Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
Направление подготовки среднего профессионального образования по специальностям: 230115 Программирование в компьютерных системах
Форма обучения: очная
Курс | |
Семестр | |
Всего часов (по учебному плану): | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | зачет |
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальностям 230111 Компьютерные сети (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г., № 685).
Составитель рабочей программы:
Преподаватель __________________ В.И.Мещерякова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании УМК
Протокол заседания № ___от ___ сентября 2012 г.
Председатель УМК ____________________ Н.А. Шевчук
Содержание
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | |
2. | Структура и примерное содержание учебной дисциплины | |
3. | Условия реализации учебной дисциплины | |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности | Компьютерные сети |
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ОПОП.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- идентифицировать опасные и вредные производственные факторы
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов производственной среды;
- проводить расчет численности сотрудников службы охраны труда в организации;
- отстаивать право на труд в условиях отвечающих требованиям охраны труда;
- проводить расследование несчастного случая на производстве;
- идентифицировать несчастный случай;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные негативные факторы, воздействующие на человека, их влияние на здоровье;
- источники опасных и вредных производственных факторов;
- параметры и характеристики опасных и вредных производственных факторов;
- основные способы и методы защиты от опасных и вредных производственных факторов;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
- основные направления государственной политики в области охраны труда;
- обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда;
- назначение службы охраны труда в организации (на предприятии);
- состав и порядок работы комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;
- порядок оформления и учета материалов расследования несчастных случаев на производстве.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
Результаты освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины«Охрана труда» (в соответствии с ФГОС СПО):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.… |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.… |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
реферативная работа | |
работа с информационными источниками | |
подготовка презентационных материалов | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
домашняя контрольная работа | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Введение. Цели и задачи дисциплины | Содержание учебного материала | ||||
Цели и задачи учебной дисциплины. Предмет изучения. Основные термины и понятия. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Раздел 1. Воздействие негативных факторов на человека | |||||
Тема 1.1. Классификация негативных факторов | Содержание учебного материала | ||||
Воздействие негативных факторов на человека Классификация негативных факторов. Опасный производственный фактор: электрический ток, раскаленные тела, падения с высоты, давление выше атмосферного. Вредный производственный фактор: неблагоприятные метеорологические и климатические условия, запыленность и загазованность воздуха, воздействие шума, вибрации, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, лазерного и ионизирующего излучений. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Выявление источников негативных производственных факторов | |||||
Раздел 2. Методы и средства защиты от опасностей технических систем | |||||
Тема 2.1. Методы борьбы с шумом, вибрацией, инфра- и ультразвуковыми колебаниями | Содержание учебного материала | 0,5 | |||
Методы борьбы с шумом, вибрацией, инфра- и ультразвуковыми колебаниями Источники звуковых, инфра- и ультразвуковых колебаний и вибраций. Уменьшение шума в источнике его возникновения. Изменение направленности излучения шума. Рациональная планировка предприятий и цехов. Уменьшение звуковой мощности по пути распространения шума (звукоизоляция, экранирование, применение глушителей). Увеличение жесткости колеблющихся конструкций. Снижение вибрации в источнике ее возникновения. Уменьшение параметров вибрации по пути ее распространения (вибродемпфирование, виброгашение, виброизоляция). Применение средств индивидуальной защиты. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Классификация средств защиты. Виды коллективных средств защиты от шума | |||||
Тема 2.2. Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения | Содержание учебного материала | ||||
Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения Источники электромагнитных полей и лазерного излучения, их параметры. Рациональное размещение излучающих и облучающих объектов. Ограничение места и времени нахождения работающих в ЭМП. Удаление рабочего места от источника излучений. Ограждение лазерно-опасной зоны. Использование поглощающих или отражающих экранов. Применение средств индивидуальной защиты (специальные комбинезоны и халаты, специальные очки). | |||||
Практические занятия | |||||
1. Методы защиты от электромагнитных полей | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Источники электромагнитных полей и лазерного излучения. Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения. Классы опасности лазерных установок. | |||||
Тема 2.3. Защита от ионизирующих излучений | Содержание учебного материала | 0,5 | |||
Защита от ионизирующих излучений Виды ионизирующих излучений и их характеристики. Снижение уровня излучения на рабочем месте экранированием источников. Ограничение времени пребывания работающих в опасной зоне. Ограждение опасной зоны. Контроль и учет полученойдозы облучения. Применение средств индивидуальной защиты. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Особенности воздействия ионизирующего излучения на организм | |||||
Тема 2.4. Электробезопасность и молниезащита зданий и сооружений | Содержание учебного материала | 0,5 | |||
Электробезопасность и молниезащита зданий и сооружений Изоляция токопроводящих частей и ее непрерывный контроль. Установка оградительный устройств. Предупредительная сигнализация и блокировки. Использование знаков безопасности и предупреждающих плакатов. Использование малых напряжений. Электрическое разделение сетей. Защитное заземление. Выравнивание потенциалов. Зануление. Защитное отключение. Индивидуальная электрозащита. Молниеотводы. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Основные термины и определения. Методы защиты от воздействия электрического тока. | |||||
Тема 2.5. Обеспечение безопасности при работе с компьютерами | Содержание учебного материала | ||||
Обеспечение безопасности при работе с компьютерами Требования к помещениям с ЭВТ. Организация рабочего места. Организация рабочего времени для взрослых и детей. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Организация рабочего места и времени при работе с ПЭВМ | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Параметры микроклимата и световой среды в помещениях с ПЭВМ | |||||
Тема 2.6. Пожарная и взрывная безопасность | Содержание учебного материала | 0,5 | |||
