Понятие и критерии оценки эффективности УП
Лекция. Эффективность управления персоналом.
Понятие и критерии оценки эффективности УП.
Экономическая эффективность УП.
Социальная эффективность УП.
Понятие и критерии оценки эффективности УП.
(эффективности не персонала и не службы персонала, а всей системы УП!)
Эффективность управления персоналом – это комплексный показатель объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за персоналом функций.
Для определения степени эффективности управления персоналом необходимы соответствующие критерии и показатели.
При выборе критериев оценки следует учитывать два фактора:
1) для решения каких конкретных задач используются результаты оценки;
2) для какой категории работников устанавливаются критерии, они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности персонала.
В качестве критериев эффективности управления персоналом могут выступать:
- выполнение установленных норм выработки;
- выполнение норм обслуживания при надлежащем качестве работы;
- снижение издержек из-за уменьшения текучести персонала, необоснованных простоев и др.
Оценку эффективности управления персоналом целесообразно производить по трем позициям (М.И.Магура):
1. | 1) оценка организации управленческого труда; |
2. | 2) анализ технологии управления персоналом; |
3. | 3) анализ качества управления персоналом. |
1) При оценке организации управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот.
2) Анализ технологии УП включает методы и процедуры УП, их последовательность и правильность применения.
3) Анализ качества управления персоналом. Он производится в зависимости от конкретных задач, стоящих перед органом управления.
Анализ качества управления персоналом фирмы приводится в таблице 3
Таблица 3
Направления анализа качества управления персоналом фирмы
№ | Направление анализа | Используемые критерии |
Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы. | Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения. | |
Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала. | Четкость и полнота изложения, соответствие ТК. | |
Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы. | Трудовые показатели работников, эффективность работы фирмы; Соответствие ТК; Морально-психологический климат в коллективе. |
Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников. | Состояние трудовой этики; Морально-психологический климат в коллективе; Удовлетворенность персонала работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства; Имидж фирмы; Приверженность работников своей фирме; Трудовые показатели. | |
Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников, морально-психологический климат и др.) |
Оценка эффективности управления персоналом состоит из двух компонентов:
Экономической эффективности, характеризующей достижение целей фирмы путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов. (Забота о производстве, о деле)