Анализ состояния условий и охраны труда в российской федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

ДОКЛАД

О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году

Москва, 2015 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1. Состояние производственного травматизма. 5

1.1.1. Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации 5

1.1.2. Состояние производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности 6

1.2. Состояние условий труда. 7

1.3. Состояние профессиональной заболеваемости. 9

1.4. Состояние инвалидности, связанной с профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом.. 10

1.5 Гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. 10

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 12

2.1. Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 12

2.2. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочных пенсий за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. 13

2.3. Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на выплаты обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями 14

2.4. Экономические издержки вследствие потерь рабочего времени. 14

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА.. 14

3.1. Совершенствование порядка оценки условий труда, установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. 15

3.2. Экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий труда работников, совершенствование финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 20

3.3. Актуализация правил по охране труда. 21

3.4. Совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.. 21

3.5. Подготовка специалистов, обучение работников и работодателей по охране труда. 22

3.6. Принятие административных регламентов предоставления государственных услуг. 24

3.7. Научно - практические мероприятия по вопросам охраны труда. 24

3.8. Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации 26

3.9. Разработка и реализация региональных программ улучшения условий и охраны труда. 28

3.10. Государственная экспертиза условий труда. 32

3.11. Информационное обеспечение охраны труда, распространение передового опыта по улучшению условий и охраны труда. 33

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА.. 35

4.1. Результаты проверок соблюдения работодателями требований статей 212 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда. 36

4.2. Результаты проверок соблюдения требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.. 37

5. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.. 37

6. ПРОФИЛАКТИКА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ 38

6.1. Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. 38

6.2. Расходы работодателей на мероприятия по охране труда. 38

7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА 39

7.1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников. 39

7.2. Развитие социального партнерства. 41

8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.. 42

9. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА.. 43

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при участии ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России.

При подготовке доклада использованы материалы общероссийского мониторинга условий и охраны труда по итогам 2014 года, данные Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы государственной статистики, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Состояние производственного травматизма

В 2014 году в Российской Федерации сохранялась тенденция снижения уровня производственного травматизма.

Так, Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) в 2014 году было зарегистрировано 47 453 страховых случая, связанного с производственным травматизмом, что ниже аналогичного показателя 2013 года на 5,0% (на 2 486 случаев).

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в результате несчастных случаев на производстве в 2014 году в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибло 2 344 работников, что на 413 человек или на 15% меньше, чем в 2013 году (2 757 человек).

1.1.1. Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации

Уменьшение количества страховых несчастных случаев, связанных с производством, по данным ФСС РФ в 2014 году произошло в 63 субъектах Российской Федерации во всех федеральных округах, кроме Центрального. Наиболее существенное снижение (более чем на 20,0%) – в республиках Адыгея и Северная Осетия – Алания, Кировской, Курганской, Ленинградской, Волгоградской, Сахалинской областях, в Ненецком автономном округе.

Увеличение количества страховых несчастных случаев, связанных с производством, произошло в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе, в Чеченской Республике – в 1,8 раза, Республике Ингушетия – в 1,7 раза, г. Москва – в 1,5 раза, Чукотском автономном округе и Республике Дагестан –
в 1,3 раза, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Алтай – в 1,2 раза, Камчатском крае, Свердловской и Ярославской областях – в 1,1 раза.

По данным Роструда число погибших в организациях всех видов экономической деятельности в 2014 году уменьшилось по сравнению с
2013 годом в 52 субъектах Российской Федерации. Наиболее существенное снижение количества погибших на производстве отмечено в хозяйствующих субъектах республик Адыгея, Кабардино-Балкарской, Дагестан, Калмыкия, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Алтай, Хакасия, а также Калужской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Новгородской, Ростовской, Волгоградской, Псковской, Курганской, Омской областей, Приморского края, Чукотского автономного округа.

Наряду с этим, в 23 субъектах Российской Федерации зарегистрировано увеличение количества погибших на производстве по сравнению с 2013 годом, в том числе, в Магаданской области и Еврейской автономной областях –
в 4 раза, в Мурманской области – в 2,2 раза, Тульской и Белгородской областях – в 1,8 раза, в Чеченской Республике, республиках Карелия и Тыва, Астраханской области – в 1,5 раза; в Нижегородской и Оренбургской областях – в 1,3 раза; в Республике Северная Осетия – Алания, Владимирской, Ивановской, Томской и Тверской областях – в 1,2 раза.

В Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Воронежской, Костромской, Смоленской, Тамбовской и Саратовской областях, в Ненецком автономном округе количество погибших на производстве в 2014 году по сравнению с 2013 годом не изменилось.

Значения основных показателей, характеризующих состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации, представлены в Приложениях 1-6.

1.1.2. Состояние производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности, проведенный на основе данных ФСС РФ, показал, что в число видов экономической деятельности с наибольшей численностью травмированных входят: обрабатывающие производства (28,8%), строительство (9,8%), здравоохранение (8,6%), транспорт (8,3%), сельское хозяйство (6,8%), добыча полезных ископаемых (4,5%).

По информации Роструда в 2014 году произошел 8 281 несчастный случай с тяжелыми последствиями, что меньше чем в 2013 году на
935 несчастных случаев. Две трети несчастных случаев с тяжелыми последствиями приходится на обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.

Анализ типологии несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2014 году в организациях Российской Федерации, свидетельствует о том, что каждый четвертый несчастный случай (24,0%) произошел в результате падения пострадавшего с высоты; каждый пятый (21,1%) – в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов; 14,2% – в результате транспортных происшествий; 11,7% – в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2014 году, 75,2% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера и «человеческим фактором»: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения требований безопасности, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2014 году произошел почти каждый третий (30,9%) несчастный случай. Технологические и технические (техногенные) факторы послужили причинами 7,6% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Наибольшее количество работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве, зафиксировано в таких видах экономической деятельности, как строительство (24,1% от общего количества пострадавших со смертельным исходом), обрабатывающие производства (17,4%), транспорт и связь (11,7%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (10,9%), добыча полезных ископаемых (7,9%), оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (6,4%).

Неудовлетворительным остается состояние условий и охраны труда работающих в малом бизнесе. По данным Росстата численность погибших в результате несчастных случаев на производстве на 1 000 занятых в организациях малого бизнеса (0,13) почти в 2 раза превысила значение данного показателя в целом по России (0,067).

При этом в организациях малого бизнеса, работающих в области транспорта и связи, уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 3,3 раза превысил аналогичный показатель крупных и средних предприятий; на предприятиях по добыче полезных ископаемых – в 1,8 раза; на обрабатывающих производствах – в 1,7 раза; в оптовой и розничной торговле, а также в организациях, занятых в области рыболовства и рыбоводства – в
1,5 раза; в сфере строительства – в 1,4 раза; в сфере сельского хозяйства и лесного хозяйства и в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – в 1,3 раза.

Снижение показателей травматизма сопровождается продолжающимся сокращением численности занятых в базовых, наиболее травмоопасных видах экономической деятельности, что отчасти обуславливает этот тренд. Так, по данным Росстата, при общем снижении численности занятых в экономике в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 0,2%, в сельском хозяйстве она сократилась на 2,6%, в обрабатывающих производствах – на 1,4%. В то же время увеличилась численность занятых в организациях, осуществляющих финансовою деятельность, на 1,8%, деятельность по оптовой и розничной торговли, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 0,7%. Происходит и общее сокращение доли занятых по рабочим профессиям. Так, с 2005 года она снизилась с 39,9% до 35,1%.

Значения основных показателей, характеризующих состояние производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности, представлены в Приложениях 7-15.

1.2. Состояние условий труда

В 2014 году произошло изменение методологии статистического наблюдения, осуществляемого Росстатом по форме №1-Т (условия труда). В соответствии с приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. № 580 в перечень вредных производственных факторов, по которым проводится учет занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, введены:

химический фактор (ранее удельный вес занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, рассчитывался по показателю повышенной загазованности воздуха рабочей зоны);

нагревающий и охлаждающий микроклимат (ранее микроклимат оценивался только по повышенному уровню теплового излучения);

световая среда;

биологический фактор.

Только по последним трем факторам численность занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда составила более
1,75 млн. человек (35,8% от общей численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).

Под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука находились 18,8% занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; 7,4% – в условиях, неудовлетворяющих гигиеническим нормам световой среды; 6,7% – под воздействием химического фактора; 5,3% – повышенного уровня вибрации; 4,6% – аэрозолей преимущественно фиброгенного действия; 2,6% – нагревающего и 3,7% – охлаждающего микроклимата; 1,3% – повышенного уровня неионизирующего и 0,5% – ионизирующего излучений; 0,6% – биологического фактора.

Удельный вес численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в 2014 году в целом по Российской Федерации составил 39,7%. При этом наиболее высокий удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда зарегистрирован в промышленности – 42,5%, в строительстве – 35,6%, на транспорте – 42,1%.

Высокий удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда наблюдался в 2014 году в Сибирском – 49,4% (в 1,24 раза превысил среднероссийский показатель), Дальневосточном – 48,4% (в 1,22 раза) и Уральском – 44,8% (в 1,13 раза) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский уровень во всех входящих в него субъектах Российской Федерации.

Из субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели удельного веса численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда наблюдались: в Кемеровской области – 66,8%, Мурманской области – 59,1%, Красноярском крае – 55,5%, Республике Хакасия – 55,1%, Республике Карелия – 54,9%; Камчатском крае – 54,4%, Республике Татарстан – 52,4%, Архангельской области – 52,3%, Вологодской области – 52,0%, Чукотском автономном округе – 51,7%, Амурской области – 51,2%, Липецкой и Челябинской областях – по 51,1%, Республике Саха (Якутия) – 50,7%.

Значения удельного веса занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда представлены в Приложениях 16-19.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации количество застрахованных лиц, занятых на «списочных» рабочих местах, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и за которых работодателями уплачивается дополнительный тариф страхового взноса, в
2014 году составило 4 002 716 человек, что меньше численности «досрочников» в 2013 году на 138 030 человек.

1.3. Состояние профессиональной заболеваемости

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека численность лиц с впервые установленным в 2014 году профессиональным заболеванием уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 3,9% и составила 6 718 человека, в том числе
990 женщин. Хронические заболевания установлены у 6 676 человек (в том числе у 974 женщин), острые (отравления) – у 42 человек (в том числе у
16 женщин), из них со смертельным исходом – 3 случая. Число лиц с двумя и более заболеваниями составляет 1 071 человек (15,9% от общего числа заболевших), их них 184 женщины.

Более трети лиц (2 233 человека) с впервые установленными в 2014 году профессиональными заболеваниями приходится на Сибирский федеральный округ, причем около половины из них – в Кемеровской области (1 095 человек). В Приволжском федеральном округе профессиональные заболевания установлены у 1 393 человек; в Уральском – у 792 человек; в Северо-Западном – у 722 человек; в Центральном – у 473 человек; в Южном – у 475 человек; в Дальневосточном – у 468 человек и в Северо-Кавказском федеральном округе – у 54 человек.

По данным Росстата в отдельных субъектах Российской Федерации уровень впервые установленных в 2014 году профессиональных заболеваний превышает средний по России (2,3 заболевших на 10 тыс. занятых) в два и более раз. Помимо Кемеровской области (18 заболевших на 10 тыс. занятых), к таким субъектам относятся: Республика Хакасия – 14,6 заболевших на 10 тыс. занятых; Иркутская область – 10,1; Республика Коми – 9,7; Новгородская область – 8,8; Ульяновская области – 8,7; Республика Саха (Якутия) – 8,4; Чукотский автономный округ – 5,7; Ростовская область – 5,0; Республика Бурятия – 4,9.

Наибольшая численность лиц с установленным впервые в 2014 году профессиональным заболеванием отмечается в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства – 1 917 человек, добыча полезных ископаемых – 1 865 человек, транспорт и связь – 609 человек.

Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости наблюдается в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере добычи полезных ископаемых (19,3 человек на 10 тыс. работающих, в том числе в добыче каменного угля, бурого угля и торфа – 79,7, добыче угля подземным способом – 130,0) и обрабатывающих производств (3,0 человека
на 10 тыс. работающих).

Среди причин, вызывающих профессиональную патологию, лидирующую роль играют неудовлетворительные условия труда. Так, в организациях по добыче каменного угля, бурого угля и торфа 80,2% работников заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда; металлургического производства – 69,5% работников; добыче металлических руд – 67,0% работников.

Показатели, характеризующие состояние профессиональной заболеваемости, представлены в Приложениях 7, 20-23.

