Рекомендации по выполнению электронных презентаций
Общие положения
Учебной целью работы, т.е. реферата является закрепление и углубление учащимися теоретических знаний, практических навыков, полученных в ходе учебного процесса, самостоятельного изучения учебной, методической, специальной литературы, периодических изданий, выработка умений публичной защиты, а также использования результатов исследований по выбранной теме.
Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины, утверждается и уточняется предметной цикловой комиссией ежегодно.
Учащемуся предоставляется право выбора темы реферата. Он также может предложить свою формулировку темы, обосновав целесообразность ее постановки.
Задания для рефератов выдаются учащимся дневной формы – в начале семестра и при изучении дисциплины.
Работа учащегося начинается с выбора темы реферата. Этому помогает индивидуальная беседа преподавателя с учащимися при выдаче задания. В ходе этой беседы выясняется степень подготовленности учащегося к выполнению данной темы, рекомендуется необходимая литература и материалы, дается консультация о порядке выполнения им реферата.
Преподаватель выдает задание, в котором приводятся название, примерная структура, календарный график выполнения реферата.
Сроки представления выполнения реферата устанавливаются преподавателем данной дисциплины в соответствии с учебным планом.
После выполнения реферата оформляется (подписывается) учащимся и сдается преподавателю.
2. Содержание и структура
Реферат должен отвечать следующим требованиям:
– полно и всесторонне раскрывать тему и не превышать рекомендуемого объема;
– логично и последовательно излагать материал.
Реферат состоит из плана (содержания), введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Образец титульного листа реферата прилагается (см. приложение 1).
Оглавление и список используемой литературы приводятся на отдельных листах соответственно в начале и конце реферата.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель реферата, вытекающие из нее задачи, объект исследования, методика получения конечного результата.
Основная часть работы должна содержать:
· изложение основных теоретических положений, раскрывающие направления и методы развития предмета исследования в современных условиях;
· обосновываться рекомендации, направления, методы, формы развития исследуемого объекта и повышения эффективности действий в данном направлении.
В заключении в концентрированном виде формулируются положения, отражающие сущность результатов и выводов по всей основной части работы.
Реферат приобретает особую ценность, если учащиеся при ее выполнении использует современные методики экономического анализа и управленческой диагностики, в том числе с применением информационных технологий.
Общий объем работы 12–20 страниц текста, отпечатанного на компьютере (пишущей машинке), или в порядке исключения 15–25 страниц рукописного текста (формата А4).
Законченный реферат учитывается и защищается в соответствии с настоящим стандартом.
3. Защита
Реферат защищается, как правило, публично. Защита состоит в коротком (до 7 минут) докладе учащегося по выполненной работе и в ответах на вопросы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Общие положения
Текст реферата должен быть выполнен на ПЭВМ с помощью текстового редактора MS Word на одной стороне листа формата А4: объем работы 12-20 стр., включая рисунки, таблицы, но без приложений (количество приложений неограниченно); размер шрифта – 12; межстрочный интервал – 1,5; шрифт - Times New Roman.
При выполнении работы поля страницы необходимо установить следующие: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 15 мм.
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным - 1,25 мм.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем набирать текст реферата сначала установите параметры страницы (Файл – Параметры страницы - Поля:слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 15 мм), затем установите отступы и интервалы (Формат – Абзац – Отступы и интервалы:отступ первой строки – 1,25 мм; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание текста: основного - по ширине; заголовков – по центру). Если Вы этого не сделаете, и сначала наберете текст со всеми таблицами, графиками и рисунками, а затем начнете его редактировать. НЕ ДОВЕРЯЙТЕ КОПЬЮТЕРУ! Периодически сохраняйте текст, не надейтесь на автосохранение, особенно если построили сложный график, рисунок, таблицу. |
Составные элементы работы:
Реферат должен содержать следующие элементы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость);
4) введение;
5) основную часть, (содержание, которого устанавливается заданием);
6) заключение;
7) список литературы;
Приложения.
1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1.
2) ЗАДАНИЕ НА РЕФЕРАТ выдается Вашим преподавателем, учащийся сам выбирает тему реферата.
