Оценка условий и состояния охраны труда

В системе мероприятий по переходу от контроля к управлению безопасностью труда в строительстве центральное место принадлежит комплексной оценке условий и состояния охраны труда. Ее значимость возрастает в условиях широкого привлечения трудовых коллективов в управление произ­водством и повсеместного внедрения хозяйственного расчета и бригадного подряда.

Система управления охраной труда в строительно-монтажной организа­ции (на предприятии) предназначена для создания и обеспечения безопас­ных и безвредных условий труда на основе соблюдения правил техники без­опасности, производственной санитарии.

Оценка условий труда осуществляется по результатам паспортизации санитарно-технического состояния участков работ (цехов) путем сравнения фактических значений факторов с нормативными (минимальные или предельно-допустимые). При этом оценку по i-му фактору (xi) определяют как отношение количества рабочих мест, на которых значение фактора превышает нормативное значение, к их общему количеству. При отсутствии вредного воздействия фактора его оценку принимают равной нулю. Если фактическое значение фактора превышает нормативное, его оценка по исследуемым рабочим местам изменяется от 0 до 1 (Хmax = 1). Если значение фактора равно норме, его оценку (XH) принимают равной 0,1.

Комплексная оценка условий труда осуществляется по формуле:

 
  Оценка условий и состояния охраны труда - student2.ru

Кф - коэффициент условий труда по фактической оценке фактора;

Кmax - то же, по максимальной оценке.

Уровень безопасности труда (Кб.т.) оценивают как среднеарифметическое значение коэффициентов, характеризующих подготовку по вопросам безопасности труда инженерно-технических работников и рабочих (Х1), соответствие требованиям безопасности труда техники и технологии ведения работ (Х2), соблюдение требований техники безопасности рабочими при выполнении работ (X3).

Для оценки коэффициентов безопасности труда применяют классифика­тор, в котором по Х1 учитывают соответствие профессии и квалификации выполняемой работе, инструктажу, обучению, аттестации работников, соблюдению правил допуска к работам, режима труда и отдыха, санитарно-бытовое обеспечение; по Х2 - наличие и качество организационно-технологической документации, наличие, исправность машин, механизмов, технологической оснастки и ручного механизированного инструмента, средств коллективной и индивидуальной защиты; по Х3 - соблюдение ра­ботниками требований и правил охраны труда, функциональных обязан­ностей, инструкций по безопасному ведению работ, применение средств защиты, соблюдение личной безопасности.

Значение коэффициентов безопасности Х1; Х2; Х3 определяют как отношение числа требований классификатора, не удовлетворяющих нормам, к общему числу требований классификатора:

 
  Оценка условий и состояния охраны труда - student2.ru

Уровень безопасности труда определяют следующим образом:

Оценка условий и состояния охраны труда - student2.ru

Для оценки трудового вклада рабочих, ИТР и руководителей в результа­ты работы строительной организации (предприятия) в условиях коллектив­ного подряда применяют коэффициент трудового участия (КТУ) в пределах О...1,5, определяемый ежемесячно по установленным производственным показателям с учетом Кб.т.

Коэффициент безопасности труда учитывает уровень обеспечения безопасных условий труда руководителями и ИТР согласно их должностных обязанностей и уровень соблюдения требований охраны труда рабочими согласно инструкций по безопасному ведению работ. В зависимости от значения Кб.т. (0...1) или частоты нарушений требований безопасности труда установлен повышающий или понижающий КТУ показатель (0,1...0,3) для рабочих, ИТР и руководителей. Эти показатели влияют ежемесячно на размер премирования или депремирования работающих.

Конкретные значения КТУ для каждого работающего на объекте (пред­приятии) ежемесячно устанавливает совет трудового коллектива по результатам оперативного контроля.

Натурные обследования состояния охраны труда осуществляют с целью профилактики производственного травматизма и заболеваемости работаю­щих, планирования эффективных мероприятий по оптимизации условий труда. Натурные обследования различают по видам (комплексные или специальные), исполнителям (обследования органами Государственного над­зора, администра-тивными органами или общественными организациями), характеру и назначению.

Комплексные обследования заключаются в проверке контролирующими органами (министерство, комбинат, трест, техническая инспекция труда профсоюзов) всех сторон деятельности предприятия или строительной организации, прямо или косвенно связанных с обеспечением безопасных и здоровых условий труда.

Контролирующий орган, возглавляющий комплексное обследование, предварительно определяет состав, объем и содержание проводимых работ, устанавливает круг организаций, которые должны принять участие в обсле­довании, уточняет сроки и возможности проведения обследования в намечен­ном объеме. Окончательно согласованный срок письменно сообщается всем организациям - участникам обследования.