1.4. Состояние инвалидности, связанной с профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом

В 2014 году по данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы из общего числа впервые признанных инвалидами (728 653 чел.), вследствие трудового увечья или профзаболевания признано инвалидами
4 960 человек (0,7%), что на 796 человека меньше, чем в 2013 году (5 756 чел.). Из общего числа повторно признанных инвалидами в 2014 году (1 487 672), инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания признано
18 239 человек (1,2%). В 2013 году эти показатели составляли 1 588 349 человек и 19 906 человек, соответственно.

Основная доля лиц с впервые установленной инвалидностью вследствие производственных травм и профзаболеваний приходится на 3-ю группу инвалидности – 3 776 человек (в том числе, вследствие производственных травм – 2 076 человек и вследствие профессиональных заболеваний – 1 700 человек). На 2-ю и 1-ю группы инвалидности – 875 человек и
178 человек, соответственно.

В целом в Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению числа лиц, ставших инвалидами вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний.

Динамика численности лиц, впервые признанных инвалидами вследствие трудового увечья или профзаболевания в Российской Федерации, представлена в Приложении 24.

1.5 Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Существующая система гарантий и компенсаций занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предполагает предоставление работникам:

- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, оплаты труда в повышенном размере (в зависимости от класса (подкласса) условий труда);

- бесплатного лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов;

- права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В течение последних лет удельный вес численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, в целом по Российской Федерации увеличивался.

По данным Росстата в 2014 году удельный вес численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, составил 46,7% (в 2013 г. – 41,1%).

Наибольшая доля численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в организациях следующих видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 73,6%, в том числе добыча каменного угля, бурого угля и торфа – 84,3%, добыча металлических руд – 74,7%; металлургическое производство – 76,2%; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – 69,4%.

В то же время на предприятиях текстильного и швейного производства этот показатель в 2014 году составил 27,9%, по производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 34,1%, по производству офисного оборудования и вычислительной техники – 11,1%, издательской и полиграфической деятельности – 15,9%, по производству одежды, выделки и крашения меха – 11,5%, а на предприятиях связи – 12,3%.

Наибольшая доля занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в Уральском (56,5%), Сибирском (54,5%) и Дальневосточном (56,7%) федеральных округах. В двух субъектах Российской Федерации этот показатель превышает среднероссийский в 1,5 раза: Кемеровская область (72,8%) и Ненецкий автономный округ (69,4%).

Одновременно в большинстве республик Южного и Северо-Кавказского федеральных округов этот показатель не превышал 25% (республики Калмыкия (24,2%), Карачаево-Черкесская (24,1%), Чеченская (23,0%), Адыгея (22,3%), Дагестан (17,2%), Ингушетия (13,4%).

Относительно низкие значения этого показателя наблюдались также в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Тыва (28,1%), Рязанская область (28,3%), Орловская область (29,4%), Тамбовская область (30,3%), Тверская область (31,9), г. Москва (33,4%) и Московская область (30,8%), Республика Северная Осетия-Алания (34,7%), Республика Марий Эл (34,9%), Брянская область (35,1%), Воронежская область (35,4%), г. Санкт-Петербург (35,5%).

Анализ структуры численности работников, пользующихся правом на отдельные виды компенсаций за работу с вредных и (или) опасных условиях труда, свидетельствует, что наибольший удельный вес составляют работники, которым установлен дополнительный оплачиваемый отпуск. Их численность только по обследованным Росстатом предприятиям в 2014 году составила 3 745 345 человек или 30,4% от численности работающих[1] и 65,2% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций[2].

Сохранилась тенденция увеличения численности работников, которым установлен повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая возросла с 3 541 430 человек в 2013 году до 3 641 844 человек в 2014 году и составила 63,4% (в 2013 г. – 68,4%) от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Численность работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в 2014 году составила 601 952 человека (4,9% от численности работающих), тогда как в 2013 году – 534 290 человек или 4,2%; бесплатное лечебно-профилактическое питание предоставлялось 217 517 работникам (1,8%) против 230 490 человек или 1,8% в 2013 г.; бесплатно получали молоко или другие равноценные пищевые продукты – 1 982 672 человека (16,1%) против 2 209 552 человек или 17,5% в 2013 г.

Бесплатно обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты 9 324 310 человек (75,7% от численности работающих), из них работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 5 028 549 человек (или 40,8% от численности работающих). В 2013 году эти показатели составляли 9 538 878 и
5 171 310 человек, соответственно.

Информация о численности работников, имеющих компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представлена в Приложениях 25-28.

Наши рекомендации