Раздел 1. защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (чс)

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению

№ 081100 – Государственное и муниципальное управление

Всеволожск 2012

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

Составитель:

кандидат педагогических наук, доцент М. Ю. Сличёнок

Утвержден на заседании кафедры

Математических и естественно-научных дисциплин

филиала РГГУ в г. Всеволожске

01.06. 2012 г., протокол № 10

Программа подготовлена на основе программы

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составители:

канд. мед. наук, доцент Н. Л. Белова

канд.воен.наук, доцент В. М. Решетников

Ответственный редактор:

канд. мед. наук, доцент Н. Л. Белова

Рецензенты:

канд.воен.наук, доцент А.И. Кузьмин

канд.мед.наук, доцент В.И. Дорохин

Учебно-методический комплекс утвержден

утверждена на заседании Группы Гражданской обороны РГГУ 25.02.2011, протокол № 8

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. АННОТАЦИЯ
1.2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.3 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
1.5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.8. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.8.1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является базовой (обязательной) частью профессиональной подготовки для студентов всех направлений бакалавриата. Дисциплина реализуется кафедрой Математических и естественно-научных дисциплин при подготовке всех специльностей.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с тематикой взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), вопросами предупреждения и защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций, оказания первой помощи в условиях возникновения этих ситуаций, а так же проблемами охраны здоровья населения.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-……), профессиональных (ПК-……)1.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость усвоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Программа дисциплины включает лекционные (12 часов) занятия, семинары (14 часов), самостоятельную работу студентов (46 часов).

В установленном порядке допускает изменение форм и методов проведения занятий, но без сокращения общего количества учебных часов, предусмотренных программой.

1 Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в основной образовательной программе по направлению бакалавриата. Каждый факультет вставляет компетенции из своего стандарта в представленную программу.

Пояснительная записка

Цельучебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), готовности и способности специалиста использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются как приоритетные, особенно ярко выраженные при чрезвычайных ситуациях, их воздействии на человека и среду его обитания, что дает возможность применения полученных знаний и навыков для защиты жизни и здоровья в чрезвычайных ситуациях.

Задачи дисциплины:

1. Изучить характер чрезвычайных ситуаций и их последствия для жизнедеятельности.

2. Овладеть правовыми основами безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Подготовить студентов к осознанным действиям в чрезвычайных ситуациях, научить грамотно применять способы защиты жизни и здоровья в сложившейся критической обстановке.

4. Сформировать навыки оказания первой помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а так же при массовых эпидемиях.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является базовой частью профессиональной подготовки бакалавриата всех направлений. Дисциплина преподается во взаимосвязи с гуманитарно-социально-экономическим циклом обучения.

Компетенции обучающегося формируются в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать

•теоретические основы обеспечения безопасности

жизнедеятельности;

• негативные воздействия ЧС на человека и среду его обитания;

• основы защиты населения;

• способы и средства защиты населения в ЧС;

• основы первой помощи в ЧС.

Уметь

•определять характер ЧС и их поражающие факторы;

•идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;

• выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

• осуществлять мероприятия по защите населения в ЧС;

• оказывать первую помощь при массовых поражениях населения и возможных последствиях аварий, катастроф, стихийных бедствий;

• системно мыслить, обобщать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;

• логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

• работать в коллективе;

• ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях;

•использовать правовые документы в своей деятельности;

•анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

• понимать сущность и значение информации, осознавать опасность и угрозу;

• принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

• находить нестандартные интерпретации информации и решения задач по обеспечению безопасности в ЧС;

• понимать логику глобальных процессов в развитии политических отношений;

• следить за динамикой основных характеристик среды безопасности и понимать их влияние на национальную безопасность России.

Владеть

•законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды;

• способами и технологиями защиты в ЧС;

• понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

• методами обеспечения безопасности среды обитания и оказания первой помощи при ЧС;

• понятиями о проблемах устойчивого развития и путей снижения рисков для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» полностью переработана, внесены изменения в тематику преподавания, подчеркнуты особенности авторского подхода к преподаванию дисциплины, связь разделов «Защита населения в ЧС» и «Первая помощь при ЧС», обновлен список литературы. Предмет нашел новые аспекты освещения информации.

Новизна программы заключается в том, что она разрабатывается впервые, с учетом специфики ООП подготовки бакалавров. В программе реализован оригинальный авторский подход к определению формируемых компетенций в ходе изучения дисциплины на основе компетенций ООП и преподаванию курса как по содержанию и6

логической последовательности, так и по применению интерактивных форм обучения в часы аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Дисциплина преподается во взаимосвязи с профессиональным циклом обучения по всем направлениям бакалавриата.

Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тематический план дисциплины «Безопасность

жизнедеятельности» (в часах)

№ п/п   Раздел дисциплины     Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточ ной аттестации (по семестрам)  
Всего Лекции Пратические занятия Семинары Самостоятельная работа
1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
1.1 Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», общая классификация ЧС. Чрезвычайные ситуации техногенного характера         Собеседование
1.2. Конфликтные и бесконфликтные чрезвычайные ситуации                
1.2.1 Чрезвычайные ситуации природного, биолого-социального и экологического характера          
1.2.2 Конфликтные ЧС. Современные средства поражения.          
1.3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.                
1.3.1 Единая государственная Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданская оборона (ГО) на современном этапе.          
1.3.2 Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.        
  Контрольная работа           Контр. работа
  Всего        
2. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях
2.1. Экология человека в современных условиях. Медицина катастроф.         Собеседование
2.2. Первая помощь при травмах.                
2.2.1 Основы анестезиологии и реаниматологии.         Прием практических заданий
2.2.2 Открытые повреждения – раны. Хирургическая инфекция. Асептика и антисептика.          
2.2.3 Десмургия.         Прием практических заданий
2.2.4 Кровотечение. Определение. Классификация кровотечений. Первая помощь.         Прием практических заданий
2.2.5 Травматический шок. Закрытые повреждения. Синдром длительного сдавливания тканей. Первая помощь.          
2.2.6 Переломы костей. Транспортная иммобилизация.         Прием практических заданий
2.2.7 Первая помощь при ожогах, электротравмах, отморожениях, утоплении. Принципы транспортировки пораженных.          
2.3. Первая помощь при радиационных поражениях и поражениях АХОВ.          
2.4. Эпидемии и противоэпидемические мероприятия. Понятие об иммунитете. СПИД. Венерические болезни.          
  Промежуточная аттестация           Зачет
  Всего        
  Общая трудоемкость часы        
        з.е.              
                         

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС)

Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина, ее структура и содержание, термины и определения. Безопасность личности, общества и государства. Общая классификация ЧС.

Транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии (ЧС), сопровождающие выбросами аварийно химически опасных, радиоактивных и биологически опасных веществ. Аварии на гидродинамически опасных объектах, на электроэнергетических системах, коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на очистных сооружениях. Действия населения при ЧС техногенного характера.

Наши рекомендации