3) СОДЕРЖАНИЕ включает в себя названия всех элементов реферата, названия, разделов, подразделов с указанием страниц, на которых находится начало материала.
4) ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ
Если в реферате используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы и термины, то их перечень может быть представлен перед введением.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева приводятся термины, символы, сокращения, справа – их подробная расшифровка. Если в реферате сокращения, термины, символы, обозначения повторяются менее трех раз, такой перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте (в скобках) при первом упоминании.
5) ВВЕДЕНИЕ
Введение – вступительная часть реферата. В ней приводится общая оценка изученности вопроса по выбранной теме. При необходимости дается исторический обзор, определяется круг проблем, нуждающихся в научно-практической разработке. Обосновываются актуальность темы, формулируются цель, задачи исследования, выбирается объект изучения и анализа.
6) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
При написании разделов и подразделов основной части необходимо обеспечить логическую связь между ними, последовательность перехода одного раздела к другому.
Содержание разделов и подразделов должно соответствовать их названиям. По объему они должны быть примерно равными между собой. Разделы необходимо завершать краткими выводами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершается реферат заключением. В нем делаются выводы по работе в целом, подводятся итоги всех исследований, намечаются пути дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации.
8) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
После «Заключения» приводится список литературы, которая была использована при написании работы. Составление списка используемой литературы является частью научного исследования и отражает степень изучения материала.
В начале списка указываются Законы Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, после них в алфавитном порядке книги, монографии, учебники, статьи в журналах и газетах.
ВНИМАНИЕ! Чтобы правильно оформить используемый литературный источник, открываете его на странице 2 и смотрите, как записан этот учебник (монография и др.) и точно также его переписываете себе в список литературы. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложения включаются материалы: образцы оформления различных документов, таблицы вспомогательных данных, расчеты, программы для ЭВМ с кратким их описанием, графики, диаграммы, чертежи и т. п. Приложения оформляют как продолжение текста основного материала. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием по центру слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номер, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного «рекомендуемое».
Как написать введение?
Введение - наиболее строго структурированная часть реферата. Фактически введение дает общую характеристику проделанной работы.
Введение начинается с обоснования актуальности работы, а точнее - с обоснования необходимости и своевременности дальнейшего изучения предмета исследования. Актуальность темы в прикладном аспекте раскрывается через описание ряда практических задач (проблем), имеющих место в экономической, управленческой, производственно-технологической, социальной, внешнеэкономической деятельности и связи или какой-либо иной области. Изложение, как правило, ведется по схеме "от общего к частному" (от общебелорусских, общеотраслевых проблем к более узким, специализированным проблемам). Например:
"В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в формировании новых структур и механизмов управления. Большинство крупных отечественных промышленных предприятий, располагавших налаженной системой производственно-хозяйственной деятельности, планирования и учета, оказались неспособны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в силу неразвитости рыночных инструментов гибкого, адаптивного управления".
Актуальность в научно-методическом аспекте раскрывается через демонстрацию недостаточной разработанности темы в научной литературе. Актуальность может также проявляться в несоответствии каких-либо методик текущим условиям (например, недостаточной адаптацией западных подходов к белорусским реалиям), устаревании методик. Например:
"Несмотря на значительный объем работ, затрагивающих различные аспекты управления на промышленных предприятиях, целый ряд теоретических и практических вопросов, связанных с данной проблемой, остаются дискуссионными и требуют дополнительного изучения. Так, например, недостаточно разработаны методы адаптивного регулирования параметров управленческой деятельности; способы учета и классификации объектов внешней и внутренней сред предприятия; формы и методы взаимодействия предприятия с внешней средой; подходы к постановке целей и формированию рациональных управленческих решений, базирующихся на формализованных моделях хозяйственной деятельности предприятий".
Важно, чтобы приведенные во введении формулировки научной актуальности соответствовали выводам, сделанным в первой главе и, конечно, общим выводам по работе.
После обоснования актуальности формулируются цель и задачи работы.
Цель работы, как правило, соответствует названию работы и предмету исследования. Достаточно часто формулировка цели начинается со слова "разработка..." (например, "разработка организационно-методического обеспечения процесса формирования...").
