количества часов) | Темы практических занятий и их содержание (с указанием количества часов) | Виды и содержание самостоятельной работы (с указанием количества часов) |
1. | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | Основные понятия. Причины проявления опасности. Структура дисциплины и краткая характеристика её основных частей. (0,5 часа) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Человек как источник опасности. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. 2) Подготовка рефератов. (7 часов) |
2. | Человек и техносфера. | Структура техносферы и её основных компонентов. Виды техносферных зон. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды. (0,5 часа) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Критерии и параметры безопасности техносферы Современные принципы формирования техносферы. 2) Подготовка рефератов. 3) Подготовка к контрольной работе (8 часов) |
3. | Идентифика-ция и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | Классификация негативных факторов среды обитания человека. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Психофизиологические негативные производственные факторы. Химические негативные факторы (вредные вещества). Физические негативные факторы. Механические колебания, вибрации. Акустические колебания, шум. Источники шумов в техносфере. Основные характеристики шумового поля и единицы измерения параметров шума Электромагнитные излучения и поля. Ионизирующее излучение. Электрический ток. Опасные механические факторы. (1 час) | П.Р.№1 «Оценка напряженности трудового процесса» (2 часа) | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия. Биологические негативные факторы: микроорганизмы (бактерии, вируcы), макроорганизмы (растения и животные). Статическое электричество и молниезащита. Опасные термические факторы. Опасные факторы комплексного характера. Сочетанное действие вредных факторов. 2) Подготовка рефератов; 3) Подготовка отчета по практической работе 4) Подготовка к контрольной работе (14 часов) |
4. | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | Основные принципы защиты. Защита от химических негативных факторов. Методы утилизации и переработки антропогенных и техногенных отходов. Защита от энергетических воздействий и физических полей. Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей. Защита от ионизирующих излучений. (1 час) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Защита от статического электричества. Защита от механического травмирования. Обеспечение безопасности систем под давлением. Анализ и оценивание технических и природных рисков. Методы и средства обеспечения электробезопасности. 2) Подготовка рефератов. 3) Подготовка к контрольной работе (10 часов) |
5. | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Понятие комфортных или оптимальных условий. Микроклимат рабочей зоны. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. Освещение и световая среда. Влияние состояния световой среды на самочувствие и работоспособность человека. Виды, системы и типы освещения. (1 час) | П.Р.№2 «Расчет осветительной установки в производствен-ных помещениях» (2 часа) | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Характеристики освещения и световой среды. Факторы, определяющие зрительный и психологический комфорт. Нормирование естественного и искусственного освещения. 2) Подготовка рефератов; 3) Подготовка отчета по практической работе 4) Подготовка к контрольной работе (14 часов) |
6. | Психофизио-логические и эргономи-ческие основы безопасности | Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Виды и условия трудовой деятельности. Эргономические основы безопасности. (0,5 часа) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Организация рабочего места: выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места, взаимное расположение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации. 2) Подготовка рефератов. 3) Подготовка к контрольной работе (12 часов) |
7. | Чрезвычай-ные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного промышленного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Пожар и взрыв. Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Аварии на химически опасных объектах. (1 час) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: Чрезвычайные ситуации военного времени. Стихийные бедствия. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Экстремальные ситуации. Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Гидротехнические аварии. 2) Подготовка рефератов. 3) Подготовка к контрольной работе (12 часов) |
8. | Управление безопас-ностью жизнедеятельности | Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах. Законодательство о труде (ТК РФ). Подзаконные акты по охране труда (ОТ). Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Нормы и правила. Инструкции по ОТ. (0,5 часа) | | 1.Самостоятельное изучение материала по темам: ССБТ, стандарты по безопасности труда, технические регламенты. Объекты регулирования и основные положения. Охрана окружающей среды (ООС). Нормативно -техническая документация по охране окружающей среды. Системы стандартов "Охрана природы". Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2) Подготовка рефератов. 3) Подготовка к контрольной работе (12 часов) |
Всего часов | | | |