Каждый участник комплексного обследования (представитель министер­ства, технический инспектор труда, представитель Государственной инспекции, юрист, санитарный врач и бухгалтер-ревизор, председатель комиссии по охране труда, инженер по тех­нике безопасности и др.) до начала проверки на основании общего плана составляет свой план проведения обследования. До начала комплексного обследования рекомендуется провести собрание рабочих, ИТР, служащих отдельных цехов, участков строящихся объектов для ознакомления их с предстоящей работой и привлечения членов коллектива к комплексной проверке.

В ходе обследования необходимо проверить правильность оформления больничных листов по производственным травмам и профзаболеваниям;

наличие и состояние учета актов по форме Н-1; отсутствие скрытых производственных травм; расход и учет денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых на номенклатурные мероприятия по охране труда; порядок выдачи, учета и списания спецодежды и т. д.

Для выявления всех случаев травматизма и его фактического состояния следует устанавливать контакты с травматологическими пунктами больниц, поликлиники и других медицинских учреждений, регистрирующих все слу­чаи травматизма перед выдачей больничных листов.

Чтобы в процессе обследования охватить все стороны работы админист­рации и коллектива ив области охраны труда, необходимо всем участникам комплексной проверки разработать единый вопросник по технике безопас­ности, производственной санитарии, трудовому законодательству и собирать необходимые данные об участии общественности в создании безопасных и здоровых условий труда.

В вопроснике следует, в первую очередь, обратить внимание на общие организационно-технические вопросы охраны труда:

наличие организационно-технологической документации;

выполнение соглашения по охране труда и соответствующего раздела коллективного договора;

выполнение мероприятий по улучшению условий труда в текущем году в соответствии с постановлениями Кабинета министров Украины и отрас­левых комитетов профсоюзов, приказами министров;

соблюдение требований ССБТ при инструктаже и обучении работающих безопасным методам труда;

проведение обучения и аттестации рабочих, работающих в условиях повышенной опасности (крановщики, стропальщики, электрики, газо­электросварщики, бульдозеристы и др.);

обеспечение рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию ремонта и стирки спецодежды, работу комиссии по приемке и контролю за выдачей, хра­нением, списанием средств индивидуальной защиты;

оформление допуска рабочих к работе с повышенной опасностью, наличие удостоверений и допусков;

состояние производственного травматизма, расследования и учета производственных травм и профессиональных заболеваний, проведение разбора производственных травм на собраниях и принятие мер администра­цией;

внедрение стандартов безопасности труда и соблюдение их требований на строящихся объектах;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных в комплекс­ном плане улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

состояние пропаганды охраны труда, наличие кабинетов и уголков по охране труда;

проведение лекций по трудовому законодательству, гигиене труда и др.;

состояние воспитательной работы по охране труда;

состояние вредных производственных факторов на рабочих местах (вибрация, шум, запыленность и загазованность воздуха, освещенность рабочих мест);

наличие и эффективность работы вентиляционных систем, организацию технического обслуживания и состояние машин, механизмов, техноло­гической оснастки, механизированного инструмента;

санитарно-бытовое обеспечение рабочих на строящихся объектах;

состояние технической эстетики и культуры производства (окраска ограждающих конструкций и производственных помещений, технологичес­кого оборудования и оснастки, состояние рабочих мест, ограждение опасных зон);

организацию медицинского обслуживания рабочих, ИТР, служащих (профилактическая работа медпунктов, соблюдение сроков медицинских обследований, организация учета, общих и профессиональных заболеваний и т. д.);

соблюдение трудового законодательства, режима труда и отдыха женщин и подростков, а также применение сверхурочных работ и работ в выход­ные дни.

После обследования представители министерств, органов Государствен­ного надзора и контроля подготавливают справки по соответствующим разделам и в назначенный планом срок сдают их председателю комиссии, который готовит акт комплексного обследования. В акте должна быть дана объективная оценка состояния охраны труда, отражающая основные недостатки и нарушения, выявленные в процессе проверки.

Одновременно со справками представители ведомственного контроля или государственного надзора выдают администрации предписания по устранению нарушений правил техники безопасности, норм производст­венной санитарии и трудового законодательства. В предписании также устанавливаются сроки выполнения отдельных мероприятий.

Если комплексное обследование проводят совместно с профсоюзным комитетом, с привлечением отдельных служб Государственного надзора, о результатах обследования составляют акт и выдают предписание прорабу или начальнику цеха.

При проведении специальных целевых проверок комиссия детально изуча­ет выполнение определенных мероприятий или положений по охране труда в целом по строительному управлению (предприятию): техническое состоя­ние грузоподъемных машин и механизмов, обеспечение рабочих средствами индивидуальной защиты, состояние санитарно-бытового обеспечения, внедрение стандартов ССБТ в производство и др.

Наши рекомендации