Образовательные технологии
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
- Информационные технологии - использование электронной образовательной среды для более контактного взаимодействия преподавателя и студентов (INCAMPUS);
- проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
- контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации и собственного опыта обращения с предметом изучения.
При изучении тем раздела 2 и 3 предусмотрены практические занятия (№№ 3-7) в интерактивной форме с разбором конкретных ситуаций и поиском решения в группе, а также с демонстрацией средств индивидуальной защиты от опасностей (10 ч.)
При проведении лекционных занятий предусмотрено использование презентаций с наглядной демонстраций различных видов опасностей и средств защиты от их воздействия.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольные вопросы
Раздел 1
- Естественные и естественно-техногенные опасности.
- Взаимодействие человека с окружающей средой.
- Повседневные естественные опасности.
- Опасности стихийных явлений.
- Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.
- Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности.
- Вредные вещества. Вибрации. Акустический шум. Инфpазвук. Ультразвук.
- Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. Ионизирующие излучения.
- Постоянные региональные и глобальные опасности.
- Воздействие на атмосферу. Выбросы в приземный слой атмосферы. Фотохимический смог. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя.
- Воздействие на гидросферу. Воздействие на литосферу. Электрический ток.
- Механическое травмирование. Системы повышенного давления. Транспортные аварии.
- Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии.
- Химические аварии. Пожары и взрывы.
Раздел 2
- Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.
- Принципы и понятия ноксологии. Опасность, условия ее возникновения и реализации. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Поле опасностей.
- Качественная классификация (таксономия) опасностей.
- Количественная оценка и нормирование опасностей. Критерии допустимого вредного воздействия потоков.
- Критерии допустимой травмоопасности потоков.
- Концепция приемлемого риска.
- Идентификация опасностей техногенных источников.
- Идентификация выбросов в атмосферный воздух.
- Идентификация энергетических воздействий.
- Идентификация травмоопасных воздействий.
Раздел 3
- Понятие "безопасность объекта защиты".
- Основные направления достижения техносферной безопасности.
- Опасные зоны. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере.
- Экобиозащитная техника. Устройства для очистки потоков масс от примесей.
- Устройства для защиты от потоков энергии.
- Устройства для защиты от поражения электрическим током.
- Устройства и средства индивидуальной защиты.
- Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита).
- Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. Защита атмосферного воздуха от выбросов.
- Защита гидросферы от стоков. 3ащита земель и почв от загрязнения.
- Защита от энергетических потоков и радиоактивных отходов.
- Защита от чрезвычайных техногенных опасностей.
- Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции.
- Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты.
- Защита от глобальных опасностей. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.
Раздел 4
- Системы мониторинга.
- Мониторинг источников опасностей.
- Мониторинг здоровья работающих и населения.
- Мониторинг окружающей среды.
Примерные темы рефератов
1. Значимость психофизиологических и психологических факторов в реализации антропогенных и социальных опасностей.
2. Анализ современного подхода к оценке, организации и обеспечению защиты от опасных факторов природной среды.
3. Технические, коллективные и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током.
4. Технические средства и способы снижения шума в производственных цехах и на улицах городов.
5. Профилактика дорожно-транспортных происшествий и меры по снижению количества жертв на дрогах страны.
6. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в деревообрабатывающих цехах.
7. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в литейных цехах приборо-, машиностроительных цехах.
8. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в механообрабатывающих цехах машиностроительного предприятия.
9. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в цехах химико-термической обработки, заготовок деталей.
10. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в гальванических цехах.
11. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в кузнечно - прессовых цехах машиностроения.
12. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов при разработке рудных и угольных месторождений.
13. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов при осуществлении строительно-монтажных работ.
14. Профилактические и организационные меры по снижению количества авиапроисшествий, аварий и катастроф.
15. Профилактические и организационные меры по предупреждению пожаров в производстве и быту.
16. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в условиях ЧС.
17. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуации и расчеты ущерба.
18. Меры по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики (АЭС, ТЭЦ, ГРЭС и т.п.)
19. Мероприятия противорадиационной, противохимической, противобактериальной защиты.
20. Оповещение населения и организация эвакомероприятий при угрозе масштабной природной, либо техногенной опасностью.
6.3. Промежуточный и суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг по дисциплине.
Рейтинг первого контроля | Рейтинг второго контроля | Суммарный. (рубежный или итоговый) рейтинг | |||
макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. |
.
Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по дисциплине
Дифференциальная. оценка | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Рейтинг (в баллах системы РИТМ) | 100-85 | 84-70 | 69-55 | Менее 55 |
Обозначение оценки в системе ECTS | A | C | E | F |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Ноксология»
а) основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В.Белова. – 8-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2008. – 616 с.
б) дополнительная литература:
2. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 5). Вып. 1. - 2010. - 24 с.
3. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил.к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 6). Вып. 2. - 2010. - 24 с.
4. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 8). Вып. 3. - 2010. - 24 с.
5. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 9). Вып. 4. - 2010. - 24 с
в) программное обеспечение и интернет – ресурсы
ПО Microsoft Office
цифровой кампус ТТИ ЮФУ
ИИК
www.exponenta.ru