Цель должна быть одна. Переход от цели к задачам идет через фразу: "В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи..." Задачи (5-7 пунктов) должны соответствовать подразделам работы по формулировке и содержанию. Цели и задачи формулируются в настоящем времени. Работа должна включать теоретико-методические ("исследовано....", "уточнено...", "выявлено...", "разработана...", "предложена...", "проведен анализ..." и др.) и прикладные задачи. Важно, чтобы цель и задачи работы ставились исходя из реально имеющихся проблем на предприятии.
После изложения задач четко определяется предмет исследования ("что конкретно изучается?"). Предмет, как правило, формулируется одной фразой (например, "процесс функционирования системы контроллинга на предприятии").
Далее обзорно, по группам указываются основные источники информации, использованные при написании работы. Их перечень достаточно стандартен:
труды отечественных и зарубежных ученых по теме работы; справочно-информационные и энциклопедические материалы; нормативные документы; материалы научно-практических конференций; ресурсы сети Internet; сведения статистической и бухгалтерской отчетности предприятия (организации); отчеты специализированных маркетинговых агентств (в том числе, электронные базы данных).
Полезно отдельно остановиться на новизне работы. Различают научную, методическую и практическую новизну. Для хорошего реферативного проекта вполне достаточно методической ("предложены новые пути решения проблемы"). Далее формулируется практическая значимость работы, т.е. дается четкий ответ на вопрос: "Для чего могут бытьиспользованы результаты работы?". Например:
Научные принципы и подходы, изложенные в проекте (работе), могут быть использованы при формировании и функционировании систем управления на промышленных предприятиях (организациях). Организационную модель управления и формально-логическую модель хозяйственной деятельности целесообразно использовать при разработке программы развития предприятия, регулировании параметров основных бизнес-процессов. Предложенные рекомендации дают возможность повысить конкурентоспособность предприятия, стабилизировать и улучшить его финансово-экономическое состояние за счет принятия адекватных управленческих решений.
Как написать заключение?
В заключении приводятся содержательные выводы и рекомендации по всей работе. Фактически в заключение собираются, обобщаются резюме по главам. Важно, чтобы в выводах и рекомендациях нашли отражение все сформулированные во введении задачи.
Используются стандартные лингвистические конструкции (типовые фразы):
"...развитие ... играет решающую роль в ...".
"....достижение эффективного развития ... невозможно без разработки..."
"...в результате изучения классических научных подходов ... предложена ..., основанная на результатах анализа..."
"...путем адаптации ... к ... разработаны методические подходы к формированию ..."
"...на основе анализа ... сделан вывод о том, что в условиях ... наиболее действенным механизмом ... может стать..."
"...проведена апробация предложенного методического обеспечения... на примере ... На основе выполненного анализа сделан вывод о том, что ..."
"...в результате ... анализа состояния ... определено, что на протяжении периода ... произошел ...., сформировавший устойчивую тенденцию к ..."
"...детальный анализ ... данных о состоянии ... позволил сделать вывод о том, что ... Причинами такой ситуации является ... Сделан вывод о необходимости целенаправленной поддержки ..."
"...разработан механизм ... на основе..."
"...предложен ряд вариантов ...., что позволит..."
"...предложена стратегия достижения ... за счет следующих факторов..."
"...разработаны основные организационно-экономические положения и этапы ... программы по развитию ..., которая является основой для осуществления ..." и т.д. и т.п.
В завершении можно дать одной фразой общий вывод по итогам всей работы. Например:
Основной результат проведенного исследования заключается в разработке комплекса положений, которые можно использовать в качестве базовых элементов системы контроллинга страховой компании.
Вслед за заключением следует список использованных источников и приложения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Выбор темы презентации – добровольный, на усмотрение самого учащегося. Рекомендуется выбрать ту тему презентации, которая наиболее интересна для самостоятельной подготовки учащегося.
Набор тем презентаций может изменяться с началом каждого нового учебного года, однако общие требования к оформлению и содержанию презентаций остаётся неизменным: данные требования изложены ниже.