Пожарная и взрывная безопасность Показатели пожаровзрывоопасности. Основные причины пожаров и взрывов на производстве. Основные способы тушения пожаров | |||||
Практические занятия | |||||
1. Причины пожаров. Первичные средства пожаротушения. Классификация веществ по горючести. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником Правила противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. | |||||
Тема 2.7. Экобиозащитная техника | Содержание учебного материала | ||||
Экобиозащитная техника. Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей. Механическая очистка стоков. Химическая или реагентная очистка стоков. Биохимическая очистка стоков. Обеззараживание и специальные методы очистки воды (дистилляция, вымораживание, мембранный метод, ионный обмен). Утилизация твердых промышленных отходов и их переработка. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей. Механическая очистка стоков. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» | |||||
Тема 2.8. Основные требования безопасности промышленного оборудования | Содержание учебного материала | ||||
Основные требования безопасности промышленного оборудования Оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, специальные системы. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, специальные системы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Автоматизация процессов производства | |||||
Раздел 3. Основные направления государственной политики в области охраны труда | |||||
Тема 3.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Основные направления государственной политики в области охраны труда Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Принятие и реализация федеральных и иных законов и нормативно-правовых актов. Государственное управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением требований охраны. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Защита законных интересов работников на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев. Компенсации за тяжелую работу и вредные и (или) опасные условия труда. Финансирование мероприятий по охране труда. Подготовка специалистов по охране труда. | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Раздел 4. Требования охраны труда | |||||
Тема 4.1. Государственные нормативные требования охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Государственные нормативные требования охраны труда Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда | |||||
Практические занятия | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Постановление Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010 г. «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | |||||
Тема 4.2. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Обеспечение соответствующих условий труда на каждом рабочем месте. Соблюдение режимов труда и отдыха. Проведение аттестации рабочих мест. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Тема 4.3. Обязанности работника в области охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Обязанности работника в области охраны труда Правильное применение средств защиты. Прохождение обучения по охране труда. Прохождение обязательных медицинских осмотров. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Обязанности работника в области охраны труда | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Раздел 5. Организация охраны труда | |||||
Тема 5.1. Государственное управление охраной труда | Содержание учебного материала | ||||
Государственное управление охраной труда Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами. Основные полномочия органов исполнительной власти | |||||
Практические занятия | |||||
1. Государственное управление охраной труда | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Тема 5.2. Служба охраны труда в организации | Содержание учебного материала | ||||
Служба охраны труда в организации Цели и задачи, решаемые службой охраны труда. Численность и структура службы охраны труда. Правила расчета численности службы охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Расчет численности службы охраны труда в организации | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» | |||||
Раздел 6. Обеспечение прав работников на охрану труда | |||||
Тема 6.1. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены | Содержание учебного материала | ||||
Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены Соответствие рабочего места требованиям охраны труда. Обязательное социальное страхование. Возможность отказа от работы при угрозе жизни и здоровью. Компенсации за условия труда. Ознакомление с условиями труда на рабочем месте. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Тема 6.2. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Условия труда гарантированные трудовым договором. Гарантии в связи с приостановлением работ. Отказ от работ при угрозе жизни и здоровью работника. Обеспечение средствами защиты. Возмещение вреда. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
Тема 6.3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда Инструктаж по охране труда (первичный, периодический, специальный). Обучение и стажировка лиц, поступающих на работу. Периодическая проверка знаний требований безопасности. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Виды обучений по охране труда. Периодичность проверки знаний требований охраны труда | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Виды инструктажей по охране труда | |||||
Тема 6.4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда | Содержание учебного материала | ||||
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда Источники финансирования мероприятий по охране труда и улучшению условий труда. Размеры финансирования. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Источники и размеры финансирования | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Порядок направления средств для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных | |||||
Тема 6.5. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве | Содержание учебного материала | ||||
Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве Создание комиссии по расследованию несчастного случая на производстве. Оказание первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве. Доставка пострадавшего в медицинское учреждение. Извещение органов исполнительной власти о происшедшем несчастном случае на производстве. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Порядок создания комиссии по расследованию несчастного случая на производстве | |||||
2. Оказание первой помощи пострадавшему. Доставка в лечебное учреждение | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Извещение органов исполнительной власти о происшедшем несчастном случае. | |||||
Тема 6.6. Порядок расследования несчастных случаев на производстве | Содержание учебного материала | ||||
Порядок расследования несчастных случаев на производстве Состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Сроки проведения расследования. Документы, оформляемые в ходе расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. | |||||
Практические занятия | |||||
1. Определение состава комиссии по расследованию несчастных случаев | |||||
2. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве | |||||
3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
1. Работа с информационным источником: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ | |||||
ВСЕГО: | |||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).