Тема: «История развития законодательства о труде. Понятие, предмет, метод, система, источники, субъекты и принципы трудового права»
Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Фабрично-трудовое законодательство в Российской империи;
2) Советское трудовое право;
3) Понятие трудового права и его место в системе российского права;
4) Предмет и метод трудового права;
5) Система трудового права;
6) Принципы трудового права;
7) Система источников трудового права и ее особенности;
8) Понятие и виды субъектов трудового права;
9) Работник как субъект трудового права;
10) Работодатель как субъект трудового права.
Вопросы для самопроверки:
1) Назовите основные акты фабричного законодательства о труде;
2) Назовите основные акты законодательства о труде советское периода;
3) Сформулируйте понятие трудового права;
4) Назовите отношения, входящие в предмет трудового права;
5) Определите специфику метода трудового права;
6) Из каких частей состоит система трудового права?
7) Раскройте содержание принципов трудового права;
8) В чем особенности система источников трудового права?
9) Назовите субъектов трудового права.
Примерная тематика рефератов и рекомендации по их написанию:
1) Понятие трудового права и его место в общей системе российских отраслей права
2) Сфера действия норм трудового права
3) Метод трудового права как отрасли права
4) Система источников трудового права и ее особенности
5) Значение коллективно-договорного регулирования условий труда
6) Индивидуально-договорное регулирование условий труда
7) Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда
8) Основные принципы правового регулирования труда
9) Работник как субъект трудового права
10) Работодатель как субъект трудового права
Рекомендации по написанию
1. Структурными элементами реферата должны быть: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список
Титульный лист является первой страницей реферата.
Оглавление отражает структуру реферата, помещается после титульного листа и включает в себя: введение, наименование всех разделов, пунктов, подпунктов, заключение, библиографический список
Наименования глав не должны повторять название реферата, а заголовки пунктов – название глав.
Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы; цель и задачи реферата, объект, предмет, методологию исследования.
Основная часть отражает итоги теоретической и практической работы студента, проведенной по избранной тематике, содержит результаты исследования, промежуточные выводы.
Заключениедолжно представлять итоговые выводы по результатам исследования, согласованные с целью и задачами, обозначенным во введении.
Библиографический списокдолжен содержать перечень источников и литературы, использованных при выполнении реферата.
2. Требования к тексту реферата
Стиль изложения реферата – научный с соблюдением следующих требований:
- мысли должны быть изложены четко, последовательно и конкретно, каждая новая мысль должна начинаться с абзаца (красной строки);
- не рекомендуется применять местоимение «я» и глаголы впервом лице; мысли необходимо излагать так, чтобы было очевидно, где излагаются мысли автора работы, а где других авторов. Например, «автор считает», «по мнению автора» и т.д.;
- при использовании в реферате цитат, цифровых данных, иллюстраций, схем и иных данных, заимствованных из других источников, необходимо обязательно оформлять ссылку на эти источники.
3. Выполнение и оформление реферата
Реферат должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word: шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; междустрочный интервал – полуторный; со следующими полями: левое – 3 см; правое – 1 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту реферата. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Объем реферата не может быть меньше 20 страниц и не должен превышать 25 страниц (без учета библиографического списка).
Форма текущего контроля по теме «История развития законодательства о труде. Понятие, предмет, метод, система, источники, субъекты и принципы трудового права»: устный опрос
Тема 1.2. Социальное партнерство в сфере труда
Аудиторные занятия
Лекция 2.«Социальное партнерство в сфере труда»
План лекции:
1) Понятие, значение, принципы, система, стороны, органы и формы социального партнерства в сфере труда
2) Коллективный договор
3) Социально-партнерское соглашение
4) Ответственность сторон социального партнерства за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
Семинар 2.«Социальное партнерство в сфере труда»
Основные вопросы:
1) Понятие, значение, принципы, система, стороны, органы и формы социального партнерства в сфере труда;
2) Коллективный договор;
3) Социально-партнерское соглашение;
4) Ответственность сторон социального партнерства за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях.
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1) Решите задачу: Профсоюз и представители работодателя в ходе переговоров о заключении коллективного договора не смогли выработать единой позиции по вопросу о продолжительности дополнительного отпуска, предоставляемого за счет средств организации. Представители работодателя настаивали на предоставлении дополнительного отпуска продолжительностью 12 рабочих дней руководителям отделов и главным специалистам. Члены профсоюзного комитета предлагали представлять дополнительный отпуск всем категориям специалистов, но не более 6 рабочих дней. Возможно ли дальнейшее проведение коллективных переговоров и в каком порядке?
2) Решите задачу: Представители работников и руководитель обособленного структурного подразделения (филиала) предприятия подготовили проект коллективного договора на следующий год. Однако при обсуждении проекта на общем собрании работников филиала возник вопрос о правомерности его заключения, так как филиал был образован три месяца назад и срок действия коллективного договора головного предприятия не истек. Можно ли заключать коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях предприятий и организаций? Кто является сторонами коллективного договора в подобной ситуации?
3) Составьте схему «Порядок проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора».